Знаменитый популяризатор науки Мортимер Адлер в своей новой книге знакомит читателей с идеями Аристотеля — древнегреческого мыслителя, глубокого и влиятельного философа, основоположника всех последующих философский традиций.
Автор показывает, что настоящая философия может быть очень полезна в реальном современном мире. Книга написана простым доступным языком, ее может понять и получить большое удовольствие от чтения каждый из нас.
С разрешения издательства, на сайте публикуются некоторые интересные места из книги.
Цели и средства: продуктивное и практическое мышление
В большинстве случаев мы поступаем целенаправленно, а это невозможно, если мы сначала не подумаем. Мы должны поразмыслить о конечном результате, который пытаемся получить, а затем о средствах для их достижения.
Продуктивное мышление направлено на вещи, которые должны быть произведены, а практическое мышление — на то, что должно быть сделано.
Правильный план жизни
Мы часто хотим вещи, в которых не нуждаемся. Мы даже ошибочно говорим, что нуждаемся в них, когда мы просто их желаем. Потребности никогда не бывают ошибочными, напротив, такое может случиться и случается с желаниями.
Кажущиеся блага — это вещи, называемые нами хорошими, потому что мы сознательно желаем их в определенное время. Действительные блага — это вещи, необходимые нам независимо от того, сознательно мы хотим их или нет.
Правильный план жизни для достижения счастья, согласно Аристотелю, вовлекает нас в поиск и приобретение вещей, действительно хороших для нас.
Кажущиеся блага допустимы, если они не причиняют нам вреда и не являются препятствием в нашем стремлении к счастью. Аристотель считал, что счастье одинаково для всех.
Достижение счастья
В отношении счастья не существует если. Вы можете не желать производить определенный стул, у вас нет в этом необходимости, но вы должны стремиться к счастью. Но как вы должны делать это?
Аристотель предлагает нам два смежных ответа. Первый состоит в перечислении действительных благ, составляющих вместе счастье.
Второй заключается в его рекомендациях для получения всех действительных благ, нужных нам на протяжении жизни.
О добродетели и пороке
Аристотель считал, что моральная добродетель — это основное средство для достижения счастья и наиболее важная из всех вещей, которые действительно хороши для нас.
Вредные привычки, называемые Аристотелем пороками, — это привычки делать неправильный выбор.
Умеренность дает нам силы сопротивляться тому, что кажется хорошим в данный момент ради того, что действительно хорошо для нас в долгосрочной перспективе. Она позволяет нам желать богатства в нужном количестве — только как средство к другим благам, а не в качестве конечной цели.
Другим аспектом моральной добродетели Аристотель считал мужество — способность принимать любые страдания, связанные с выполнением должного ради хорошей жизни.
Человек, постоянно избегающий боли и неприятностей, встречающихся на пути получения действительных благ, — такой же трус, как и солдат, бегущий с поля боя, опасаясь получить травму.
Аристотель для всех. Сложные философские идеи простыми словами.
Мортимер Адлер, 2015.