Вторичные сказки 2.1. Протосказки - 2.1.2С.1. Жертвоприношения богам и силам природы

Настроить шрифт

Article Index

2.1.2С.1. Жертвоприношения богам и силам природы

Сказки с такими элементами существуют у всех народов. В ряде случаев факт жертвоприношения довольно очевиден (как, например, в сказке или былине о Садко, которого бросают в море, то есть отправляют в дар — жертвуют Морскому царю, чтобы прекратить гибельную для всех бурю).

Частый сказочный мотив о том, что чудовище, выступающее как змей, дракон и т.д., требует на съедение девушек или принцессу, тоже элемент подобного жертвоприношения. Кроме того, нередко встречается мотив «Отдай то, чего дома . не знаешь». Например, он ярко выражен в сказке о Морском царе или царе Берендее, карело-финской сказке «Красавица Насто» и др. В таких сюжетах, как правило, сын (реже — дочь) по незнанию обещан отцом некоему хтони-ческому персонажу за оказанную услугу. Этот мотив — завуалированная подача идеи жертвоприношения. О том, что подобный обычай существовал у индоевропейцев, свидетельствует сюжет о судьбе Ифигении, принесенной в жертву богам для того, чтобы ее отец, царь Менелай, мог добраться до Трои.

Интересно, что мотив как второстепенный, то есть не являющийся обязательным для построения сюжета (имеются даже варианты сказки без него), сохранился даже в сказке об Аленушке и братце Иванушке: «Котлы кипят кипучие, ножи точат булатные — хотят меня зарезати». По мнению В.Я. Проппа и Б.А. Рыбакова, сама Аленушка — жертва царю Нижнего подводного мира — «жертва потопляемая», аналогичная Персефоне в мифе о похищении последней богом нижнего мира — Аидом.

441. Сын-еж: король обещает ежу свою дочь за указание дороги («Отдай то, чего дома не знаешь»); еж приносит домой свою невесту; шкуру ежа сжигают, он превращается в красивого юношу.

677. В подводном царстве: герой велит опустить себя с корабля на дно моря, где получает много золота, разрешив спор морского царя с царицей (что дороже: железо или золото?).

*677 I. Садко: попадает в подводное царство, тешит морского царя игрой на гуслях, спасает тонущие корабли, выбирает себе невесту, попадает снова на землю.