Психологические основания образовательного пространства в научном наследии Л.С. Выготского

Настроить шрифт

Рецензия на монографию С. Г. Касвинова «Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков» (Харьков: «Райдер», 2013).

Аннотация:

Рецензируемая работа С. Г. Касвинова «Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков», недавно вышедшая в Харькове (Украина), представляет собой реконструкцию системы идей выдающегося советского психолога Л. С. Выготского. Осуществленный синтез этих идей может использоваться и по отношению к современной ситуации в высшей школе. Важным практическим применением монографии С. Г. Касвинова может стать вклад в разработку концепции образовательного пространства, получающей развитие в современной педагогической науке.

Хотя такое понятие не использовалось самим Л. С. Выготским, автор рецензии считает правомерным и плодотворным применение этой системы основных идей Выготского при разработке и реализации концепции образовательного пространства. Данный подход является успешной попыткой приложения идей Выготского к современным проблемам образования.

Ключевые слова: педагогическая психология, теория обучения и развития Выготского, высшая школа, образовательное пространство

Чтобы проектирование образовательного пространства и его функционирование были успешными и систематичными, нужны солидные научные основания. В поиске их естественно обратиться к трудам Льва Семеновича Выготского - не только самого авторитетного в мире российского психолога, но и педагога, преподавателя высшей школы, сотрудника Главного ученого совета Наркомпроса, автора психолого-педагогической теории обучения и развития.

Он не успел завершить ее, но оставил в своих работах необходимые для этого идеи и методы. Именно на их основании теория Л. С. Выготского реконструирована С. Г. Касвиновым. Она актуальна не только для школы, но и для вузов.

  • Во-первых, в плане организации учебного процесса: проблемы вузов с нынешними студентами связаны с тем, что многие из них находятся на различных уровнях развития и подготовленности; теория указывает причины отставания в развитии, применима для их устранения и для коррекции развития.
  • Во-вторых, теория может быть частью содержания высшего образования для некоторых специальностей.
  • В-третьих, она предлагает ученым новые методы исследования обучения и развития.

Понятие образовательного пространства пока не имеет четкого общепринятого определения и понимается авторами по-разному:

  • как образовательная среда;
  • как единство обучающегося человека, его деятельности и среды;
  • как сфера взаимодействия учителя, ученика и среды между ними (включая средства обучения);
  • как структурированная совокупность отношений между взрослым (родителем, педагогом, психологом) и ребенком (подростком, юношей);
  • как система условий, влияющих на его обучение (образование) и развитие, и т. д.

Таким образом, образовательное пространство связывается в литературе с опосредованными отношениями и взаимодействиями учащегося и развивающегося человека с обучающими и развивающими его людьми на ряде этапов образования и развития.

Термин образовательное пространство применяют по отношению к стране или группе стран (европейское образовательное пространство и т. п.), округу, району или отдельному учебному заведению. Но во всех случаях это пространство предназначено для обучения развивающегося человека. Значит, адекватным может быть лишь такое образовательное пространство, которое структурировано в соответствии с возрастными особенностями обучаемого. Поэтому реконструированная Касвиновым теория Выготского, устанавливающая связь между конкретными этапами обучения и развития, актуальна для специалистов, работающих над научными основаниями образовательного пространства или проектирующих и создающих его на практике.

Теория включает периодизацию онтогенеза с 26 смежными этапами развития (от рождения до юности), указывает их признаки и связанные с ними зоны ближайшего развития (ЗБР).

В ЗБР находится все то, чему человек еще не научился, но может научиться в сотрудничестве с более компетентными людьми (в вузе - с преподавателями). Эффективное обучение возможно лишь внутри ЗБР: обучать человека «тому, чему он не способен обучаться, так же бесплодно, как обучать его тому, что он уже умеет самостоятельно делать» (Л. С. Выготский).

В монографии показано, что Лев Семенович различил индивидуальную ЗБР, устанавливаемую тестированием у отдельного человека, и возрастную ЗБР, определяемую конкретным этапом развития и его признаком, а не количеством прожитых человеком лет. Для решения общих научных и практических проблем образования применимы только возрастные ЗБР, впервые обстоятельно изученные в работе С. Г. Касвинова.

Обсуждаемая в его монографии теория различает регулятивную и исполнительную активность людей. Среди основных понятий этой теории - регуляция (управление) и ее средства. Человек управляет другими людьми (внешняя социальная регуляция) и собой (внешняя и внутренняя саморегуляция).

