Стр. 24 из 242.1.3D. Шаманские сражения
Это сказки о битвах шаманов со злыми силами для того, чтобы вернуть душу больного или недавно умершего; порой — боевые состязания между шаманами, а также между духами-помощниками. Иногда персонажи зооморфны. В восточноевропейских сказках этот сюжет имеет отголосок в противостоянии героя, обладающего волшебными свойствами, чужому колдовству или иному нападению на него.
Как известно, Леннрот при написании «Калевалы» использовал финно-карельские руны, которые являлись отчасти поэтическими отрывками, отчасти — прозаическими сказками. Во многих из них описаны шаманские сражения, например, Лемминкайнена с хозяйкой Похъелы, Вяйнемейнена с Иоукахайненом.
Примером такого сюжета может служить история ойуна Хагыстайы из Богоронцев, прослышавшего о кровожадности шамана Хаас Атаха (Гусиная нога) (Федоров, 2005, с. 250—252). Приняв облик ястреба, он полетел к жилищу злого колдуна, увидел скромную юрту и тщедушного старика, однако тут же подвергся нападению огромной страшной птицы с распластанными на полнеба крыльями. Хагыстайы обнаружил в ее оперении просвет, вылетел через него, выбив пару перьев, и помчался домой. Преследование беглеца завершилось тем, что тот ринулся в озеро и взмолился духам глубин, напомнив, что он сын их, а те стали метать железные копья в страшную птицу и перебили ей спинную вену. Вскоре старик из бедной хижины умер, а с ним — два его сына (которые были связаны с двумя выбитыми перьями).
325. Хитрая наука: отец отдает сына в науку колдуну; на испытании три раза узнает сына среди одинаковых с ним товарищей; продает сына в виде лошади колдуну; сын убегает, превращаясь в разных животных, в кольцо и т.д.
303. Два брата: два брата, лошадь и собака родятся чудесным образом (от съеденной рыбы, от выпитой воды и пр.); один освобождает царевен от змея, ведьма превращает его в камень; второй брат спасает его от чар.
665. Скорый гонец: юноша превращается в оленя (зайца, птичку и т.п.); во время войны доставляет царю забытый им меч (и т.п.); во время его сна другой завладевает мечом, но истина выясняется; юноша женится на царевне.
670. Язык животных: человек узнает язык животных, но не должен говорить об этом; жена хочет узнать тайну, человек готовится к смерти; петух дает ему совет расправиться с женой.
708. Царевич-чудовище: царевна вследствие волшебства злой мачехи рождает чудовище и изгнана; чудовище кормит ее и впоследствии превращается в царевича.
*671 I. Чудесный мальчик: разгадывает сны, барин (или колдун) велит зарезать его, но мальчик спасается; отгадывает за барина сон царя, барина наказывают.
314. Чудесное бегство: в бегстве помогает лошадь, оказывающаяся заколдованным юношей; златовласый юноша служит при дворе, побеждает врагов на войне и женится на царевне.
315*В. Неверная жена: завладевает чудесным предметом, придающим силу мужу (огниво, рубашка и пр.), и передает его любовнику; после ряда превращений (в жеребца, в дерево и пр.) муж убивает жену и женится на помогавшей ему девушке.
407. Девушка-цветок: человек ломает стебель цветка, цветок превращается в девушку, которая становится его женой.
409. Мать-рысь: кормит своего ребенка, сбрасывая шкурку; шкурку сжигают, мать принимает свой прежний образ.
*449А. Царская собака: неверная жена обращает мужа в собаку; он живет у пастухов, спасает царских детей, возвращается с наградой к жене; жена превращает его в воробья; с помощью колдуна (колдуньи) муж освобождается от чар и превращает жену в лошадь.
*449В. Жена-колдунья (Сиди-Нуман): жена ест мертвечину, муж подглядывает; она обращает его в собаку; собака отличает фальшивые монеты от настоящих; одна женщина возвращает собаке человеческий образ; муж обращает жену в кобылу.
533*В: Царевна и служанка: царевна ищет нужду; отчитывает заколдованного царевича, засыпает; служанка ее продолжает отчитывание, царевич пробуждается, делает служанку своей невестой; обман обнаруживается.
Наговицын А.Е., Пономарева В.И. Типология сказки. - М.: Генезис, 2011. - 336 с. -
(Сказкотерапия: теория и практика).
Вторичные сказки 2.1. Протосказки - 2.1.3D. Шаманские сражения
Настроить шрифт
- Размер
- Стиль
- Режим чтения