При реконструкции психологической системы Л. С. Выготского надо, естественно, использовать термины, употреблявшиеся самим автором. К сожалению, ими невозможно ограничиться: он не успел разработать терминологию [277].
Например, в текстах ученого не удалось обнаружить термины для обозначения совокупностей индивидуальных ЗБР и возрастных ЗБР. При выявлении и обсуждении этих двух разновидностей ЗБР (включая различия между ними) надо было каждую из них как-то обозначать, хотя бы условно. Для этого общий термин зона ближайшего развития был дополнен необходимыми уточнениями: индивидуальная зона ближайшего развития, возрастная зона ближайшего развития (3.1, 3.2). В некоторых других случаях тоже пришлось поступить аналогичным образом (по той же причине). Например, использовать термины аллофаза и аутофаза для обозначения неявно отраженных в текстах Выготского понятий об определенных типах фаз детского развития (5.4).
Применение в настоящей работе терминов стадия, стабильная стадия и нестабильная стадия обусловлено неоднозначностью слов «возраст» и «кризис» в текстах Выготского (как, впрочем, и в психологии вообще).
Иногда он называл «возрастами» все стадии своей периодизации (табл. 1 в 3.4.1), используя «возраст» как родовое понятие по отношению к двум видам – «стабильным возрастам» и «критическим возрастам». Порой же ученый называл «возрастами» лишь часть стадий своей периодизации, противопоставляя «возрасты» «кризисам» (табл. 2 в 3.5). Он употреблял изредка слово «возраст» и в смысле количества лет, истекших с момента рождения ребенка: ср. выражение «паспортный возраст» [278].
Слово «кризис» тоже не зафиксировано Л. С. Выготским в качестве термина: оно употребляется им наряду с выражениями «критический период» и даже «критический возраст». Тем не менее, это слово явно употребляется ученым в определенном смысле, отличающемся от распространенного взгляда на кризис как на аномальное явление. Выготский называл «кризисом» не нарушение в развитии, а нечто совершенно и принципиально иное: стадию развития, естественную для здорового, нормально развивающегося ребенка (табл. 2 в 3.5). Причем это стадия, обусловленная «внутренней логикой» развития, т. е. стадия необходимая, существующая независимо от того, находится ли ребенок в какой бы то ни было из изучаемых психологами сложных жизненных ситуаций, включая состояние конфликта с другими людьми. Отметив, что «в критические возрасты развитие ребенка часто сопровождается более или менее острыми конфликтами с окружающими» и «внутренними конфликтами», ученый тут же указывает, что «все это встречается далеко не обязательно» [279], а значит, сущность возрастного «кризиса» вовсе не в этих конфликтах (ср. 4.7). «Кризисами» Выготский называет не точки, а отрезки развития [280] (стадии), которые имеют значительную длительность во времени и «складываются из трех … фаз». Именно такой подход дает возможность исследовать процесс детского развития на протяжении «кризиса» и его структуру: точка ни протяженности, ни структуры не имеет. В связи с таким подходом к «кризисам», качественное изменение («скачок») соотносится в предложенной Выготским схеме развития уже не с «кризисом» в целом, а лишь с его границей, т. е. с точкой между двумя отрезками (стадиями) – «возрастом» и смежным с ним «кризисом» [281].
В данной книге термин стадия применяется для обозначения отрезков развития, полностью перечисленных в табл. 1, и не применяется в иных смыслах (3.4.1). Аналогичным образом, термины стабильная стадия и нестабильная стадия [282]употребляются исключительно для обозначения стадий двух видов, указанных в табл. 2 (в 3.5). Терминологическое различение этих двух видов стадий осуществлено с помощью слова «стабильный». Оно весьма характерно для лексики Выготского, где употребляется для обозначения «возрастов» в составе выражений «стабильный возраст» или «стабильный период» (т. е. тот же «стабильный возраст») [283].
Л. С. Выготский не зафиксировал слов «кризис» и «возраст» в качестве терминов, но часто применял эти слова и включающие их выражения. Это не может не отразиться в цитатах из его работ. К тому же оба слова давно стали привычными для многих специалистов. Зафиксировав в качестве терминов выражения стабильная стадия и нестабильная стадия (3.5), можно [284] применять наряду с ними, как их синонимы, слова «возраст» и «кризис», а также аналогичные им по смыслу выражения. При необходимости дополняя эти слова и выражения уточнениями во избежание двусмысленностей (т. е. добавляя в скобках или в сноске термин стадия, стабильная стадия или нестабильная стадия).
