Понятие ведущей деятельности в научной школе Выготского восходит к его работам. Назвав ведущей деятельностью детей «дошкольного возраста» игру,ученый тут же связал ее с ЗБР: игра «создает зону ближайшего развития». Поэтому «через игровую деятельность и движется ребенок» в своем развитии.
И «только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т. е. определяющей развитие ребенка» на данной стадии [186]. Как ведущая деятельность в «дошкольном возрасте», игра связана не с индивидуальной зоной ближайшего развития, а с возрастной, стадиальной ЗБР. Это касается и других видов ведущих деятельностей, если соотносить их со стадиями, как это делается в школе Выготского [187].
Общее положение о связи всякой стадии с конкретным видом ведущей деятельности выдвинул А.Н. Леонтьев: «Каждая стадия психического развития характеризуется определенным … ведущим типом деятельности». Т. е. такой деятельности, «развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях ребенка на данной стадии его развития» [188]. А значит, в качестве признака «перехода от одной стадии к другой» может рассматриваться «изменение ведущего вида деятельности» [189].
В реконструированной теории Выготского «главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях ребенка» на каждой стадии – это формирование нового стадиального уровня регуляции [190] в стадиальной зоне ближайшего развития (4.1, 4.8, 4.9.2). Таким образом, с точки зрения данной теории, на каждой стадии ведущим является тот вид деятельности, овладение которым переводит ребенка на новый уровень развития, т. е. на следующий стадиальный уровень регуляции. Такая деятельность и является ведущей именно в том смысле, что она ведет ребенка к следующему стадиальному уровню регуляции: в процессе этой деятельности осуществляется и развивается регуляция. В начале любой стадии следующий стадиальный уровень регуляции и путь к нему находятся в стадиальной ЗБР (4.1). Поэтому можно сказать и так: на каждой стадии ведущим является тот вид деятельности, который находится в стадиальной ЗБР.
В ходе детского развития уровень потенциального развития становится новым уровнем актуального развития, в связи с чем появляются новый уровень потенциального развития и новая ЗБР (3.1). С возникновением новой стадиальной ЗБР становится ведущим новый вид деятельности. Тот, который находится в этой ЗБР и ведет ребенка к ее верхней границе – новому уровню потенциального развития (уровню регуляции, характерному для конца данной стадии).
На стабильных стадиях ведущей является деятельность, включающая тот вид регуляции, который характерен для данной стадии [191] и на ее протяжении интериоризуется.В результате чего и возникает в конце стабильной стадии новый уровень регуляции – самостоятельная внутренняя саморегуляция (5.3).
На нестабильных стадиях (в нестабильной стадиальной ЗБР) формируется новая социальная ситуация развития, связанная с подчинением внешней регуляции нового вида (4.5). Чтобы ребенок мог подчинить свое поведение такой регуляции, он должен овладеть исполнительной (внутриситуативной) активностью. На нестабильной стадии (к ее концу) ребенок становится субъектом исполнительной активности внутри внешней ситуации, созданной другим человеком (субъектом внешней регуляции нового вида, характерного для следующей стабильной стадии).
Регуляция – компонент деятельности, дополняющий ее исполнительный компонент (см. различение Выготским «слоев» регулятивной и исполнительной активности в 4.1.2). Можно сказать и иначе: целостная деятельность включает два ее «слоя» – исполнительную деятельность и регулятивную деятельность [192]. Если на стабильной стадии ребенок овладевает регулятивной деятельностью, то на нестабильной стадии ребенок овладевает исполнительной деятельностью [193]. В итоге на такой паре смежных стадий [194] ребенок овладевает целостной деятельностью (включая ее регулятивную и исполнительную стороны).
На разных стабильных стадиях дети овладевают разными видами регулятивной активности (4.8.2, 4.8.4). На разных нестабильных стадиях дети овладевают разными видами исполнительной активности. На каждой нестабильной стадии дети овладевают именно тем видом исполнительной активности, регуляцией которого они будут овладевать на следующей смежной стабильной стадии. (Примеры – чуть ниже.)
