«Кризис 17 лет»
На этой стадии (к ее концу) формируется уже не серьезно-игровая, а собственно серьезная исполнительная деятельность, подчиненная внешней (социальной) регуляции посредством серьезного слова (4.8).
Ведущий вид деятельности – совокупность конкретных деятельностей, включающих в себя такую серьезную исполнительную деятельность.
«Юность»
Исходя из периодической закономерности появления новых видов регуляции в процессе развития, молодежь в «юности», очевидно, овладевает регуляцией посредством серьезного слова (4.8). Тогда ведущий вид деятельности на данной стадии – целостная серьезная деятельность, включающая в себя и такую регуляцию, и серьезную исполнительную деятельность.
Конечно, при исследовании «юности», исходя из изучаемых законов детского развития, надо проявлять осторожность: эта стадия начинается с окончанием процесса детского развития (4.8.3). Почему Выготский и исключил ее из своей «возрастной периодизации», выразив сомнение в том, что на данную стадию распространяются закономерности детского развития (3.4.1). Но мы не можем исключить возможность того, что ученый открыл еще более общие и значимые законы развития, чем сам успел понять. К тому же, сомнение – это еще не обоснованный вывод.
Итак, ведущая деятельность в «кризисах» – исполнительная, а в «возрастах» – регулятивная. Ведущая деятельность «возраста» может рассматриваться и как целостная деятельность, включающая два слоя активности: исполнительный и регулятивный. Вместе с периодическим чередованием «возрастов» и «кризисов» чередуются и два типа ведущих деятельностей – исполнительных и целостных.
Эта закономерность дополняет периодическое чередование типов средств регуляции (ситуаций) – слов и вещей (4.8.2). Таким образом, мы получаем более полное представление о сложной закономерности развития, отраженной в реконструированной периодической системе (5.8, 6.6, 7.6).
Чередование слов и вещей в стабильных стадиях следует сопоставить с разделением Д.Б. Элькониным совокупности ведущих деятельностей (согласно известным «сферам») на две части: к одной относятся деятельности младенца, дошкольника и подростка, а к другой – ребенка «раннего» и «школьного» «возрастов» [204].
С учетом сказанного, можно рассматривать ведущие деятельности «кризиса 17 лет» и «юности» (с 18 лет) в контексте соответствующей группы стадий или стадиальных ЗБР (6.6, 7.6). Например, ведущие деятельности в «юности» и в «школьном возрасте» являются аналогами предметной деятельности в «раннем возрасте» [205]. Но теперь уже не с бытовыми (как в «раннем возрасте»), а с учебными (в «школьном возрасте») или с серьезными для социума предметами [206] (в «юности»). Причем эта деятельность в «юности» подчинена регуляции уже не со стороны родителей [207] или учителей [208], а со стороны субъектов регуляции посредством серьезного слова (менеджеров в фирме, офицеров в армии и т. п.). Могут рассматриваться как аналогичные между собой и стадии (стадиальные ЗБР), относящиеся к другой их группе, характеризующейся другим типом средств регуляции: не слов, а вещей (4.8.2). В этом смысле существует подобие как между первосигнальной, игровой и серьезно-игровой вещами (ситуациями), так и между ведущими деятельностями младенца, дошкольника и подростка «пубертатного возраста».
Идея А.Н. Леонтьева о связи ведущих деятельностей со стадиями детского развития согласуется с реконструированной теорией Л. С. Выготского.
Кроме обсужденных стадиальных видов ведущей деятельности, эта теория позволяет выделить и фазные подвиды ведущей деятельности [209].
Надо отметить, что теоретическое построение последовательности видов ведущих деятельностей в понятиях реконструированной теории Выготского осуществлено без непосредственного обращения к чувственному опыту (8.2.4). Но, разумеется, не без опосредованного: и сам автор изучаемой психологической системы опирался в своих теоретических построениях на эмпирические данные, и результаты реконструкции части этой системы были сопоставлены с рядом фактов и их обобщений в части III.
[204] Эльконин Д. Б., [305]. В его периодизации «школьному возрасту» соответствует «младший школьный» (8.3.1).
[205] Ср.: «Мы не рассматриваем юношеский возраст, поскольку он наименее разработан в отечественной психологии, но полагаем, что основные его характеристики близки к характерным для раннего и младшего школьного» (Поливанова К. Н., [236], с.115).
[206] Серьезными для социума предметами являются оружие, финансы, предприятия и т. д.
[207] Как было в «раннем возрасте» (посредством бытового слова).
[208] Как было в «школьном возрасте» (посредством учебного слова).
[209] На протяжении стадии характерный для нее вид ведущей деятельности изменяется. Например, в «дошкольном возрасте» игра развивается, формируются ее новые уровни (Эльконин Д. Б., [309], с. 243–245). Т. е. дети овладевают новыми подвидами игры – ведущего вида деятельности данного «возраста». Термин ведущая деятельность Выготский применил по отношению к игре в «дошкольном возрасте», выделив в то же время вид игры, характерный для дошкольников, для чего интерпретировал игру с мнимой ситуацией и игру с правилами как подвиды одного вида игры. Тем самым, внутри присущего «дошкольному возрасту» вида ведущей деятельности (игры) Выготский различил ее подвиды, которые генетически связаны между собой: развитие этой деятельности на протяжении «дошкольного возраста» происходит в направлении от игры с мнимой ситуацией к игре с правилами. Эти подвиды игры характерны для начала и конца «дошкольного возраста» (соответственно), т. е. связаны с определенными этапами (уровнями) развития регуляции. На пути от первого из указанных подвидов игры ко второму возникают и иные подвиды игры с определенными психологическими признаками. Ведь в каждой следующей фазе стабильного «возраста» в протекании ведущей деятельности есть свои существенные особенности: ребенок становится субъектом регуляции взрослого, а затем – субъектом саморегуляции (5.3, 5.4, 6.3). Аналогичным образом, и на других стабильных стадиях внутри видов ведущей деятельности могут быть выделены их подвиды, связанные с фазами и фазными ЗБР.
Касвинов С. Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков. - Харьков: Райдер, 2013. Опубликовано с разрешения автора.