Значение термина стабильная стадия отражено в определении этого вида стадий (4.7). Для выявления (и диагностики) стадии применяется признак ее начала (3.4.1). Поэтому термин стабильная стадия имеет такой психологический смысл: с началом стадий этого вида связано стабильное, т. е. устойчивое, подчинение ребенка [285] другому человеку [286], прежде всего – взрослому. С началом же нестабильной стадии подчинение является нестабильным, неустойчивым: ребенок может подчиниться внешней регуляции, а может не подчиниться ей. Он сам принимает решение об этом на уровне уже сформированной самостоятельной внутренней саморегуляции (4.1).
Слово «стабильный» означает у Выготского и отсутствие в течении «возраста» столь резких сдвигов, столь быстрого темпа развития, как это наблюдается во время «кризисов» [287]. В этом смысле слова «стабильный» и «литический» могут рассматриваться как синонимы.
Эти дополнительные смыслы слова «стабильный» не противоречат реконструированным определениям (4.7) и сосуществуют с ними.
Отдельного комментария требует выражение «дошкольный возраст».
В принципе, его можно понимать как обозначение отрезка детского развития между «кризисами» 3 и 7 лет (табл. 1 в 3.4.1) либо всего процесса развития ребенка от рождения до поступления в школу, или даже любой части этого процесса, завершающейся началом школьного обучения [288].
Однако прием ребенка в школу – это не психологический признак самого ребенка, а действие, совершаемое над ребенком взрослыми при достижении им определенного хронологического возраста. Последний в различных странах и в разное время неодинаков [289], но речь всегда идет не о достигнутом ребенком уровне развития, а всего лишь о «паспортном возрасте», который сам по себе не является признаком уровня развития [290]. Не устанавливает этот уровень и нынешнее психологическое тестирование ребенка при приеме в школу: психолог с помощью тестов оценивает отдельные способности ребенка, а не выявляет возрастной признак готовности ребенка к школе (обсужденный в 9.3.2). Начало успешного обучения в школе не может быть независимым от реального уровня развития ребенка в это время [291]. Дети, не находящиеся в момент приема в школу на необходимом уровне развития, становятся неуспевающими и недисциплинированными учениками (9.3.2).
Прием в школу не является психологическим признаком окончания стадии развития, а потому обозначение этой стадии выражением «дошкольный возраст» психологически и логически некорректно. Почему же Выготский употребил это выражение, ставшее весьма распространенным, если не общепринятым? Во-первых, он вообще не успел разработать терминологию. Во-вторых, в то время указанное выражение имело смысл: детей принимали в школу с 7 лет, а стадия, обозначенная как «дошкольный возраст», предшествует «кризису 7 лет» (табл. 1 в 3.4.1). Лишь несколько десятилетий спустя прием в школу был перенесен у нас на 6 лет, что и выявило для нас некорректность термина «дошкольный возраст». Согласно реконструированной теории Выготского и данным возрастной психологии, возрастно-психологически обоснованное начало школьного обучения – раньше конца «дошкольного возраста» (9.3.2). Поэтому выражение «дошкольный возраст» некорректно: оно означает стадию развития, завершающуюся до школы.
Сказанное не является критикой в адрес Выготского или кого бы то ни было другого: задачи исследования, результатом которого стала эта книга, принципиально не полемические. Речь идет лишь о необходимости уточнения терминологии. Когда детей начали принимать в школу не с семи, а с шести лет, первоклассники стали одновременно школьниками (в том педагогическом смысле, что они уже ходят в школу) и дошкольниками (в том психологическом смысле, что они еще не вышли в своем развитии за пределы «дошкольного возраста»). Такая терминологическая путаница мешает взаимопониманию между педагогами и психологами [292], тем самым препятствуя разработке соответствующих возрастной ЗБР и потому эффективных образовательных инноваций (9.5). Причем путаница не ограничивается концом обсуждаемой стадии: «дошкольный возраст» следует за «кризисом 3 лет» (табл. 1) и начинается около 4 лет (6.3), детей же нередко называют дошкольниками уже с 2 лет, употребляя выражение «младший дошкольный возраст» (от 2-х до 4-х лет) [293].
Назрела необходимость переименовать «дошкольный возраст» в психологии так, чтобы его название было связано с психологическими признаками (возрастными особенностями) детей [294]. Такое название предложено Выготским. Он применял выражение «возраст игры» для обозначения «типичной стадии» развития [295]. Это название имеет весьма существенную связь с психологическими признаками данной стадии (6.3, 7.3). Чтобы соблюсти общий стиль «возрастной периодизации» Выготского, эту стадию следует обозначить как «игровой возраст», ограниченный «кризисами» 3 и 7 лет (см. табл. 1 в 3.4.1).
