В научном наследии Выготского неявно отражено еще одно разделение стабильной стадии на фазы с определенными психологическими признаками: согласно последовательности формирования новых направленностей регуляции.
Прежде всего выясним, что это за направленности и сколько их.
Согласно известному высказыванию великого психолога, «знак всегда является раньше средством воздействия на других и только потом средством воздействия на себя» [36]. Здесь названы две направленности регулятивного воздействия: на других и на себя. Ученый также констатировал, что «ребенок начинает применять по отношению к себе самому те формы (регуляции. – С. К.) поведения, которые обычно применяют взрослые по отношению к нему», и признал, что именно это «является ключом к интересующему нас факту овладения своим поведением» [37]. Здесь тоже названы две направленности регуляции: со стороны других – на ребенка, а также ребенка – на себя. В ином месте Выготский указал последовательность формирования направленностей так: «ребенок начинает применять к себе самому те самые способы (регуляции. – С. К.) поведения, которые другие применяли к нему, и он применял по отношению к другим» [38]. Здесь мы видим уже три направленности: со стороны других – на ребенка, со стороны ребенка – на других, со стороны ребенка – на себя.
Есть и формулировка обобщенного психологического закона: «Общая последовательность культурного развития ребенка такова: сначала другие люди (регулятивно. – С. К.) действуют по отношению к ребенку, затем ребенок … начинает (регулятивно. – С. К.) действовать на других и только в конце (процесса возникновения новых направленностей регуляции. – С. К.) начинает (регулятивно. – С. К.) действовать по отношению к себе» [39].
Отразим в таблице 17 последовательно формирующиеся в ходе развития направленности регуляции: ее субъекта – на ее объект, т. е. на субъекта исполнительной активности (регулируемого поведения).
Направленности: 1 – на ребенка со стороны другого; 2 – на другого со стороны ребенка; 3 – на ребенка со стороны самого ребенка (саморегуляция). Выготским перечислены все возможные направленности регулятивной активности: если ребенок не является ни субъектом, ни объектом регуляции, то имеющая отношение к данному ребенку регулятивная активность отсутствует. В принципе другим может быть и иной ребенок. Но нас сейчас интересует взаимодействие ребенка и взрослого (родителя, педагога или психолога).
Последовательность формирования направленностей регуляции может быть интерпретирована как ряд фаз развития [40]. Как и у прочих отрезков развития, определяющим для каждой из этих фаз является признак ее начала (3.4.1). В данном случае – направленность, сформированная к началу фазы. Конец предшествующей фазы – начало непосредственно следующей и имеет тот же признак (на том же основании, на котором это было признано выше для стадий и других видов фаз). Итак, фазы направленности регуляции (или, короче, фазы направленности) – это отрезки развития от момента, к которому сформирована одна направленность, до момента, к которому сформирована следующая.
В ходе исследования в работах Выготского не обнаружены названия фаз направленности, которые для дальнейшего обсуждения надо как-то обозначить, хотя бы условно. Сделаем это согласно направленности, сложившейся к началу фазы, и воспользуемся, по примеру великого ученого, словами, применяемыми в международной научной терминологии (ср. «интер», «экстра», «интра» и т.п.).
Термином протофаза (от греч. прото – «первый») обозначим фазу, к началу которой сложилась первая в стабильном возрасте направленность регуляции – на ребенка (направленность 1 в табл. 17). Соответственно, признак начала протофазы таков: ребенок стал объектом регуляции со стороны взрослого [41] (т. е. внешняя регуляция сформирована, ребенок подчинил ей свое поведение).
Аллофаза (от греч. алло – «другой») – это следующая фаза, к началу которой сложилась другая направленность регуляции – на другого, а именно – на взрослого (направленность 2 в табл. 17). Признак начавшейся аллофазы: ребенок стал субъектом регуляции поведения другого (взрослого).
Аутофазой (от греч. ауто – «сам») будем называть фазу, к началу которой у ребенка сформирована направленность регуляции на самого себя (направленность 3 в табл. 17). Признак начала аутофазы: ребенок стал субъектом саморегуляции. Причем он стал субъектом саморегуляции в той точке развития, когда он стал субъектом внешней саморегуляции: это происходит раньше, чем он стал субъектом внутренней саморегуляции (5.3).
Ребенок сначала становится субъектом внешней регуляции другого (в частности, взрослого), а затем уже – субъектом саморегуляции, в том числе – внешней [42]. Поэтому ребенок стал субъектом регуляции не в начале аутофазы, а раньше: уже в начале аллофазы. Значит, признак начала аллофазы можно описать и так: ребенок стал субъектом регуляции. Если ребенок стал субъектом регуляции, то он уже овладел средством регуляции, то есть сталспособен создавать нужное средство регуляции в соответствии с ее желаемым результатом (4.1.2). Став субъектом регуляции, ребенок стал со-субъектом своего обучения (воспитания) и развития наряду с взрослыми субъектами педагогического процесса и психологической практики (включая родителей, которые, и не будучи профессионалами в педагогике и психологии, вынуждены заниматься и тем, и другим).
