Выявим границы фаз и фазных ЗБР дихотомическим способом, как в 7.3 и 7.4. Границы фаз являются границами связанных с ними ЗБР (3.4.2).
Интерфаза и аутофаза «пубертатного возраста»
Это – две смежные фазы, на которые разделяется стабильная стадия, и которые в сумме составляют ее (табл. 20 в 5.6). В данном случае речь идет о двух фазах, суммой которых является «пубертатный возраст». Начало первой из них (интерфазы) – это начало всего «возраста», а окончание другой (аутофазы) – его конец. Соответственно, признак нижней границы интерфазы тот же, что у нижней границы (начала) «пубертатного возраста»: подросток стал объектом регуляции со стороны взрослого посредством серьезно-игровой вещи (серьезно-игровой ситуации) (6.5). Ориентировочное время появления этого признака – около 14 лет (6.5). Это – начало интерфазы.
Признак верхней границы аутофазы – тот же, что у верхней границы (конца) «пубертатного возраста»: подросток перестал быть объектом регуляции со стороны взрослого посредством серьезно-игровой вещи (ситуации); ориентировочное время достижения подростком этой границы – 16-17 лет (6.5).
Отразим эти границы в табл. 41.
Для выявления интерфазы и аутофазы осталось найти границу между ними: конец интерфазы, являющийся началом аутофазы. Признак которого на данной стадии таков: подросток стал субъектом внешней саморегуляции (5.4) посредством внешней серьезно-игровой вещи (ситуации) (6.5). Другая сторона этого же признака – появление негативного поведения на основе саморегуляции (5.5.1).
Негативное поведение в «пубертатном возрасте» возникает в 15 лет, когда наблюдается «рост духа независимости, который делает отношения подростка в семье и в школе весьма напряженными, жажда свободы от внешнего контроля сочетается с ростом самоконтроля и началом сознательного самовоспитания» [64]. В это время осуществляется и самообучение, например: «Я плохо чертил, – пишет пятнадцатилетний школьник, – и решил выправить свой недостаток» [65].
Таблица 41
Ориентировочные хронологические границы фаз «пубертатного возраста» (ПВ) и связанных с ними ЗБР
Стадия и ее хронологические границы |
ПВ |
|||
Фазы и их хронологические границы |
Интерфаза6666"> [66] |
Аутофаза |
||
ПВ-П |
ПВ-А |
ПВ-Э |
ПВ-И |
«В старших классах» – примерно в 15-17 лет [67] – «отношения учителя с учениками могут строиться только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу», а «прежние формы взаимоотношений лишь затрудняют налаживание контакта, вызывая у учащихся отчуждение от учителя и негативизм» [68]. У старшеклассников «самооценки приобретают автономию от внешних, в частности учебных, оценок» [69]. Самооценка – компонент саморегуляции.
Начало аутофазы (конец интерфазы) – в 15 лет (табл. 41).
Конец «пубертатного возраста» – в 16-17 лет (6.5). Соответственно, и его аутофаза, т. е. связанная с «борьбой» регуляций фаза негативного поведения заканчивается в 16-17 лет [70].
Протофаза и аллофаза «пубертатного возраста» (ПВ-П и ПВ-А)
Это – две смежные фазы, в сумме составляющие интерфазу (5.4). Начало протофазы – это начало интерфазы, а конец аллофазы – это конец интерфазы, т. е. начало аутофазы (табл. 18 в 5.4). Границы интерфазы выявлены (табл. 41). Поэтому для определения протофазы и аллофазы «пубертатного возраста» осталось лишь найти границу между ними, т. е. конец протофазы, которым является начало аллофазы (5.4). Признак начала аллофазы «пубертатного возраста»: подросток стал субъектом регуляции поведения взрослого (5.4) посредством серьезно-игровой вещи (ситуации) (6.5).
По-видимому, здесь мы обнаруживаем «белое пятно» на «карте» детского развития (1.3.4): в научно-психологической литературе пока не удалось найти информацию об указанном признаке начала аллофазы «пубертатного возраста» [71].
