Вторичные сказки 2.1. Протосказки - 2.1.3В. Шаманские инициации

Настроить шрифт

2.1.3В. Шаманские инициации

В древности это были сказания и мифы, повествующие о том, что духи изменили шамана физически и психически. Для этого они вначале убивали или съедали будущего шамана, а потом восстанавливали его тело, добавив в скелет таинственный новый элемент. В восточноевропейских сказках этот сюжет можно проследить в приобретении героем волшебных шаманских качеств, в частности, превращаться в животное, понимать язык зверей и птиц и т.д. Приобретая их, герой начинает творить добро, то есть начинает действовать, как светлый шаман.

326А. Мальчик учится страху: на колокольне, под виселицей, в доме с привидениями (кошки, труп, падающий с потолка, и пр.); холодная вода, угри и т.п. учат его наконец страху.

514. Перемена пола: сестра становится вместо брата солдатом, женится на царской дочери; изгнана и спасена спутниками; колдунья делает ее мужчиной.

517. Юноша, многому учившийся: выучивается птичьему языку; открывает царевичу, что царевна имела и убила своего ребенка; помогает царевичу, получает награду и возвращается домой.

667. Воспитанник лешего; мальчик обещан лешему, живет у него; получает от него в подарок способность превращаться в разных животных; спасает царевну, попадает в море, предатель придворный выдает себя за спасителя царевны.

671. Три языка: мальчик узнает язык собак, птиц и лягушек и т.п.; благодаря этому знанию достигает счастья, о чем предсказывает заранее.

672А. Корона змеи: человек похищает корону с головы змеи; бросает позади себя платье, когда змеи преследуют его, повар варит корону, съедает и узнает язык животных вместо

хозяина.

672*В. Чернобыльник: барин варит уху из змеи, кучер пробует ее и узнает язык трав и деревьев; барин догадывается об этом, заставляет кучера назвать чернобыльник и тем отнимает у него знание.

884*В. Василиса-поповна: переодевается в мужское платье (служит у Бабы Яги и пр.), хитро обходит испытание пола (травы под изголовьем не расцветают и т.д.).