Вторичные сказки 2.1. Протосказки - 2.1.2В.2. Сакральный брак царя

Настроить шрифт

2.1.2В.2. Сакральный брак царя

Эта категория сказок отличается от сюжетов о подмене брачного партнера тем, что в данном случае герой вроде бы ее не замечает, и героине приходится приложить усилия и проявить некие качества, в том числе и магические способности, чтобы вернуть свое место. Этот распространенный древний сюжет редко присутствует в сказках в чистом виде, гораздо чаще проявляясь как дополнительный в инициационных сказках.

В.Я. Проппом он определяется как закрепление за героем нового социального статуса. Поскольку в ряде сказок эта линия является дополнительной, их следует категорировать по основной интенции. К данному типу относятся такие сказки, где подмена занимает основу интриги, например, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

В этой сказке ведьма, то есть жрица — по свидетельству академиков Б. А. Рыбакова и В.Я. Проппа, хочет принести Иванушку в облике козленочка в жертву на зимний праздник Коляды. Заменяя собой (или своей дочерью) Аленушку в качестве жены царя, она претендует на соблюдение древнего сакрального брака царя с верховной жрицей. Такой брак, например, описан в вавилонском эпосе о Гильгамеше, который отказался сочетаться с богиней Инаной, так как в ее браке с царем-пастухом Демузи тот был принесен в жертву для возрождения сил и жизни самой Инаны. Речь идет о матриархальном праве власти и наследования.

Изменение структуры высшей власти, выраженное в замене старого бога на нового через брак с богиней или ее жрицей, просматривается и в сказке «Иван Быкович». В них герой заменяет собой Старого Старика, совершая акт сакрального брака с чудесной (обладающей волшебными, если не божественными, свойствами) златовласой царевной.

450. Братец и сестрица: брат превращается в козленочка, живет с сестрой в лесу; царь женится на ней; ведьма (мачеха) топит ее и заменяет собой (своей родной дочерью), козленочка хотят зарезать; все выясняется.