К внутренней саморегуляции относится психика со всеми ее функциями и их содержанием (включая память, воображение, мышление, знания и т. д.). Выделен ряд конкретных видов средств регуляции, каждый из которых оказывает решающее влияние на человека только на определенном уровне (этапе) его развития. Преподавание - регулятивный процесс, опосредованный содержанием образования и применяемыми средствами обучения. Поэтому на каждом этапе развития эффективен лишь один вид методов преподавания и только для овладения релевантной областью содержания образования с помощью конкретного вида средств обучения. Все это определяется возрастной ЗБР.

Реконструированная теория Выготского актуальна для вузов, прежде всего, потому, что в них есть студенты, не достигшие 18 лет и находящиеся в норме на стадии «кризиса 17 лет». Абитуриенты-одногодки могут находиться на весьма различных уровнях развития: последние, как и возрастные ЗБР, определяются психологическими признаками человека, а не числом прожитых им лет. У отстающего в развитии студента в ЗБР находится содержание образования, соответствующее тому или иному классу школы, а не вузу. С этим связаны проблемы вуза с обучением студентов и с воспитательной работой: поведение человека определяет тот вид регуляции (с присущими ему средствами), который находится в возрастной ЗБР, поэтому до подчинения традиционным формам влияния вуза многие абитуриенты просто «не доросли».

Обсуждаемая теория может быть полезна для уточнения методов преподавания, содержания образования, вида средств обучения для студентов, находящихся на том или ином уровне развития. В том числе для подтягивания их до необходимого вузу уровня знаний и развития. Если при вузе есть школа, то подобную подготовку будущих абитуриентов можно начинать уже с 1 класса. Еще лучше, если при этой школе есть детский сад: уже в 1 класс поступает много детей, неспособных к успешному учению из-за отставания в развитии саморегуляции. Основания для всего этого содержатся в выявленной С. Г. Касвиновым в научном наследии Л. С. Выготского теории обучения и развития.

Согласно обсуждаемой в ней закономерности нормального развития, юность (с 18 лет) можно понимать как стабильный возраст. По аналогии с другими возрастами, в начале юности нормально развитый студент не только подчиняется слову преподавателя, получая научную информацию, но и начинает овладевать ее продуцированием, становясь в результате субъектом такой научной активности. С этой точки зрения, НИРС - необходимый компонент качественного обучения и нормального развития студента.

Для вузов, обучающих студентов психологии и педагогике, реконструированная теория Л.С. Выготского может стать частью содержания образования.

Для вузов, ведущих исследования в этих областях науки (включая проблематику образовательного пространства), могут представлять значительный интерес выявленные С. Г. Касвиновым в научном наследии Льва Семеновича методы, все еще новые для современной психологии и педагогики.

Достоинством монографии является применимость реконструированной теории на практике для проектирования образовательного пространства, что продемонстрировано на конкретных примерах выбора эффективных методов преподавания и адекватного содержания образования для учащихся определенного уровня развития. Следует, однако, отметить, что сам термин «образовательное пространство» в книге почти не употребляется: Касвинов, реконструируя теорию Выготского, естественно, старается использовать его лексикон, в котором такой термин отсутствует.

Монография написана на высоком научном уровне. Читатели должны иметь в виду, что в ней теория Л. С. Выготского реконструирована, в основном, в ее логическом (рассудочном) аспекте.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология- М.: ACT, Астрель, Люкс, 2005. - 671, [1] с.
  2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка- М.: Смысл, Эксмо, 2004. - 512 с.
  3. Выготский Л.С. Психология развития человека- М.: Смысл, Эксмо, 2004. - 1136 с.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982-1984 . - Т.1. -1982. - 488 с.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982-1984. -Т.4 - 1984. - 432 с.
  6. Егорова Э.Н. Категория культуры в психологии и понятие психологическая культура личности. - Вiсник Харлiвського нацiонального унiверситету. - Психологiя. - № 439. - Харлiв. -1999. - С. 25-28.
  7. Касвинов С.Г. Система Выготского. Кн. 1: Обучение и развитие детей и подростков [Электрон. pecypc] URL: http://www.app.kharkov.Ua/p/blog-page_9.html#sgk1 (12.12.2013)
  8. Касвинов С. Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков. - Харьков: Райдер, 2013. - 460 с.

Э.Н. Егорова,
кандидат психологических наук, доцент,
Председатель Ассоциации профессиональных психологов,
Харьков, Украина
www.app.kharkov.ua

Егорова Э.Н. Психологические основания образовательного пространства в научном наследии Л. С. Выготского. Рецензия на монографию С. Г. Касвинова «Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков» (Харьков: «Райдер», 2013). // Совет ректоров. - М. - 2014. - №1. - С. 75-78.