4.9.2. Периодическая система стадиальных ЗБР

Настроить шрифт

Такая периодическая система легко реконструируется на основе периодической системы стадий (табл. 8), так как каждой стадии соответствует (и неразрывно с ней связана) только одна определенная стадиальная ЗБР (3.4.2).

Уже поэтому периодическая система стадиальных ЗБР аналогична периодической системе стадий. К тому же обе эти системы строятся по одним и тем же признакам: признаки границ стадий – это признаки границ стадиальных ЗБР [165] (3.4.2). Таким образом, для реконструкции периодической системы стадиальных ЗБР достаточно заменить в таблице 8 каждую стадию связанной с ней стадиальной ЗБР. Понимая при этом «складывание» социальной ситуации развития к концу нестабильной стадии (началу стабильной) как формирование внешней регуляции, а «аннулирование» социальной ситуации развития в конце стабильной стадии – как завершение интериоризации внешней регуляции, т. е. как возникновение сформированной, самостоятельной внутренней саморегуляции, сопровождающееся отвержением внешней регуляции (4.5, 4.7).

Приведем реконструированную таким путем периодическую систему стадиальных ЗБР в таблице 10 (ср. таблицу 8).

Периодическая система стадиальных ЗБР (короткая форма)

Длинная форма этой периодической системы подобным же образом реконструируется в таблице 11 на основе табл. 9 (с учетом табл. 10, которая связана с табл. 11 аналогично тому, как табл. 8 – с табл. 9).

Периодическая система стадиальных ЗБР (длинная форма)

Периодическая система стадиальных ЗБР по своему строению и применяемым признакам аналогична периодической системе стадий (4.9.1). Но имеет и существенные отличия. Во-первых, стадиальная ЗБР отличается от связанной с ней стадии по своему психологическому смыслу. В стадиальной ЗБР находится не только связанная с ней стадия, включая созревающие у ребенка на протяжении этой стадии процессы, но и вся та часть культурного контекста развития, под непосредственным влиянием которой эти процессы формируются, включая определенный этап обучения (вместе с его методами и содержанием). Во-вторых, для стадиальной ЗБР, в отличие от стадии, более существенна верхняя граница – возрастной уровень потенциального развития (3.1–3.4, ср. 1.1).

В то же время определяющим для стадиальной ЗБР (основой ее диагностики) является признак ее нижней границы [168], т. е. признак начала связанной с этой ЗБР стадии (3.4.2). Направление же развития (3.3) на данном этапе определяется признаком верхней границы этой же ЗБР (табл. 10). После обнаружения у ребенка признака стадиального уровня актуального развития [169] для установления признака стадиального уровня потенциального развития той же ЗБР достаточно найти этот признак в табл. 10. Диагностика же этого уровня – т. е. верхней границы стадии – невозможна (3.4) и совершенно не нужна. Например, психолог установил, что ребенок стал объектом внешней регуляции посредством игровой вещи: значит, ребенок уже вступил в «дошкольный возраст» (табл. 7 в 4.8.5). После этого уже без диагностики психолог выясняет по табл. 10, что в стадиальной ЗБР в «дошкольном возрасте» у ребенка находится формирование внутренней самостоятельной регуляции посредством интериоризованной игровой вещи [170]. (Аналогичным образом определяется и фазная ЗБР: нижняя граница определяется по признаку начала соответствующей фазы, а верхняя – без диагностики, по признаку начала следующего смежного отрезка развития [171].)

Выше уже выявлены виды внешней регуляции и связанные с ними признаки стадий (4.8.2, 4.8.4). На всякой нестабильной стадии [172] формируется подчинение ребенка (подростка) новому виду внешней регуляции [173]. Одновременно он становится субъектом нового вида исполнительной активности внутри ситуации, являющейся средством нового вида внешней регуляции [174]. Можно сказать, что такой вид исполнительной активности находится в нестабильной стадиальной ЗБР. Но, если говорить именно о регулятивной активности, то в каждой нестабильной стадиальной ЗБР находится определенный вид внешней регуляции – тот, который характеризует начало следующей смежной стабильной стадии (4.8.2, 4.8.4).

На протяжении всякой стабильной стадии [175] сформированный к ее началу вид внешней регуляции интериоризуется. Так возникает в конце стабильной стадии новый уровень самостоятельной внутренней саморегуляции (4.7). В этом смысле в конце стабильной стадии ребенок (подросток) стал субъектом нового вида внутренней самостоятельной регулятивной активности (саморегуляции). Этот вид внутренней регуляции и находится в стабильной стадиальной ЗБР. Причем в каждой стабильной стадиальной ЗБР находится определенный вид внутренней регуляции – результат интериоризации характерного для начала данной стадии вида внешней регуляции.

Сноски

[165] При этом и границы стадий являются границами стадиальных ЗБР (3.4.2).

[166] См. 4.8.2.

[167] Осуществляемая независимо от внешней регуляции (с ее отвержением, игнорированием): в конце стабильной стадии ребенок стал самостоятельным в том смысле, что стал субъектом саморегуляции и перестал быть объектом внешней регуляции (4.7). Сформированная саморегуляция находится на уровне актуального развития, т. е. осуществляется ребенком (подростком) уже самостоятельно, а не в сотрудничестве (взаимодействии) со взрослым.

[168] Стадиального уровня актуального развития.

[169] Т. е. признака начала соответствующей стадии.

[170] Иными словами, такая регуляция находится у ребенка на стадиальном уровне потенциального развития. Подробнее об этом виде регуляции – в части III.

[171] О фазных ЗБР уже шла речь в 3.6.

[172] К ее концу, т. е. к началу следующей смежной стабильной стадии.

[173] Характерному для следующей смежной стабильной стадии.

[174] Эта ситуация относится к одному из двух типов ситуаций – вещей и слов (4.8.2).

[175] К ее концу, т. е. к началу следующей смежной нестабильной стадии.

Касвинов С. Г. Система Выготского. Книга 1.