3.4.1. Стадии и границы между ними

Настроить шрифт

Согласно сделанному выше предположению, границы стадий являются одновременно и границами стадиальных ЗБР (3.4). Поэтому для выявления границ стадиальных ЗБР обратимся к границам стадий знаменитой «возрастной периодизации» [204].

Возрастная периодизация Л. С. Выготского

Сноски к таблице

[1] Эту стадию следует отличать от новорожденности в медицинском смысле. Некоторые авторы определяют окончание новорожденности по симптомам медицинского характера: «зарубцевание пупочной раны, отпадение пуповины», восстановление первоначального веса «после физиологической убыли» в первое время после рождения, наличие «особенностей анатомо-физиологических, а также всего обмена веществ», и т.п. У Выготского конец указанного «кризиса» связан с психологическими симптомами: появляются «первые социальные реакции», возникает «интерес к внешнему миру» (Выготский Л. С., [59], с. 279, 280, 283).

[2] Название «школьного возраста» связано у Выготского не просто с тем, что ребенок ходит в школу: подросток остается школьником и в «пубертатном возрасте», однако его название не имеет отношения к школе. Очевидно, выражение «школьный возраст» должно было подчеркнуть тот факт, что на этой стадии учение в школе гораздо более значимо для детей и для их развития, чем в «пубертатном возрасте». Подобная мысль присутствует в работах Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, утверждающих, как известно, что учебная деятельность является ведущей у младших школьников.

[3] Как мы увидим далее, эта стадия заканчивается в один год с месяцами, поэтому точнее называть ее не «кризисом первого года», а «кризисом одного года» (Выготский Л. С., [59], с. 297).

[4] В таблице 1 уточнено (в скобках) название стадии «раннее детство», являющееся, по-видимому, опечаткой или опиской в рукописи. Дело в том, что последовательность стадий развития («возрастных периодов») определяется «чередованием стабильных и критических периодов» (Выготский Л. С., [69], с. 254). Все «критические периоды» обозначены Выготским в периодизации как «кризисы», а все «стабильные возрасты», кроме «раннего», – как «возрасты» (табл. 1). «Раннее детство» находится между двумя «кризисами» (1 года и 3 лет) и, следовательно, является «возрастом» согласно указанному «чередованию». Исходя из этого, ее название тоже должно содержать слово «возраст». В другом месте Выготский называет «раннее детство», известное своей сензитивностью к языковой речи, «ранним возрастом»: «Мы хорошо владеем только тем языком, которым мы овладели в раннем возрасте» (Выготский Л. С., [58], с. 389). В целях терминологической ясности будем далее «раннее детство» называть «ранним возрастом». Это важно для дальнейшего хода реконструкции: тогда становится явным разделение Выготским совокупности стадий на две части (в табл. 1 все четные стадии – «возрасты», а все нечетные стадии – «кризисы»).

В периодизации Выготского 11 стадий, указанных в таблице 1 с присвоением порядкового номера и краткого обозначения. Ученый писал и о 12-й стадии – «юности» (с 18 лет). Ее он не включил в периодизацию детского развития, так как эта стадия «составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное звено в цепи периодов детского развития» [209]. Не оспаривая этого, мы все же уделим впоследствии внимание и «юности», так как она представляет большой практический интерес для системы образования: данная стадия ориентировочно соответствует обучению в вузе. В ходе же изучения выявленной Выготским закономерности развития будем опираться лишь на те стадии, которые включены в периодизацию ее автором. Поэтому в табл. 1 все, что относится к «юности», заключено в квадратные скобки.

Чтобы предотвратить терминологическую путаницу, будем использовать термин стадия только для обозначения перечисленных в табл. 1 этапов развития, а термин стадиальная ЗБР – только для обозначения соответствующих этим стадиям возрастных ЗБР [210].

