Вторичные сказки 2.1. Протосказки - 2.1.1В. Ритуальные сказки (связующие)

Настроить шрифт

2.1.1В. Ритуальные сказки (связующие)

Эта категория сказок использует цепевидный принцип: они построены на постоянном повторении предыдущего действия. Подобные сюжеты, по всей вероятности, имеют древнейшее ритуальное происхождение, так как близки к некоторым рефренным ритуальным песням и соответствуют их ритмическому строю. В силу этого они обладают выраженной дидактичностью, так как хорошо запоминаются. Из четырех основных типов повторяемости, создающих цепевид-ные структуры текстов (нанизывание, кумуляция, кольцевой и маятниковый повторы), в сказках присутствуют все.

Современному человеку достаточно сложно осознать ри-туализм в ряде сказочных сюжетов. Обратимся для пояснения к русским народным сказкам. Например, не касаясь педагогического аспекта «Колобка», отметим: герой избегает опасности, исполняя песенку, а потом покидает врага и обретает силу справиться с более серьезной угрозой (от зайца — к волку и т.д.). Встреча с противником — пение — уход, — это и есть ритуал, который нарушает герой, поддавшись на хитрость лисы и поплатившись за это жизнью. Регламентирующая роль ритуала в этом сюжете представлена отчетливо, а «нарастающее» повторение способствует усвоению скрытого смысла, кстати, тоже по ритуальному принципу.

В таких сказках, как «Репка», благодаря ограниченности лексического набора и ритмическим повторам присловий («Бабка за дедку...» и т.д.) создается специфическое адресное воздействие на слушателя — ребенка. Воспроизводимая цепочка связи между поколениями (дедка и бабка — внучка) и между мирами (Верхний — собака, Земной — кошка, Нижний — мышка) проводит идею всеединства.

Аналогичным образом эта же идея, но в иерархической подаче представлена в сказке «Где коза с орехами?»: «Ветер послушался и пошел воду гнать, вода пошла огонь заливать, огонь пошел камень палить, камень пошел топор тупить, топор пошел дубье рубить, дубье пошло людей бить, люди пошли медведя стрелять, медведь пошел волка драть, волк пошел козу гнать. Пришла коза с орехами, пришла коза с калеными!»

20. Звери пожирают друг друга (по совету лисы сначала поедают самого маленького и т.п.).

20А. Звери попадают в волчью яму.

20В. Человек попадает в капкан и погибает; звери утаскивают добычу, мало-помалу съедают ее и больше не имеют пищи.

20С. Звери бегут от кончины мира или от войны (лист упал в озеро или орех на голову курице и т.п.).

*241 I. Смерть петушка: петушок подавился, курочка идет за водой к речке, речка посылает к липке за листом, липка -— к девке за ниткой и т.д., и т.д.

*241 II. Петушок вышиб глаз курочке за то, что орешня разодрала ему порты; орешню поглодали козы, коз пастухи не берегут и т.д., и т.д.

*296. Колобок: убегает от старика и старухи, от зайца, волка и медведя; лиса съедает его.

1960*D I. Репка: дедка не может вытянуть, зовет бабку, внучку и т.д.

2012. Ленивый поп считает дни недели: в понедельник ходят на мельницу, и т.д.; определяет, что сегодня — воскресенье.

*2014 I. Все благополучно: староста сообщает барину, что в имении все благополучно, только перочинный ножичек сломали, когда с иноходца кожу снимали после пожара и т.д., и т.д.

2015. «Козу гнать»: коза нейдет из лесу с орехами; за козой посылают волков, на волков медведя и т.д., и т.д.

*2015 I. Кумулятивные (цепные) сказки разного рода. Например, перечисление хозяйства: курица, кошка, собака и пр., и пр.

*2015 II. Куда с бабой? Мужик просит смолы у смоленника — смолить лодку; лодка нужна — ловить рыбу, рыба — ребят кормить и т.д., и т.д.