Психология

психология-психодиагностика-психотерапия

Mon11242014

Last update06:18:17 AM GMT

Рейтинг@Mail.ru
Новости сайта Психология
Back Общая Эмоции Арт-терапия - музыка и запахи

Арт-терапия - музыка и запахи

Индекс материала
Арт-терапия - музыка и запахи
Ароматерапия: обоняние и запахи
Все страницы
Музыкальная аромашкатулка. Сеанс саморазгрузки
Арт-терапевтические методы  - музыко-терапии и ароматерапии и логотерапии в этом смысле становятся наиболее приемлемыми.

Арт-терапия (музыка и запахи) , история становления направления терапии и основные положения

Первые попытки использовать арт-терапию для коррекции трудности личностного развития относятся к 30-м годам XX века, когда арт-терапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США. Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности.

Теоретические идеи З. Фрейда и К. Юнга, в контексте которых возникла арт-терапия, в дальнейшем «приобрела более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса (1951) и А. Маслоу (1956)» [23]

Основная цель арт-терапии – в гармонизации развития личности через  развитие способности самовыражения и самопознания. По мнению К.Юнга, «искусство, особенно легенды, мифы и арт-терапия, использующая  искусство, в значительной степени облегчает процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого  баланса между бессознательным и сознательным «Я». [21]

Важнейшей техникой арт-терапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленного на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить  их между собой посредством аффективного взаимодействия.

С точки зрения представителя гуманистического направления К.Роджерса, коррекционные возможности арт-терапии связаны с представлением клиенту «практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». [23] . Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установлению отношений со значимыми другими, в частности сослуживцами, домашними.

Два механизма воздействия, характерных для метода арт-терапии:

1. Искусство позволяет в особой символичной форме реконструировать конфликтную, травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации  на основе креативных  способностей субъекта.

2. Природа эстетической реакции такова, что она позволяет изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» (А.С.Выготский, 1987).[23].

В США одним из родоначальников использования искусства в терапевтических целях была исследовательница М. Наумбург (1966). Ее работы были основаны на представлениях З.Фрейда, согласно её  логике первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются не вербально, а в форме образования и символов. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения, все те явления, которые анализировались психологами в психоаналитической  ориентации.

Это отвечает и теории архетипов К. Юнга: изображая круг – мандалу, рисующий отражает проявления своего коллективного бессознательного. «Углубившись на время в интервертированность, личность все таки выходит на встречу экстравертированности. В этом проявляется гармонизация личности»[21].

Креативность (от лат. Creatura – создание) – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. «Среди интеллектуальных способностей выделена в основной тип»[30].

Согласно А. Маслоу, творческая направленность личности является врожденной, но она теряется большинством людей под воздействием среды.

Изучение творческих факторов достижений ведется в двух направлениях:

1. Анализ жизненного опыта и индивидуальных способностей творческой личности – личностные факторы.

3. Анализ творческого мышления и его продуктов – факторы креативности: беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении.

Во фрустрации и в депрессии в левополушарном мышлении снижены реакции и анализ предметов, событий, который можно закрепить и однозначно выразить в словах или действиях. И это  - нарушение обязательного условия социального общения. Поэтому правополушарное свойство личности – многозначность мировосприятия, лежащая в основе творчества, может быть выходом из трудных ситуаций в виде акцента на креативности.

Это может быть выражено в прослушивании музыки, участии в ее описании, создании собственных ароматических сочетаний эфирных масел для вдыхания на фоне музыки, изображения рисунков музыки или запаха, а также - в собственной трактовке притч-тезисов в антистрессовой этике.

В бессознательном субъект не отдает себе отчета в психических процессах, актах и состояниях, обусловленных явлениями действительности. Процесс отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношением к миру. Действия не могут быть контролируемыми и не могут быть оценены их результаты.

В бессознательном действительность переживается через следующие формы уподобления:

  1. Непосредственное эмоциональное чувствование.
  2. Идентификацию.
  3. Заражение эмоциональное.
  4. Объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не благодаря выявлению логического противоречия и различий между объектами по каким-то существенным признакам.

