В музыке воздействие на депрессивные проявления психики происходит в следующем механизме: ритм, согласуясь с пульсом и наоборот, пульс – с ритмом заставляет «приобщиться» (постукивание пальцами в такт музыки) к тому коллективному, которое есть в общении с музыкой, в сообществе «Я+ музыка», « Я+ музыка+МЫ». Здесь «самость» поднимается из «тени» своих комплексов.
Музыкотерапия относится, наряду с рисованием, ваянием, образными разговорами, написанием рассказов, танц-терапии, к гештальт-ориентированной арт-терапии.
В.И. Петрушин, К. Ригер, Р Блаво, Л.С. Уон. высоко ценят музыку как средство от негативных «состояний: депрессивных и невротических расстройств» [14], [ 15], [16],[17].
Л Брусиловский пишет, что «музыкотерапия представляет собой метод, в котором музыка может быть использована:
- В качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование).
- В качестве дополнения к другим коррекционным приемам для усиления их воздействия и эффективности».[29].
Приемлемым представляется второй способ, поскольку сочетанное применение музыки и запахов ведет к более глубокому катарсису и приносит истинную релаксацию в постстрессовый период.
О таком воздействии музыки на организм человека много написано. Существует несколько школ музыкотерапии. Но только в сочетанном виде звук способен достигать влияния на клеточную мембрану. О сочетании музыки и запаха и их влиянии на эмоциональные стороны личности также существует немало свидетельств, но недостаточно этих двух воздействий, хотя оба этих вида весьма сильны:
а) обоняние – своей связью обонятельного нерва с гипоталамусом, регулирующим тонус, эмоции, эстетикой ароматов, любованием их длиной исчезновения, и одновременно – фитонцидным, бактерицидным их характером;
б) слушание музыки вместе с обонянием образуют аудио-обонятельную синергию, обеспечивающую успешность восприятия его эффективность.
Последовательность ароматов на сеансе сочеталась с музыкой фрагментов, подчиненной принятому в музыкотерапии принципу:
- Вступительное и заключительное значение произведения.
- Подчиненность ряду релаксационного характера и, затем – тонизирующему, предназначенному для снятия умеренной депрессии.
«Изопринцип Альтшуллер был несколько пересмотрен и минорная музыка, рекомендуемая в этом случае для депрессивных больных, все-таки была использована для клиентов с невротической реакцией.
Для того, чтобы музыка контактировала с клиентом, она должна соответствовать его состоянию. Еще в 1876 году В.Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее – раздражает».[29]
Исследования последних лет показали, что терапевтическое значение музыки заключается в воздействии звуковых вибраций на клеточную мембрану нейронов. Звуковой поток способен нести и разрушительное действие, если частота громкости превышает известный порог, а ритмический рисунок столь нелогичен и пульсация не отвечает естественной физиологии, что происходит обширное разбалансирование всех систем организма в сочетании с повышением пульса до 150 ударов в минуту. Систематическое пребывание в таком «додекафонном» ритме приводит к состоянию опустошенности и разбитости. Ритмом, абсолютно лишенном порядка и логики, в Древнем Риме напряжения, его рассеивание.
«Музыка – это терапевтический агент, который можно и должно применять в медицинской практике», - писал В.М. Бехтерев. Агент проникает в свод эмоционально-волевых качеств личности прежде всего усвоением, навязыванием, суггестией ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере.
Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип, способный в постстрессовый период влиять на сущность взаимоотношений психики и тела.
Ритмическими членениями называют временную организацию музыки и «движения, вызывающие своего рода резонанс, - сопереживание движению, выражающееся в стремлении воспроизвести его». – Музыкальный энциклопедический словарь. – С. 463. – М.: Советская энциклопедия, 1991. В.Н. Холопова пишет, что собственно ритмическими обычно называют более мелкие членения, воспринимаемые непосредственно и сопоставимые по величине с такими физиологическими периодичностями, как дыхание и пульс – прообразами 2 типом ритмичных структур, что «для 1) дыхательного (респираторного ритма характерно ясное членение на периоды и их фазы (вдох-выдох). Присоединение к респираторному ритму 2) пульсация связано с усилением моторного резонанса, входящего в ритмическую эмоцию (Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX в., М., 1971). Понятие ритма, по мнению многих исследователей, исторически связано с дыханием в пении, периодизации речевой интонации» [27].
Таким образом, ритмическое движение связано и с физиологическим и с эмоциональным. Ритм вместе с другими выразительными средствами – лад, тональность, тембр, мелодия – переплетается и превращается в «терапевтический агент, который можно и должно применять в медицинской практике» (В.Бехтерев).
Поэтому в коррекции депрессивных состояний, после антистрессовой, умиротворяющей части, показано введение музыкальных пьес с четкой ритмичностью, которая проявляется постепенно, как-бы издалека, как, например, в «Болеро» Равеля. Его музыка способна пробудить силы для общей слаженности всего организма. Постепенное увеличение количества исполнителей, как бы в противовес «Прощальной» симфонии венского классика И.Гайдна говорит о приходе и ярком горении, а не уходе при тлеющих свечах. Это произведение дает заряд энергии, в нем можно наблюдать и восхождение на Олимп и процесс созидания творцом то ли полотна эротики, то ли «Полотна жизни».
Орган как инструмент-лидер по воздействию на состояние человека представлен пьесой И.С.Баха «Токката и фуга ре минор». Исследования воздействия низких обертонов органа показывают, что нормализуется пульс, усиливаются сокращения сердца, артериальное давление слегка повышается. Все перечисленное является необходимым условием коррекции при депрессивных состояниях. Музыка повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память. «При использовании ритмических, тембровых, звуковысотных раздражителей музыки, депрессивные состояния нейтрализуются и оптимизируется эмоциональное отреагирование в сторону вдохновленной энергии жизнеощущения» [19]. Отмечается повышение настроения, иммунной системы организма, причем в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.
Музыкотерапия способствует контакту между психологом и клиентом и активирует следующие механизмы коррекционного воздействия:
- катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;
- облегчение осознания собственных переживаний;
- конфронтацию с жизненными проблемами;
- повышение социальной активности;
- приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
- облегчение формирования новых отношений и установок.
Но без вербализации такого воздействия было бы недостаточным. Поэтому, в отличие от традиционной аутогенной тренировки, на сеансе используется специально подобранная разработанная система антистрессовой этики – короткие философские притчи-тезисы.
Искусство, как проявление общечеловеческого позволяет в депрессии или тревожности увести от зацикливания субъекта на себе. Символы способны вывести и на путь собственной деятельности в изображении своих чувств, мыслей – на бумаге, в музыке, в составлении арома-сочетаний.
См.: Обухова И.Г. Исследование влияния музыки и запахов напсихо-эмоциональную сферу личности в постстрессовый период.