Стр. 1 из 5Эксперименты по заучиванию смыслового материала (предложений, текстов) позволяет подойти к изучению памяти и ее основных процессов в условиях, имитирующих реальную учебную деятельность.
В ряде работ, посвященных исследованию особенностей проявления интерференции в памяти при заучивании текстов и предложений [44, 73] отмечается, что эффект интерференции проявляется только в ситуациях, сходных с типичными экспериментами на проактивное и ретроактивное торможение, т.е. если используется классическая схема изучения эффекта интерференции: заучивание 1-го текста, затем заучивание 2-го текста (более или менее подобному 1-му) и, наконец воспроизведение основного текста (1-го – если изучается ретроактивная интерференция; 2-го - если изучается проактивная интерференция). В других случаях при заучивании текстов или предложений забывание по своему характеру мало похоже напро- и ретроактивную интерференцию; забывание не выражается просто в утрате части информации, а происходит проявление ошибок типа «замены» и «искажения» при воспроизведении, связанное скорее с тем, что информация хранится в памяти с каким-либо смысловым добавлением. Специфика забывания при запоминании текстов или предложений связана с тем, что при запоминании испытуемый создает себе некую смысловую схему, которая должна «вписаться» в индивидуальную схему знаний, представлений и т.п., забываются при этом те аспекты текста, которые не соответствуют этой индивидуальной схеме, несовместимы с ней [10, 70, 71]. Однако, как подчеркивает Р. Клацки [44], характер забывания при заучивании текстов и предложений может рассматриваться как проявление эффекта интерференции, если значительно шире понимать его механизмы, в частности с позиций теории АПЧ (ассоциативная память человека), разработанной Андервудом и Боуэром [69]. В модели АПЧ ретроактивное торможение рассматривается как следствие процесса сопоставления поступающей и хранящейся в памяти информации.
Исходя из представлений о памяти с позиций системного подхода как сложной саморегулирующейся и самонастраивающейся системы, мы можем предположить, что нарушение хранения и воспроизведения при заучивании текстов зависит от структурно-функциональных особенностей самой мнемической системы. Так, с одной стороны, каждая новая поступающая в систему информация приводит к более или менее значимым изменениям в ней, что отражается на сохранении и воспроизведении усвоенной ранее информации, т.е. приводит к проявлению ретроактивной интерференции; с другой стороны, особенности самой мнемической системы и содержащаяся в ней информация могут определять характер усвоения новой информации и ее утрату (отсев) при запоминании и последующих хранении и воспроизведении, т.е. приводить к проявлению проактивной интерференции.
В исследованиях, рассматривающих проявление интерференции в памяти при заучивании текстов, анализируются различные аспекты утраты материала: нарушение общего смыслового содержания текста или его дословного воспроизведения. При этом, главным образом, рассматривается сохранение заученного материала в долговременной памяти [70, 71, 78].
Целью нашего эксперимента явилось изучение особенностей проявления интерференции в кратковременной и долговременной памяти и раскрытие ее психологических механизмов при усвоении текстовой информации, предъявляемой на слух.
Материалом для заучивания в эксперименте являлись тексты различных типов (повествовательные и описательные) и уровня сложности (рис. 3.10). Выбор данных типов текстов связан с особенностями их структуры и связи элементов текста. Так, повествовательный тип отражает определенную последовательность событий, поэтому смысловые единицы текста имеют довольно жесткую связь. Описательный тип отражает определенный набор характеристик того или иного явления (понятия), элементы текста здесь уже не имеют жесткой последовательной связи.