Основным регулятором системы бессознательное – сознательное выступает принцип удовольствия. Бессознательное – необходимое условие создания целостной картины психической жизни личности.

По З. Фрейду, который ввел этот термин,  «бессознательное являет собой асоциальную, аморальную, алогичную инстанцию психики, где действуют мощные безличные силы жизни и смерти, поэтому оно может рассматриваться как истинно психическое» [23]

Символ (от греч. Simbolon – знак, опознавательная примета) – образ, являющийся представителем других, обычно весьма многообразных образов, содержаний, отношений.

«В психоанализе ортодоксальном характерна интерпретация символов как бессознательного, преимущественно сексуального происхождения образов, обусловливающих структуру и функционирование психических процессов.» [30]

В глубинной гуманистической психологии было выделено бессознательное коллективное как отражение опыта предыдущих поколений, воплощенное в архетипах – общечеловеческих преобразованиях. Г. Юнг утверждал, что «архетипы раскрываются  лишь косвенно – через их проекцию на внешние объекты, что проявляется  в общечеловеческой символике – в том числе и в произведениях искусства».[21].

В музыке воздействие на депрессивные проявления психики происходит в следующем механизме: ритм, согласуясь с пульсом и наоборот, пульс – с ритмом заставляет «приобщиться» (постукивание пальцами в такт музыки) к тому коллективному, которое есть в общении с музыкой, в сообществе «Я+ музыка», « Я+ музыка+МЫ». Здесь «самость» поднимается из «тени» своих комплексов.

Музыко-терапия относится, наряду с рисованием, ваянием, образными разговорами, написанием рассказов, танц-терапии, к гештальт- ориентированной арт-терапии.

В.И.  Петрушин, К. Ригер, Р Блаво, Л.С. Уон. высоко ценят музыку как средство от негативных «состояний: депрессивных и  невротических расстройств» [14], [ 15], [16],[17].

Л  Брусиловский пишет, что «музыкотерапия представляет собой метод, в котором музыка может быть использована:

  1. В качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование).

В качестве дополнения к другим коррекционным приемам для усиления их воздействия и эффективности».[29].

Приемлемым представляется второй способ, поскольку сочетанное применение музыки и запахов ведет к более глубокому катарсису и приносит истинную релаксацию в постстрессовый период.

О таком воздействии музыки на организм человека много написано. Существует несколько школ музыкотерапии. Но только в сочетанном виде звук способен достигать влияния на клеточную мембрану. О сочетании музыки и запаха и их влиянии на эмоциональные стороны личности также существует немало свидетельств, но недостаточно этих двух воздействий, хотя оба этих вида весьма сильны:

а) обоняние – своей связью обонятельного нерва с гипоталамусом, регулирующим тонус, эмоции, эстетикой ароматов, любованием их длиной исчезновения, и одновременно – фитонцидным, бактерицидным их характером;

б) слушание музыки вместе с обонянием образуют аудио-обонятельную синергию, обеспечивающую успешность восприятия его эффективность.

Последовательность ароматов на сеансе сочеталась с музыкой фрагментов,  подчиненной принятому в музыкотерапии принципу:

1. Вступительное и заключительное значение произведения.

2. Подчиненность ряду релаксационного характера и, затем – тонизирующему, предназначенному для снятия умеренной депрессии.

«Изопринцип Альтшуллер был несколько пересмотрен и минорная музыка,  рекомендуемая в этом случае для депрессивных больных, все-таки была использована для клиентов с невротической реакцией.

Для того, чтобы музыка контактировала с клиентом, она должна соответствовать его состоянию. Еще в 1876 году В.Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего,  производит сильное впечатление. Произведение,  дисгармонирующее – раздражает».[29]

Исследования последних лет показали, что терапевтическое значение музыки заключается в воздействии звуковых вибраций на клеточную мембрану нейронов. Звуковой поток способен нести и разрушительное действие, если частота громкости превышает известный порог, а ритмический рисунок столь нелогичен и пульсация не отвечает естественной физиологии, что происходит обширное разбалансирование всех систем организма в сочетании с повышением пульса до 150 ударов в минуту. Систематическое пребывание в таком «додекафонном»  ритме приводит к состоянию опустошенности и разбитости. Ритмом, абсолютно лишенном порядка и логики, в Древнем Риме напряжения, его рассеивание.