Ведущий вид деятельности – это не одна конкретная деятельность, а их совокупность. Ведущий вид деятельности на любой стадии– это совокупность всех конкретных деятельностей, которые включают тот вид регулятивной или исполнительной активности, субъектами которой дети становятся на данной стадии (к ее концу).
Определим с такой точки зрения ведущие виды деятельности [195] на всех стадиях «возрастной периодизации» Выготского (см. табл. 1 в 3.4.1 и табл. 8 в 4.9.1). Будем при этом помнить, что концом всякой стадии детского развития является начало следующей стадии с его признаком (3.4.1).
Сноски
[186] Выготский Л. С., [49], с. 77.
[187] «Понятие ведущей деятельности, получившее дальнейшую разработку уже после смерти Выготского в теории деятельности А. Н. Леонтьева, имеет в культурно-исторической концепции значение зоны ближайшего развития ребенка» (Кравцова Е. Е., [162]).
[188] Ср. «фундамент» и «центральное новообразование» стадии (4.8).
[189] Леонтьев А.Н., [178], с. 505, 506. По такому же принципу рассуждал Д. Б. Эльконин, работая над развитием идей Выготского о периодизации детского развития [305].
[190] Т. е. уровня регуляции, связанного с границей между стадиями и ее признаком.
[191] Вместе с присущим ему видом средств регуляции (4.8.2, 4.8.4).
[192] «Главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов» (Леонтьев А. Н., [177], с. 102). Регулятивная и исполнительная деятельности отличаются именно своим предметом: у первой это – субъект регулируемой (исполнительной) активности, у второй – объект этой же активности. Ср.: «Сама целенаправленная "исполнительская" активность и осознанная регуляторика, обеспечивающая ее продуктивность, несмотря на их единство, не тождественны друг другу» (Конопкин О. А., [152], с. 8). Ведущая деятельность может рассматриваться как единство (объединение) регулятивной и исполнительной деятельностей.
[193] На всякой стадии ведущая деятельность ведет ребенка к характерному для конца этой стадии новому уровню регуляции. Который в конце стадии является высшим регулятивным уровнем (см. 4.1). Это, казалось бы, противоречит тому, что к характерному для конца нестабильной стадии регулятивному уровню ведет исполнительная деятельность. Будет ли тогда и формирующийся в результате уровень не регулятивным, а исполнительным? Смотря в каком отношении. Лишь по отношению к внешней регуляции этот уровень будет исполнительным (в том смысле, что в конце нестабильной стадии ребенок ей подчинился). Но тот же уровень будет регулятивным внутри ребенка, по отношению к ранее сформировавшимся (нижележащим) уровням регуляции (4.1.3). Эти отношения совместимы. Кроме регуляции исполнительной деятельности, человеком осуществляется и регуляция регуляции – «коррекция системы саморегулирования» (Конопкин О. А., [152], с. 9). Включающая более адекватное согласование регуляции исполнительной деятельности (тем самым, и самой исполнительной деятельности) с внешней ситуацией. В этом плане регуляция регуляции подчинена внешней ситуации, а значит, и создающему или изменяющему ее субъекту внешней регуляции. Характерный для конца нестабильной стадии новый уровень регуляции подчинен внешней регуляции, но в то же время он является высшим регулятивным уровнем по отношению к тому уровню саморегуляции, который уже сформирован к началу этой стадии. А также – по отношению ко всем ранее сформированным уровням регуляции.
[194] Составляющих один ряд в таблице 8 (4.9.1).
[195] Здесь могут быть некоторые расхождения с уже известными в психологии формулировками, так как мы сейчас определяем ведущие виды деятельности, исходя из реконструированной выше теории Л. С. Выготского, а не из взглядов других психологов.
Касвинов С. Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков. - Харьков: Райдер, 2013. Опубликовано с разрешения автора.