Повествовательный тип: 1. «Машу взяли в зоопарк. Вот Волк. Маша его сразу узнала: «Ты почему Красную Шапочку съел?» Волк молчит, отвернулся. Значит ему стыдно». (21 ед.) 2. «Борис заглянул в аудиторию и понял, что сегодня он опоздал. Преподаватель философии уже бубнил что-то у доски о ведийском каноне и даосизме» (23 ед.) 3. «Нина стояла перед большим двухэтажном зданием детского дома. Она вошла во двор. Ее уже ждали. Пионеры уже собрались во дворе» (20 ед.) 4. «Перевалив через последние песчаные барханы, караван оставил позади пустыню с чахлой растительностью и вышел к реке. Все поспешили вперед, чтобы утолить многодневную жажду» (23 ед). Описательный тип: 1. «Петр был страстным футбольным болельщиком и не пропускал ни одного матча своей любимой команды «Спартак».Он знал все ее победы и поражения» (22 ед). 2. «Кошка – домашнее животное. Ловит крыс и мышей. Существует несколько пород кошек, которые различаются по строению тела, окраске, цвету глаз и другим признакам». (22 ед). 3. «Пустыни – обширные территории с сухим климатом и очень редкой растительностью. Пустыни расположены в тропическом и умеренном поясах и бывают песчаные, глинистые и каменистые». (23 ед). 4. «В учениях доплатонических школ, так же как в ведийском каноне и даосизме фигурирует понятие первичного хаоса, порождающего из себя мир (космос)». (22 ед). |
Рис. 3.10. Тексты, используемые в качестве экспериментального материала. Расположены по типам и в порядке возрастания уровня сложности, определенному по критерию, предложенному В.Я. Ляудис [51].
Изучение влияния особенностей данных текстов на проявление интерференции в кратковременной и долговременной памяти явилось 1-й задачей данного эксперимента.
2-й задачей - явилось изучение проявления интерференции в мнемической системе в зависимости от характера взаимодействия ее различных функциональных уровней (кратковременной и долговременной памяти) в процессе преобразования информации:
- с одной стороны, рассматривалась зависимость проявление интерференции в долговременной памяти от характера усвоения данной информации в кратковременной памяти и в процессе заучивания, т.е. перевода информации в долговременную память;
- с другой стороны, рассматривалось влияние содержания долговременной памяти (наличие в ней понятий, используемых в тексте) на особенности проявления интерференции при усвоении текстовой информации в кратковременной памяти, ее последующем заучивании и отсроченном воспроизведении.
Испытуемыми в эксперименте были студенты Харьковского государственного педагогического института и Харьковского государственного университета.
Тексты предъявлялись испытуемым на слух. После каждого предъявления требовалось непосредственное дословное воспроизведение текста в письменном виде в специальных протокольных листах. Инструкция испытуемым: «Вам будет предъявлен текст, который необходимо запомнить, а затем воспроизвести (записать) в Вашем протокольном листе дословно. Если Вы забыли какое-то слово, оставьте место для его последующего воспроизведения (записи). Текст Вам будет предъявляться до полного его воспроизведения. Вписывать пропущенные слова Вы будете после каждого предъявления. Слова текста, которые Вы запишите после 2-го предъявления, подчеркните одной прямой линией; после 3-го – двумя прямыми линиями и т.д. После каждого предъявления, я буду напоминать Вам, как Вы должны подчеркнуть вписываемые слова. Воспроизведение текста начинайте только после того, как я закончу его предъявление (чтение). Какие есть вопросы?». После полного воспроизведения текста испытуемым выдавались новые протокольные листы, и требовалось повторное воспроизведение текста (уже с опорой только на долговременную память), т.е. без предъявления.
Было проведено 8 серий по усвоению различных типов и уровней сложности текстов. Кроме этого была проведена дополнительная 9 серия, в которой в качестве экспериментального материала использовался описательный текст № 4 (см. рис. 3.10, стр. 105), включающий малознакомые для наших испытуемых понятия: «доплатонические школы», «ведийский канон», «даосизм». Перед началом усвоения текста испытуемые (21 человек) были ознакомлены в небольшой лекции с содержанием данных понятий. Усвоение текста проводилось подобно предыдущим сериям эксперимента. Сравнение результатов воспроизведения данного текста двумя группами: необученных и обученных испытуемых, - позволило нам выявить влияние содержания долговременной памяти (в данном случае, наличия в ней понятий, используемых в тексте) на особенности проявления интерференции в кратковременной памяти и последующем воспроизведении его из долговременной памяти.