«Музыка – это терапевтический агент, который можно и должно применять в медицинской практике», - писал В.М. Бехтерев. Агент проникает в свод эмоционально-волевых качеств  личности прежде всего усвоением, навязыванием, суггестией ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере.

Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип, способный в постстрессовый период влиять на сущность взаимоотношений психики и тела.

Ритмическими членениями называют временную организацию музыки и «движения, вызывающие своего рода резонанс, - сопереживание движению, выражающееся в стремлении воспроизвести его». – Музыкальный энциклопедический словарь. – С. 463. – М.: Советская энциклопедия, 1991. В.Н. Холопова пишет, что собственно ритмическими обычно называют более мелкие членения, воспринимаемые непосредственно и сопоставимые по величине с такими физиологическими периодичностями, как дыхание и пульс – прообразами 2 типом ритмичных структур, что «для  1) дыхательного (респираторного ритма характерно ясное членение на периоды и их фазы (вдох-выдох). Присоединение к респираторному ритму 2) пульсация связано с усилением моторного резонанса, входящего в ритмическую эмоцию (Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX в., М., 1971). Понятие ритма, по мнению многих исследователей, исторически связано с дыханием в пении, периодизации речевой интонации» [27].

Таким образом, ритмическое движение связано и с физиологическим и с эмоциональным. Ритм вместе с другими выразительными средствами – лад, тональность, тембр, мелодия – переплетается и превращается в «терапевтический агент, который можно и должно применять в медицинской практике» (В.Бехтерев).

Поэтому в коррекции депрессивных состояний, после антистрессовой, умиротворяющей части, показано введение музыкальных пьес с четкой ритмичностью, которая проявляется постепенно, как-бы издалека, как, например, в «Болеро» Равеля. Его музыка способна пробудить силы для общей слаженности всего организма. Постепенное увеличение количества исполнителей, как бы в противовес «Прощальной» симфонии венского  классика И.Гайдна говорит о приходе и ярком горении, а не уходе при тлеющих свечах. Это произведение дает заряд энергии, в нем можно наблюдать и восхождение на Олимп и процесс созидания творцом то ли полотна эротики, то ли «Полотна жизни».

Орган как инструмент-лидер по воздействию на состояние человека представлен пьесой И.С.Баха «Токката и  фуга ре минор». Исследования воздействия низких обертонов органа показывают, что нормализуется пульс, усиливаются сокращения сердца, артериальное давление слегка повышается. Все перечисленное является необходимым условием коррекции при депрессивных состояниях. Музыка повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память. «При использовании ритмических, тембровых, звуковысотных раздражителей музыки, депрессивные состояния нейтрализуются и оптимизируется эмоциональное отреагирование в сторону вдохновленной энергии жизнеощущения» [19]. Отмечается повышение настроения, иммунной системы организма, причем в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.

Музыкотерапия способствует контакту между психологом и клиентом и активирует следующие механизмы коррекционного воздействия:

  •  катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;
  •  облегчение осознания собственных переживаний;
  •  конфронтацию с жизненными проблемами;
  •  повышение социальной активности;
  •  приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
  •  облегчение формирования новых отношений и установок.

Но без вербализации такого воздействия было бы недостаточным. Поэтому, в отличие от традиционной аутогенной тренировки, на сеансе используется специально подобранная разработанная система антистрессовой этики – короткие философские притчи-тезисы.


 

Ароматерапия: обоняние и запахи

Ароматерапия как метод лечения эфирными маслами был известен со времен Пифагора и Галлена. Обоняние связано с гипоталамусом, поскольку обонятельный нерв восходит к этому отделу и поэтому столь связаны в нашей жизни запахи и настроение.  Более того,  сильнее ассоциативной связи «запах – ситуация», «запах – место», «запах – время» - ничего нет.

Семь основных средства выразительности в музыке (мотив, мелодия, ритм, лад, тональность, гармония, тембр) сочетаются с семью  стадиями образования запаха (зерно, почва, солнце, вода, корень, стебель, цветок)  и образуют некий синдикат: зерно – мотив, попадал в почву – лад, под воздействием солнца – ритма и воды  - тональности, прорастает в стебель – мелодию, крепящуюся на корне – гармонии, и образует цветок - тембр, доставляющим удовольствие своим ароматом и музыкой.