Все остальные основания признать, что аллофаза в «пубертатном возрасте» существует, у нас есть. Во-первых, теоретические: «пубертатный возраст» – стабильная стадия, а значит, на него распространяются все положения о фазах стабильной стадии, включая существование аллофазы и ее признака (5.4). Во-вторых, эмпирические: внутри всех остальных стабильных стадий аллофазы обнаружены (7.1–7.4).
Аллофаза в ходе развития наступает после протофазы, тем более – после начала всей стадии; с другой стороны, начало аллофазы, естественно, предшествует ее окончанию (началу аутофазы); тем самым, начало аллофазы имеет место ориентировочно между 14-ю и 15-ю годами, т. е. на 15-м году; интервал, внутри которого находится обсуждаемая граница, может быть обозначен как 15-й год (табл. 41). Возможно, дальнейшие исследования внесут большую точность.
Для психологического обоснования обучения важно, чтобы наименьшие отрезки развития в периодизации и связанные с ними возрастные ЗБР имели ориентировочную хронологическую длительность порядка 1 года [72]. С этой точки зрения, недостаток информации о начале аллофазы «пубертатного возраста» несуществен: вся интерфаза в целом имеет длительность около 1 года (табл. 41).
Экстрафаза и интрафаза «пубертатного возраста» (ПВ-Э и ПВ-И)
Эти смежные фазы в сумме составляют аутофазу; начало экстрафазы – это начало аутофазы, а конец интрафазы – окончание аутофазы (5.4). Обе эти границы аутофазы обсуждены выше и отражены в таблице 41. Для выявления экстрафазы и интрафазы «пубертатного возраста» осталось лишь найти границу между ними: конец экстрафазы, которым является начало интрафазы (5.3).
Признак начала интрафазы «пубертатного возраста»: подросток стал субъектом внутренней несамостоятельной саморегуляции (5.3) посредством интериоризованной серьезно-игровой вещи (серьезно-игровой ситуации) (6.5).
Поэтому нам надо выяснить, когда в «пубертатном возрасте» уже имеет место интериоризованная серьезная игра.
Выготский писал о «так называемых снах наяву, грезах», представляющих собой «как бы творческое сновидение, созданное воображением подростка»7373"> [73]. Иными словами, подростками создаются «для себя в уме … разыгрываемые драмы». Это – деятельность, «напоминающая детскую игру» [74].
Именно лишь напоминающая: она не является ни сюжетно-ролевой игрой, ни результатом ее интериоризации. Разумеется, воображение подростка в определенном смысле генетически восходит к игре дошкольников, однако не непосредственно: внешняя сюжетно-ролевая игра интериоризуется ребенком и отвергается им (как внешнее средство регуляции) уже к концу «дошкольного возраста» (6.3). Так что «сны наяву», которые появляются много лет спустя в «пубертатном возрасте», следует понимать как умственную активность, возникающую в процессе интериоризации внешней серьезной игры, а не как результат интериоризации внешней дошкольной игры [75]. Серьезная игра является лишь аналогом сюжетно-ролевой игры на новом витке «спирали» развития.
Интериоризованная серьезная игра – это и есть «для себя в уме … разыгрываемые драмы». Которые подростком осознаются (отражаются в слове). Например, «15-летний Витя» пишет: «Я в своем представлении – первопроходчик в дальней тайге… Или вдруг – испытатель новых парашютов, когда от твоего умения зависит жизнь очень и очень многих людей. Иногда я – хирург, который делает пересадку сердца умирающему человеку, или просто врач "Скорой"… Я задерживаю опасного преступника, я…». Это описание подростковых грез для данного уровня развития «довольно характерно» [76]. Подросток стремится максимально приблизиться к своей будущей взрослой жизни не только во внешней серьезной игре (4.8, 6.5), но и во внутренней (в своем воображении). Для 15-летних уже характерна внутренняя серьезно-игровая ситуация – средство внутренней регуляции в начале интрафазы. Самостоятельной такая регуляция станет в конце «возраста» (6.5).