«Возраст [211] – объективная категория, а не условная, произвольно выбранная и фиктивная величина», поэтому границы между стадиями могут быть расположены «не в любых точках жизненного пути ребенка, а исключительно и единственно в тех, в которых объективно заканчивается один и берет начало другой возраст» [212] (стадия развития). Эти слова Выготского указывают на то, что всякая стадия заканчивается в той же точке жизненного пути, в которой начинается следующая стадия. Ученый привел и конкретные примеры: «начало младенческого возраста совпадает с окончанием кризиса новорожденности»; «завершение младенческого возраста непосредственно сталкивает нас с кризисом одного года», т. е. является его началом (ср. табл. 1) [213]. Во всякой паре смежных стадий начало следующей стадии – это конец предыдущей.

Таким образом, между двумя смежными стадиями – одна граница [214]. Только так и может быть в периодизации, которая пригодна для диагностики: иначе на стыках стадий появились бы отрезки развития, которые принадлежали бы двум стадиям сразу либо не принадлежали никакой стадии вообще. В обоих случаях на таких отрезках диагностика стадии развития ребенка оказалась бы невозможной [215].

На том же основании начало 1-й стадии – это начало всего процесса нормального детского развития [216], а конец 11-й стадии – окончание этого процесса.

Если установлено, что две границы в действительности представляют собой одну границу, то они определяются по одному признаку. Если выяснилось, что две границы определяются по одному и тому же признаку, то они в действительности представляют собой одну границу [217].

Определяющим для каждой стадии признаком (основой ее диагностики) является признак ее начала, а не ее конца. Ведь ребенок еще не достиг конца той стадии, на которой он находится сейчас (например, в момент проведения диагностики). Признак начала данной стадии у ребенка есть, а признак ее конца появится лишь тогда, когда ребенок уже покинет ее.

Сделанные выводы о границах стадий и их признаках на том же основании относятся и к любым другим смежным отрезкам развития, в том числе к частям стадий (фазам), которые будут выявлены ниже. Конец всякого отрезка развития – это начало следующего смежного отрезка развития. Признак конца предыдущего отрезка развития – это признак начала следующего смежного отрезка развития.

Теперь мы можем обсудить границы связанных со стадиями ЗБР.


Сноски

[204] Выготский Л. С., [69], с. 256. Отметим: периодизация описывает процесс культурного развития ребенка. Это наглядно проявилось, например, в «Истории развития высших психических функций», где Выготский после слов «перейдем к возрастному рассмотрению культурного развития» до самого конца этой работы обсуждает указанные в табл. 1 стадии развития (Выготский Л. С., [52], с. 317-328). При этом ученый не всегда называет их точно так же, как в табл. 1, но у него не было возможности разработать точную терминологию (см. Приложение 1).

[205] Эту стадию следует отличать от новорожденности в медицинском смысле. Некоторые авторы определяют окончание новорожденности по симптомам медицинского характера: «зарубцевание пупочной раны, отпадение пуповины», восстановление первоначального веса «после физиологической убыли» в первое время после рождения, наличие «особенностей анатомо-физиологических, а также всего обмена веществ», и т.п. У Выготского конец указанного «кризиса» связан с психологическими симптомами: появляются «первые социальные реакции», возникает «интерес к внешнему миру» (Выготский Л. С., [59], с. 279, 280, 283).

[206] Название «школьного возраста» связано у Выготского не просто с тем, что ребенок ходит в школу: подросток остается школьником и в «пубертатном возрасте», однако его название не имеет отношения к школе. Очевидно, выражение «школьный возраст» должно было подчеркнуть тот факт, что на этой стадии учение в школе гораздо более значимо для детей и для их развития, чем в «пубертатном возрасте». Подобная мысль присутствует в работах Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, утверждающих, как известно, что учебная деятельность является ведущей у младших школьников.

[207] Как мы увидим далее, эта стадия заканчивается в один год с месяцами, поэтому точнее называть ее не «кризисом первого года», а «кризисом одного года» (Выготский Л. С., [59], с. 297).