В литературе по изучению свойств эфирных масел дается много информации о применении их с точки зрения психоэмоциональных факторов. Но описание их весьма различно. Так, иллюстрированное издание «Руководство об эфирных маслах и их использовании» включает также главы: "Лечение головной боли, бессоницы, стрессов, депрессий и эмоциональных проблем", а также "Использование масел для удовольствия и расслабления". На 29 стр. масло пачули авторы относят к средствам от депрессий, бодрящим, а на стр.79 входит в список уже успокаивающих средств. Книга включает также рецепты для успокаивающего  массажа [1].

Разницы в описании создают трудности в  применении  этих исследований. Пожалуй, лишь в трудах Л.Г. Дудченко и С.С. Солдатченко можно найти логические убедительные данные о воздействии масел на психику.

Марка Эванс пишет о том, как « с помощью натуральных средств бороться со стрессом, болезнями, перегрузками с помощью гипнотерапии, психотерапии, целительства, медитации, аутогенной тренировки.» [2]

Для снятия стресса автор рекомендует: лимон, мускатный орех, шалфей, апельсин, а наилучший "антидепрессант", безусловно, - бергамот [2].

Мы воссоздаем в памяти через много лет при вдыхании аромата ландышей и ту обстановку, и лица, присутствовавшие  при этом вдыхании много лет назад., - пишет в своем исследовании С.С.  Солдатченко  с соавторами.  В «Ароматерапии для каждой семьи» даётся научное обоснование того, что  «функция обонятельного мозга связана с процессами формирования мотиваций и эмоций, процессами памяти  и  управления вегетативными реакциями. Установлено существование двух механизмов воздействия  запахов – ассоциативного и рефлекторного»[7].

Гипоталамус рождает в эмоциональной гамме те чувства, которые сопровождали этот процесс. Запах может и возникнуть в памяти, и наоборот, вызывать соответствующие эмоции. Если создать ряд, последовательность приятных ароматов, то они способны будут управлять психикой на какое-то время. Для усиления воздействия этот ряд должен быть выстроен по принципу от горького – к сладкому аромату, от холодного – к теплому, от средней летучести эфирного масла – к низкой.

Такая последовательность отвечает требованиям:

  1. Создать атмосферу вступления и заключения.
  2. Вызвать чувство раскрепощенности.
  3. Ввести клиента в состояние легкой сонливости.

Такое состояние позволяет снять нервное перенапряжение на те 30 минут, которые занимает сеанс.

О влиянии, а точнее, проникновении пахучих молекул в анализаторные отделы мозга существует много теорий. Две из них показательны в плане катализации и объединения одновременного воздействия музыки и запахов. Понятно, что физическое – резонансное колебание звуковых волн, воздействующих на клеточную мембрану нейрона. А вот арома – влиняие трактуется и физическим типом воздействия и химическим – первый тип, предложенный Диксоном в 1937г., а затем подтвержденный Райтом в 1956 г. говорит о физическом, волновом взаимодействии запаха и обоняния: соединения, обладающие запахом горького миндаля имеют сходные низкочастотные спектры излучения, - пишет Л.Г.  Дудченко в книге «Ароматерапия и аромамассаж» [13].

Наблюдается корреляция между низкочастотными колебаниями и биологической активностью полового притяжения насекомых. Эта гипотеза о возбуждении электронов обонятельного  эпителия содержит рациональное зерно. Равно как и теория химической контактной теории запахов, которая доказывает концепцию взаимодействия «аромат + обоняние» позиций «ключ – замок». Автор теории Д. Эймур в 1949 г. не только определил, сколько существует рецепторов на участке 2,5 см2  в носовых проходах, фиксирующих запахи, но определил размеры и форму каждого из них. Удалось выявить семь основных, первичных ароматов, при комбинировании которых можно получить любой запах.

Чтобы воспринимать их, в носу, по мнению Д.Эймура, «должно быть семь различных типов обонятельных рецепторов, к которым, как к замку, подходят соответствующие ключи-молекулы определенных запахов» [13].