Конец всякого отрезка развития – это начало следующего смежного отрезка развития, при этомпризнаком конца предыдущего отрезка развития является признак начала следующего смежного отрезка развития (3.4.1).Поэтому конец протофазы – это начало аллофазы, а конец аллофазы – начало аутофазы. После начала аутофазы новых направленностей не возникает. Конец аутофазы стабильного «возраста» – это конец всего «возраста» (начало «кризиса»).
Сопоставим границы фаз направленности с границами фаз «двухчленного строения» (5.2) и фаз интериоризации регуляции (5.3).
Признак начала протофазы: ребенок стал объектом регуляции со стороны взрослого (см. выше). Признак начала стабильного возраста: ребенок стал объектом регуляции со стороны взрослого (4.7). Начало протофазы и начало стабильного возраста имеют один и тот же признак. Если выяснилось, что две границы имеют один и тот же признак, то они в действительности являются одной границей (3.4.1). Начало протофазы – это начало стабильного возраста, которое является в то же время и началом «первой» фазы (5.2). Конец протофазы – это начало аллофазы (см. выше). Отразим эту информацию в таблице 18.
Аллофаза. Признак ее начала таков: ребенок стал субъектом регуляции поведения взрослого (см. выше). Признак начала «второй» фазы: ребенок стал субъектом регуляции поведения взрослого (5.2). Если выяснилось, что две границы имеют один и тот же признак, то они в действительности являются одной границей (3.4.1). Начало аллофазы – это начало «второй» фазы стабильного «возраста». Конец аллофазы – это начало аутофазы (см. выше).
Вывод о протофазе. Начало протофазы – это начало стабильного возраста; конец протофазы – начало аллофазы; начало аллофазы – это начало «второй» фазы стабильного возраста (см. выше), т. е. конец его «первой» фазы (5.2). Таким образом, протофаза – это «первая» фаза (табл. 18), что и означает в переводе сам термин протофаза («первая фаза» [43]).
Аутофаза. Признак ее начала: у ребенка сформирована направленность регуляции на самого себя, т. е. ребенок стал субъектом саморегуляции (см. выше). Признак начала экстрафазы: ребенок стал субъектом саморегуляции (5.3). Если выяснилось, что две границы имеют один и тот же признак, то они в действительности являются одной границей (3.4.1). Начало аутофазы – это начало экстрафазы. Оно же является концом интерфазы (5.3). Значит, аутофаза и интерфаза в сумме составляют весь «возраст». (См. табл. 18.)
В экстрафазе и интрафазе развивается саморегуляция, которая сначала переходит внутрь, а затем становится самостоятельной (5.3). При этом вплоть до конца стабильного «возраста» сохраняется направленность ребенка на себя. Конец стабильной стадии является концом ее аутофазы.
Начало аутофазы – это начало экстрафазы, а конец аутофазы – это конец «возраста». Причем конец «возраста» – это конец его интрафазы (5.3). Следовательно, граница между экстрафазой и интрафазой находится внутри аутофазы, разделяя ее надвое (табл. 18).
С каждой из фаз связана определенная фазная ЗБР; причем ее нижняя граница – это начало соответствующей фазы (с его признаком), а верхняя граница – это конец данной фазы (с его признаком) [44].
Сведем признаки фаз направленности в таблицу 19, выделив находящийся в каждой из соответствующих им фазных ЗБР регулятивный процесс [45].
Признаками фаз являются характерные для их начала подвиды регуляции (ср. 5.3): вид регуляции связан с целой стадией (4.8.2, 4.8.4).
[36] Выготский Л. С., [67], с. 224.
[37] Выготский Л. С., [52], с. 122.
[38] Выготский Л. С., [67], с. 139.
[39] Выготский Л. С., [52], с. 225. Ср. также: «первоначально им (вниманием ребенка. – С.К.) руководят взрослые», однако потом и «ребенок начинает … управлять вниманием сначала в отношении других, а затем и в отношении себя» (Выготский Л. С., [52], с. 225).
[40] Ср.: Егорова Э. Н., [107], с. 26; Касвинов C. Г., [140], с. 86-87.
[41] Являясь в то же время субъектом своего поведения (исполнительной активности).
[42] См. начало 5.4.
[43] По аналогии с «первой» фазой (протофазой) и следуя применяемому Выготским принципу образования научных терминов из греческих или латинских слов («интер», «интра» и т.п.), можно и «вторую» фазу обозначать как «девтерофазу» (греч. девтеро – «второй»).
[44] Ср. 5.2, 5.3.
[45] Ср. табл. 6, 12, 14. Признаки границ фаз и фазных ЗБР тождественны (что аналогично тождеству признаков границ стадий и стадиальных ЗБР: см. 3.4.2).
[46] Осуществляемая независимо от внешней регуляции (с ее отвержением, игнорированием), вышедшая из ЗБР (находящаяся на уровне актуального развития).
См.: Касвинов С. Г. Система Выготского. Книга 1.