В заключение отметим следующее. Ход и результаты проведенной выше реконструкции части психологической системы Л. С. Выготского показывают: при изучении его научного наследия надо искать не систему терминов [296], а неявно присутствующую в работах ученого систему понятий. Поскольку он ввел термины не для всех этих понятий, исследователь будет вынужден вносить уточнения, тем самым дорабатывая терминологию Выготского. При этом надо везде, где это возможно, использовать слова и выражения из его лексикона. В остальных случаях – следовать примеру ученого, применявшего общенаучный принцип создания терминов на основе греческих и латинских слов: ср. «интер», «экстра», «интра» (5.3).
Сноски
[277] «Одну из трудностей для правильного понимания» работ Выготского составляет его вынужденная «терминологическая небрежность». Он «очень спешил – спешил реализовать свои замыслы», старался успеть «завершить (хотя бы в общих чертах) свою теорию. Терминологическая точность казалась при этом делом второстепенным» (Леонтьев А.Н., [176], с. 27).
[278] Выготский Л. С., [69], с. 247, 255-256, 260.
[279] Выготский Л. С., [69], с. 250, 254.
[280] Выражение «отрезок развития» применялось Л. С. Выготским ( [77], с. 473). «Кризисы» рассматриваются как «точки развития» не у Л. С. Выготского, а у Д.Б. Эльконина [305], причем, по-видимому, достаточно условно (Касвинов С.Г., [137], с. 61).
[281] Выготский Л. С., [69], с. 248, 255; Касвинов С.Г., [137], [138]. О границах между смежными стадиями см. в 1.2.3, подробнее – в 3.4.1.
[282] Оба термина имеют определения (4.7).
[283] Выготский Л. С., [69], с. 249.
[284] А в цитатах – и приходится.
[285] Как субъекта исполнительной активности. (О различении Выготским регулятивной активности и исполнительной активности см. во второй половине 1.2.6, подробнее – в 4.1.2.)
[286] Субъекту внешней регуляции.
[287] Выготский Л. С., [69], с. 248-249.
[288] Ср., например, следующие высказывания психологов. «Периоды дошкольного возраста – ранний, младший, средний и старший (иногда эти периоды называют ранний детский, преддошкольный и дошкольный возраст)» (Непомнящая Н.И., [219], c. 36). «Раннее детство – период развития, который простирается от конца младенчества до приблизительно 5 или 6 лет; иногда этот период называется дошкольными годами… Первый класс типично отмечает конец этого периода» (Santrock J. W., [399], с. 19). Само понятие «школа» здесь тоже весьма неоднозначно: в разных странах неодинаковы и сроки приема в школу, и образовательные программы для 1 класса, причем эти программы нередко изменяются, а сроки порой переносятся. Если даже речь идет об унифицированной школе данной страны в конкретный год, то все равно остается неясным, почему в качестве общего психологического критерия уровня детского развития принята школа именно этой страны, а не другой. Через столь туманное понятие школы нельзя определять другие понятия, в том числе – «дошкольный возраст». Поэтому ниже будет приведено другое наименование для данной стадии, тоже применявшееся Выготским.
[289] С 7, с 6 или даже с 5 лет (Кондратенко Л.О., [151]).
[290] Хронологический, «паспортный возраст ребенка не может служить надежным критерием для установления реального уровня его развития» (Выготский Л. С., [69], с. 260).
[291] Обучение в школе – новая для ребенка форма культурного опыта. А «всякая новая форма культурного опыта является не просто извне, независимо от состояния организма (т. е. ребенка. – С. К.) в данный момент развития, но организм, усваивая внешние влияния, усваивая целый ряд форм поведения, ассимилирует их в зависимости от того, на какой ступени психического развития он стоит» (Выготский Л. С., [52], с. 150).
[292] Вы не пробовали объяснить педагогу, что 6-летние учащиеся школы психологически являются дошкольниками? Попробуйте. В. В. Давыдов недаром сместил в теории развивающего обучения начало «младшего школьного возраста» на 6 лет ( [246], с. 11). Педагог понимает выражение «дошкольный возраст» как часть жизни ребенка, заканчивающуюся в момент начала школьного обучения. И это естественно: в центре внимания педагогики и системы образования традиционно находится школа.
[293] Мухина В. С., [215], c. 48.
[294] Это ничуть не помешает педагогам продолжать называть детей 2-6 лет дошкольниками. Однако исчезнет терминологическая путаница, которая затрудняет взаимопонимание педагогов и психологов, осложняя тем самым применение достижений возрастной и педагогической психологии для повышения эффективности обучения и воспитания детей.
[295] Выготский Л. С., [52], с. 325.
[296] Выготский не успел разработать терминологию.
Касвинов С. Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков. - Харьков: Райдер, 2013. Опубликовано с разрешения автора.