Граница экстрафазы и интрафазы – внутри аутофазы, т. е. между точками «около 15 лет» и «16-17 лет» (табл. 41). Поэтому ориентировочное время начала интрафазы – на 16-м году; интервал, внутри которого находится обсуждаемая граница, может быть обозначен как 15-16 лет (5.6.2; табл. 41).
Фазные ЗБР подростков «пубертатного возраста»
Границы фазных ЗБР – те же, что у связанных с ними фаз (3.4.2; табл. 41).
Сноски
[64] Кон И. С., [149], c. 33-34. Здесь идет речь о появлении в «пубертатном возрасте» не самовоспитания вообще, а определенного уровня развития самовоспитания. Другой его уровень возникает, например, в «школьном возрасте» (6.4).
[65] Крутецкий В. А., Лукин Н. С., [165], с. 63.
[66] Интерфазе и аутофазе не присвоены краткие буквенные обозначения, так как эти фазы и связанные с ними ЗБР не отражены в реконструированной стадиально-фазной периодизации Выготского (5.8.2) и в периодической системе возрастных ЗБР (5.8.3).
[67] Т. е. в аутофазе «пубертатного возраста» (табл. 41).
[68] Кон И. С., [149], с. 126.
[69] Кон И. С., [149], с. 100.
[70] Окончание «возраста» характеризуется пиком негативности поведения в смысле «относительной трудновоспитуемости» (4.2) – отвержения внешней регуляции (4.7, 5.5). Конец «возраста» – это начало «кризиса» (3.5). В «кризисе» же – к началу стабильного «возраста» – «складывается» новая социальная ситуация развития, связанная с подчинением ребенка (подростка) внешней регуляции (4.5). Таким образом, с началом «кризиса» начинается путь ребенка (подростка) к подчинению внешней регуляции, т. е. спад негативности поведения (насколько плавный или резкий – другой вопрос). Поэтому во время «кризиса» «у многих детей вовсе не наблюдается сколько-нибудь ясно выраженной трудновоспитуемости» (Выготский Л. С., [69], с. 250). Но возможно и нарастание негативизма, если взрослые не считаются с достигнутым ребенком уровнем самостоятельности и применяют насилие (4.5.5, 5.5.2).
[71] Это совершенно не удивительно. Во-первых, те стадии развития, на которых люди обычно получают среднее и высшее образование, гораздо менее изучены психологами, чем стадии, предшествующие школьному обучению (2.1.3). Во-вторых, по отношению к школьникам взрослые традиционно интересуются воздействием учителя на учеников, но не учеников на учителя (7.4). В-третьих, значительная часть научных работ публикуется в вузовских вестниках и остается практически недоступной для широкого круга исследователей. Если даже информации о начале аллофазы «пубертатного возраста» нет во всем объеме релевантной научной литературы, то это не является аргументом против реконструированной теории Выготского. Содержащаяся в ней периодическая система («карта» детского развития) – аналог таблицы Д. И. Менделеева (1.3), в которой, как известно, были «белые пятна» (еще не открытые химические элементы), что не помешало принятию ее учеными.
[72] См. начало главы 5.
[73] Выготский Л. С., [67], с. 206.
[74] Выготский Л. С., [67], с. 217-218.
[75] Ср.: серьезная игра – это «форма деятельности, генетически возникающая между игрой ребенка и серьезной деятельностью взрослого человека» (Выготский Л. С, [67], с. 39).
[76] Кон И. С., [149], с. 190. Грезы могут иметь различную степень яркости, наивности, «заземленности». Вот, для сравнения, мечты Семена (15 лет): «Когда мне исполнится 18 лет, в моей жизни все изменится. Пойду сдавать на права, работать пойду, деньги свои появятся. Вот это я понимаю жизнь: никто не контролирует и не следит за тобой, сам принимаешь решения, не то что сейчас» (Хухлаева О. В., [287], с. 67).
Касвинов С. Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков. - Харьков: Райдер, 2013. Опубликовано с разрешения автора.