[208] В таблице 1 уточнено (в скобках) название стадии «раннее детство», являющееся, по-видимому, опечаткой или опиской в рукописи. Дело в том, что последовательность стадий развития («возрастных периодов») определяется «чередованием стабильных и критических периодов» (Выготский Л. С., [69], с. 254). Все «критические периоды» обозначены Выготским в периодизации как «кризисы», а все «стабильные возрасты», кроме «раннего», – как «возрасты» (табл. 1). «Раннее детство» находится между двумя «кризисами» (1 года и 3 лет) и, следовательно, является «возрастом» согласно указанному «чередованию». Исходя из этого, ее название тоже должно содержать слово «возраст». В другом месте Выготский называет «раннее детство», известное своей сензитивностью к языковой речи, «ранним возрастом»: «Мы хорошо владеем только тем языком, которым мы овладели в раннем возрасте» (Выготский Л. С., [58], с. 389). В целях терминологической ясности будем далее «раннее детство» называть «ранним возрастом». Это важно для дальнейшего хода реконструкции: тогда становится явным разделение Выготским совокупности стадий на две части (в табл. 1 все четные стадии – «возрасты», а все нечетные стадии – «кризисы»).

[209] Выготский Л. С., [69], с. 255-256.

[210] Применение этих терминов связано с неоднозначностью слов «возраст» и «кризис»: см. Приложение 1.

[211] Стадия развития.

[212] Выготский Л. С., [69], с. 245. (Курсив мой. – С. К.).

[213] Выготский Л. С., [59], с. 282, 297.

[214] Поэтому правильность вывода о психологических свойствах детей в конце какой-либо стадии (сделанного на эмпирическом материале исследований данной стадии) может быть проверена путем сопоставления с выводом о психологических свойствах детей в начале следующей стадии (сделанным на эмпирическом материале, полученном в результате изучения следующей стадии). Пример будет приведен ниже: сопоставление признака конца «дошкольного возраста» с симптомами «кризиса 7 лет». (Если рассматривать «дошкольный возраст» и «кризис 7 лет» как две отдельные области, то к теории «дошкольного возраста» – насколько о ней можно говорить – имело бы отношение положение Выготского о том, что «легче всего судить всякую теорию по тем крайним выводам, которые упираются уже в совершенно другую область и позволяют проверить найденные законы на материале фактов совершенно другой категории» (Выготский Л. С., [75], с. 51.)

[215] Слова Выготского о том, что «начало младенческого возраста совпадает с окончанием кризиса новорожденности» и «завершение младенческого возраста непосредственно сталкивает нас с кризисом одного года» могут показаться противоречащими его же высказываниям о том, что стабильные возрасты имеют «более или менее отчетливые границы начала и окончания», а «границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов, в высшей степени неотчетливы» (Выготский Л. С., [69], с. 249, 254). Как мы только что убедились, между двумя смежными стадиями – одна граница. Но никакая граница не может быть более (или менее) отчетливой, чем она же сама. В кажущихся противоречащими друг другу высказываниях речь идет о разных границах. Дело в том, что понимание границы и ее ориентировочная дата неразрывно связаны со способом определения этой границы (с применяемым признаком). Выготский наметил несколько способов определения границ стадий и не успел обосновать применение какого-то из них в качестве единственного. Установление же границ разными способами (по разным признакам) может, естественно, привести к неодинаковым результатам (подробнее: Касвинов С.Г., [138], с. 144.) Обсуждаемая психологическая система не была завершена ее автором в явном виде и потому в ней, при желании, можно найти противоречия (действительные или кажущиеся). Но такой критический подход к работам Выготского, во-первых, неправомерен (в частности, потому, что целый ряд текстов не был сдан в печать автором, который поэтому не несет за них связанной с публикацией ответственности). Во-вторых, этот подход непродуктивен. Неясности в трудах рано умершего Выготского могли бы быть им устранены, если бы он имел возможность доработать свою психологическую систему. Поэтому все указания на любые ее недостатки сводятся к указанию на незавершенность системы. Задача же ее изучения вовсе не в том, чтобы доказать эту незавершенность, которая совершенно очевидна и неоднократно констатирована в литературе, а в том, чтобы данную систему реконструировать и использовать ее современный творческий потенциал в науке и практике.

[216] О нормальном детском развитии см. в 3.3.

[217] Иначе говоря, границы, определяемые по одному признаку, тождественны (по крайней мере, в том смысле, что они неразличимы для диагностики развития).

Касвинов С. Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков. - Харьков: Райдер, 2013. Публикуется на сайте psixologiya.org с разрешения автора.