Говоря «настрой», я имею в виду состояние вашего ума. Прежде чем начать действовать, нужно как следует продумать, какое настроение обеспечит вам наилучший результат.
Разумеется, единственно верного варианта настроя нет, поскольку все зависит и от действующего лица, и от характера мероприятия. Например, если вечером у вас назначена важная встреча, а та, на которую вы собираетесь прямо сейчас, не имеет большого значения, не исключено, что вам стоит сохранять нейтральный настрой и стараться говорить как можно меньше, экономя энергию для второй встречи.
В течение дня человек сталкивается со множеством разных ситуаций: утром нужно произнести вступительную речь на конференции, днем забрать уставших детей из сада, а вечер провести за тихим ужином с супругой. Три разные ситуации, каждая из которых требует своего настроя.
Настроение должно меняться в течение всего дня. Особенно хороши в этом люди, наделенные большой властью. Говорят, что когда союзники брали паузу в напряженных переговорах во время Второй мировой войны, многие нервно курили на балконе, в то время как британский премьер-министр Уинстон Черчилль садился в свое кресло, закрывал глаза и старался расслабиться, насколько это было возможно.
Десять минут спустя, когда сигары были докурены, Черчилль вставал, чувствуя готовность продолжить переговоры, — чуть более отдохнувший, чем его коллеги, с чуть более осознанным настроем на предстоящий час. Из того, что я читал о Черчилле, многое указывает на его удивительно сознательный подход к выбору роли, которую он должен был играть на разных этапах встречи. Черчилль заблаговременно решал, стоит ему в ту или иную минуту занять выжидающую позицию и обратиться в слух или продемонстрировать прямоту и даже настойчивость. Вкл. и выкл. Отсутствие постоянного режима. Полная осознанность.
Приведу конкретный пример. Если, принимая у себя клиента, я вижу, что он напряжен, я понимаю, что в первую очередь должен вывести его из состояния стресса. У клиента не тот настрой, и он мало что вынесет из нашего разговора. Поэтому, прежде чем переходить к теме, ради которой мы встретились, я уделяю часть времени тому, чтобы привести человека в состояние, которое поможет ему извлечь максимум из нашего общения.
Я предлагаю ему сесть, принять удобное положение, расслабиться, навалиться на кресло тяжестью всего тела, обе ступни поставить на пол, закрыть глаза и дышать диафрагмой. Затем я задаю вопрос: «Какой запах вы чувствуете? Какие звуки слышите?» Ему не нужно отвечать: его задача — сфокусироваться на запахах и звуках. Я выполняю упражнение вместе с клиентом. Я слышу шум улицы, хриплые крики чаек на набережной Акер-Брюгге, громкий голос коллеги в коридоре. Я слышу дыхание клиента. Спустя некоторое время я прошу его открыть глаза и предлагаю начать разговор.
Я помогаю своему клиенту сделать то, чему вы научитесь во время адской недели: решить, кем быть и как вжиться в выбранную роль. Многие для описания этой техники используют витиеватые слова и выражения: самоосознанность, медитация и так далее.
В моей профессиональной сфере это означает обрести настрой и сосредоточенность, которые пригодятся в предстоящей работе. Мое состояние определяет мои действия. Клиенту нужно поговорить со мной, и чтобы общение было более эффективным, нам обоим лучше успокоиться и расслабиться.
Попытайтесь выполнить аналогичное упражнение самостоятельно.
Вспомните то место, где вы чувствовали себя совершенно умиротворенным. Окиньте его внутренним взором. Задействуйте все органы чувств, представьте, что вы находитесь там. Вам понадобится три- четыре минуты. Обещаю: открыв глаза, вы почувствуете себя другим человеком.