Причем конфигурация их очертаний должна полностью совпадать  друг с другом. В книге подробно излагаются теории принципа действия эфирных масел на организм;

1) биогенной стимуляции,

2) растительно-гормональный,

3) принцип передачи электромагнитных колебаний.

Взаимодействие пахучих веществ и органов обоняния - ещё одна из 2-х теорий, рассматриваемых Л.Дудченко, Г.П.Потебней, Н.А. Кривенко[13]:

1. Вибрационная теория Диксона-Райна.

В 1937г они обосновали 3 условия пахучести вещества:

а) летучесть,

б) растворимость,

в) внутримолекулярные колебания.

2. Геометрическая форма молекулы Р.Монкриффа (1949), развитая и детализированная Дж. Эймуром. Последняя подробно показывает, как по форме молекулы одного аромата подходят как штекер к розетке, к форме, рисунку, конфигурации краёв ультрамикроскопических цепей в мембране нервного волокна. Последняя  теория доказала свою состоятельность целым рядом экспериментов [13].

Б.Л. Французова с соавторами считают, что «эфирные масла стимулируют функции сердца и нервной системы и их используют в качестве болеутоляющих и успокаивающих лекарственных средств»  (стр.17). Это является первым официальным высказыванием классической медицины об эфирных маслах не как о дополняющем основное медикаментозное лечение, а как о «самостоятельном лечебном лекарственном средстве» [8] .

«Профессия парфюмера необычайно сложна... и требует знаний в области химии, физики,  ботаники, медицины, психологии ».  Этим утверждением Л  Кудряшова  обозначила связь ароматерапии, психологии и в этом состоит похожесть их с арт–терапией, требующей профессиональных знаний в разных областях.[12]

Ещё одной формой регуляции в постстрессовый период является метод  логотерапии (слово + лечение, забота, уход).

В этом разработанном В. Франклом направлении - человеческие поступки делятся на три типа:

1) способствующие созиданию духовной личности;

2) разрушающие духовность;

3) безразличные по отношению к духовности.

В основе подхода В. Франкла три основных понятия:

1) свобода воли;

2) воля к смыслу;

3) смысл жизни.

Вопрос о смысле жизни естественен для современного нормального человека. И именно то, что человек не стремится к его обретению, не видит путей, к этому ведущих, выступает основной причиной психо-эмоциональных расстройств» [31]   в постстрессовый период и приводят к чувству никчемности и вины, вводящих в состояние глубокой депрессии.

Главным препятствием оказывается центрация человека на самом себе, неумение выйти за пределы себя, к другому человеку или к смыслу. И «задачей логотерапии выступает помощь человеку в обретении смысла жизни. Уникальный смысл жизни, или обобщенные ценности, может быть найден человеком в одной из трех сфер:

1) творчестве;

2) эмоциональных переживаниях;

3) сознательном принятии тех обстоятельств, которые человек не в состоянии изменить» [31].

Вывод: в музыкотерапии ритмическое воздействие сочетается как вибрация волн с ароматерапевтической вибрацией запаха. Подгоняя друг друга, компоненты точно попадают в цель: рассеивают напряжение, улучшают самочувствие.

Искусство, как проявление общечеловеческого позволяет в депрессии или тревожности увести от зацикливания субъекта на себе.  Символы способны вывести и на путь собственной деятельности в изображении своих чувств, мыслей – на бумаге, в музыке, в составлении арома-сочетаний.

Эмоции, связанные  как психический процесс с деятельностью мозга, в определенных ситуациях проявляются как следствие воздействия факторов, вызывающих резкую смену химического состава крови, гормональный всплеск: страх, гнев усиливают приток адреналина; любовь и развитие чувства удовольствия связаны с эндорфинами и серотонином. Значит, воздействуя на психологическом, химическом, физиологическом уровне, музыко-арома-арттерапия с компонентами логотерапии охватывает множественный комплекс эмоций и при направленности на снятие нервно-психического напряжения может способствовать восстановлению работоспособности личности.

См. Дипломная работа: Исследование влияния музыки и запахов на психо-эмоциональную сферу личности в постстрессовый период