2.3. Источники для теоретической реконструкции

Настроить шрифт

К основным задачам историко-психологического исследования относится изыскание источников для теоретической реконструкции (2.1.6). В данном случае – текстов, которые входят в научное наследие Л. С. Выготского и имеют непосредственное отношение к изучаемой части психологической системы ученого [121].

Связь обучения (воспитания) с детским развитием и понятие зоны ближайшего развития (ЗБР) обсуждались ученым в нескольких работах. Среди них: «Мышление и речь» [122], «Проблема возраста» [123], «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте» [124], «Обучение и развитие в дошкольном возрасте» [125], «Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте» [126].

«Проблема возраста» посвящена процессу детского развития в целом. Важное положение о том, что развитие надо рассматривать как процесс, который одновременно является и непрерывным, и дискретным, высказано ученым в работе «Психика, сознание, бессознательное» [127].

Отдельные части этого процесса обсуждены в ряде текстов, включая следующие: «Младенческий возраст» [128], «Кризис первого года жизни» [129], «Раннее детство» [130], «Кризис трех лет» [131], «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» [132], «Конспект об игре» [133], «Кризис семи лет» [134], «Педология подростка» [135].

В «Педологии подростка» влияние культурного контекста на детское развитие (что включает обучение и воспитание) связывается с процессом, который в психологии называется интериоризацией. Он представляет собой перенос присутствующих в культуре и опосредованных психологическими орудиями (знаками) социальных отношений извне внутрь с превращением их в психические функции и отношения между ними [136]. Структуру процесса интериоризации Выготский обсудил в работе «О психологических системах» [137].

Детское развитие ученый понимал как процесс «овладения поведением» («чужим» и «своим»), т. е. как процесс формирования регуляции (саморегуляции) поведения (1.2.6). Эта идея обсуждалась в работе «Инструментальный метод в психологии» [138]. Представление о регуляции уточнено в «Истории развития высших психических функций» [139] и «Педагогической психологии» [140] путем различения регулирующей и регулируемой активности (на примерах с рикшей, вагоновожатым, учителем) [141]. Необходимость различения уровней активности обсуждалась и в «Проблеме развития в структурной психологии» [142]. Схема регуляции «человек – вещь – человек» приведена в «Проблеме сознания» [143]. Аналогичная регуляция посредством слова («команды») описана в «Педологии подростка» [144].

В «Инструментальном методе» введено понятие «психологического орудия» – средства регуляции поведения. Приведенные автором примеры психологических орудий (язык, письмо, нумерация, счисление, алгебраическая символика, схемы, диаграммы, карты, произведения искусства) демонстрируют непосредственную связь средств регуляции с содержанием образования, с культурным контекстом детского развития, с процессом культурного развития ребенка [145].

Идет речь в «Инструментальном методе» и о важной в методологическом плане зависимости свойств частей от свойств целого и изменения (развития) частей от изменения (развития) целого. В «Проблеме возраста» сказано о том, что действующими внутри стадии развития («возраста») структурными законами определяется строение каждого частного процесса внутри этой стадии. Принцип Л. С. Выготского, весьма существенный для понимания его представлений о процессе детского развития, опубликован в виде цитаты из архива ученого его учеником Д.Б. Элькониным: «общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение» в каждом «возрасте» [146]. Эльконин привел еще одну важную сейчас цитату из лекции Выготского, где идет речь об «идеальной форме» – олицетворяемом взрослым человеком уровне развития, к которому направлено развитие ребенка [147].

Изыскание источников реконструкции интересующей нас части психологической системы Л. С. Выготского закончено.

Собственно процесс теоретической реконструкции (часть II) будет осуществлен на основе указанных источников. Все цитаты в основном тексте части II принадлежат только Выготскому.

Другие источники [148] и цитаты из них могут быть использованы в части II только в комментариях в сносках. Таким путем будут даны и ссылки на публикации, освещающие ряд этапов настоящего исследования [149]. Кроме того, в ходе реконструкции, естественно, потребуются комментарии для пояснения отдельных положений путем установления их связи с уже известными психологам и педагогам понятиями, текстами или схемами (например, с периодизацией Д. Б. Эльконина) [150].