Стр. 7 из 242.1.2А.1. Нарушители табу
Это сказки о нарушении имеющегося запрета и наказании за это. Герой, несмотря на предостережения, неправильно ведет себя, то есть нарушает табу или запрет и за непослушание пожирается чудовищем. В поздних переработках (например, в «Красной шапочке» Ш. Перро, начиная со второго издания) героя/героиню спасают или оживляют. Гакая фабула широко представлена в сказочном фольклоре народов, сохранивших догосударственные родовые и племенные отношения.
Близость к назидательным сюжетам о воздаянии грешникам все же не позволяет объединять данный тип сказок с ними по причине мифологического происхождения и «непонятности» для читателя или слушателя в настоящее время. Нарушение древнего табу в области морали до оформления мировых религий не причисляется этими религиями к греховному поведению, например, употребление мяса медведя в пищу без соблюдения соответствующего ритуала. Самое важное отличие состоит в том, что назидательные сказки изначально создавались как сказки, имея в первую очередь психологическое и дидактическое направление. Тотемные сказки изначально отражали жесткую правовую норму.
*161. Медведь Липовая нога: медведь приходит за своей отрубленной лапой.
*162. Пение волка: волк песней выманивает у старика разных животных, затем внучку, старуху.
333А. Красная шапочка: волк глотает ее и бабушку; волка убивают, бабушку и внучку достают живыми из его брюха.
333*В. Глиняный Иванушка (и т.п.): съедает веретено, девочку, мужиков, баб; его разбивают и всех вынимают живыми.
*333 I. Людоед (людоедка): девушка идет в гости к крестному (крестной и т.п.); встречные животные и т.п. предупреждают ее об опасности, так как крестный — людоед; девушка все-таки идет к нему, он съедает ее.
333 II. Кошечка — золотые сережечки: заманивает к старику девочку, мальчика, старуху: он съедает их.
Вторичные сказки 2.1. Протосказки - 2.1.2А.1. Нарушители табу
Настроить шрифт
- Размер
- Стиль
- Режим чтения