Память (Дубровина И.В.)

Настроить шрифт

Содержание материала

Дубровина И.В.Что такое память. То, что нами ощущается и воспринимается, не исче­зает бесследно, все запоминается в той или иной степе­ни. Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей, оставляют в нем «следы», которые могут сохраняться долгие годы.

Эти «следы» (комбинации нервных клеток) создают возможность возникнове­ния возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызы­вавший, отсутствует.

 

На основе этого человек может за­помнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести свои ощущения, восприятия каких-либо предметов, мысль, речь, действия.

Так же, как ощущение и восприятие, память является процессом отражения, причем отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом.

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, пе­реживали или делали. Иными словами память - это отра­жение опыта человека путем его запоминания, сохране­ния и воспроизведения.

Память - это удивительное свойство человеческого со­знания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление.

На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною.
Давно ль оно неслось событий полно,
Волнуяся, как море-океан?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Не много лиц мне память сохранила,
Немного слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно:..

А.С. Пушкин. «Борис Годунов»

Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немысли­ма вне других психических процессов. И.М. Сеченов отме­чал. что без памяти наши ощущения и восприятия, «ис­чезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Представим себе человека, который утратил память. Студента утром разбудили, сказали, чтобы он завтракал и шел на занятия. Скорее всего он не пришел бы в инсти­тут. а если бы и пришел, то не знал бы, что там делать, забыл бы, кто он, как его зовут, где живет и пр., забыл бы родной язык и не мог сказать ни слова. Прошлого для него больше не существовало бы, настоящее бесперспек­тивно, так как он ничего не может запомнить, ничему не может научиться.

Запоминая какие-либо образы, мысли, слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в определенной связи друг с другом. Без установления тех или других связей невоз­можно ни запоминание, ни узнавание, ни воспроизведение. Что значит запомнить стихотворение? Это значит запомнить ряд слов в определенной связи, последовательности. Что зна­чит запомнить какое-нибудь иностранное слово, например французское «la table»? Значит установить связь между этим словом и тем предметом, который оно обозначает, или рус­ским словом «стол». Связи, которые лежат в основе деятель­ности памяти, называются ассоциациями. Ассоциация - это связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое.

Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Запомнить что-либо -значит связать запоминаемое с чем-то, вплести то, что надо запомнить, в сеть уже имеющихся связей, образовать ассо­циации. Есть несколько видов ассоциаций:

- по смежности: восприятие или мысль об одном пред­мете или явлении влечет за собой припоминание других предметов и явлений, смежных с первыми в пространстве или во времени (так запоминается последовательность дей­ствий, например);

- по сходству: образы предметов, явлений или мысли о них вызывают воспоминание о чем-либо сходном с ними. Эти ассоциации лежат в основе поэтических метафор, на­пример, шум волн уподобляется говору людей;

- по контрасту: ассоциируются резко различные явле­ния - шум и тишина, высокое и низкое, доброе и злое, белое и черное и т.д.

В процессе запоминания и воспроизведения участвуют различные ассоциации. Например, вспоминаем фамилию знакомого человека, а) проходя возле дома, в котором он живет, б) встретив кого-нибудь, на него похожего, в) на­зывая другую фамилию, происходящую от слова, проти­воположного по смыслу тому, от которого происходит фа­милия знакомого, например, Белов - Чернов.

В процессе запоминания и воспроизведения исключи­тельно важную роль играют смысловые связи: причина -следствие, целое - его часть, общее - частное.

Память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности. Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в биб­лиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное - это его собственная память.

В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (или Мнемосина, от греческого слова «воспоминание»). По имени своей богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью.

В научной психологии проблема памяти является «ро­весницей психологии как науки» (П.П. Блонский). Па­мять - сложнейший психический процесс, поэтому, не­смотря на многочисленные ее исследования, все еще не создано единой теории механизмов памяти. Новые науч­ные данные показывают, что процессы памяти связаны со сложными электрическими и химическими изменени­ями в нервных клетках мозга.


 

Виды памяти

Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями.

Все виды памяти можно условно разделить на три груп­пы: 1) что запоминает человек (предметы и явления, мыс­ли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и об­разную память; 2) как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроиз­вольную память; 3) как долго сохраняется запомненное.

Это кратковременная, долговременная и оперативная па­мять.

Двигательная (или моторная) память позволяет запоми­нать умения, навыки, различные движения и действия. Если бы не было этого вида памяти, то человеку всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, писать, выпол­нять разнообразную деятельность.

Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмо­ции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях. Вот как об этом у А.С. Пушкина:

Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! Уж не бывать!
Прошли восторги и печали,
И легковерные мечты...
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.

К. С. Станиславский писал об эмоциональной памяти: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоми­нании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пе­режитом несчастье, - у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память».

Эмоциональная память имеет большое значение в фор­мировании личности человека, являясь важнейшим усло­вием его духовного развития.

Смысловая, или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого раз­вития человека. Чем менее развита речь, тем труднее вы­разить смысл своими словами.

Образная память. Этот вид памяти связан с нашими орга­нами чувств, благодаря которым человек воспринимает ок­ружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образной памяти развиты у человека неравномерно, какой-либо все­гда является преобладающим.

Произвольная память предполагает наличие специаль­ной цели запомнить, которую ставит человек и применя­ет для этого соответствующие приемы, производит воле­вые усилия.

Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной матери­ал, случай, явление, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приемов, без воле­вых усилий. Непроизвольная память - неиссякаемый ис­точник познания. В развитии памяти непроизвольное за­поминание предшествует произвольному. Очень важно понять, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельно­стью. Непроизвольно запоминается прежде всего то, что нам нравится, на что мы обратили случайно внимание, над чем мы активно и с увлечением работаем. Поэтому непроизвольная память тоже имеет активный характер. Непроизвольная память есть уже у животных. Однако «животному вспоминается, но животное не вспоминает. В человеке же мы различаем ясно оба эти явления памя­ти» (К. Ушинский). Лучший способ запомнить и надолго сохранить в памяти - применить знания на практике. Кроме того, память не желает удерживать в сознании то, что противоречит установкам личности.

Кратковременная и долговременная память. Эти два вида памяти отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает. Кратковременная память имеет от­носительно небольшую длительность - несколько секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведе­ния только что происшедших событий, только что вос­принятых предметов и явлений. После непродолжитель­ного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из вос­принятого. Долговременная память обеспечивает продол­жительное сохранение материала. Здесь важны установ­ка запомнить надолго, необходимость этих сведений для будущего, их личностная значимость для человека.

Выделяют еще оперативную память, под которой пони­мается запоминание каких-то сведений на время, необхо­димое для выполнения операции, отдельного акта деятель­ности. Например, в процессе решения любой задачи необ­ходимо до получения результата удерживать в памяти исходные данные и промежуточные операции, которые в дальнейшем могут быть забыты.

В процессе развития человека относительная последо­вательность становления видов памяти выглядит пример­но так:

I

II

III

Двигательная
Эмоциональная
Образная
Смысловая

Непроизвольная
Произвольная

Кратковременная
Оперативная
Долговременная

Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни и взросления человека они не исчезают, а обогащаются, взаимодействуют между собой.


 

Процессы памяти

Основные процессы памяти - запоминание, воспроизве­дение, сохранение, узнавание, забывание. По характеру вос­произведения судят о качестве работы всего аппарата памяти.

Память начинается с запоминания. Запоминание - это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего вос­произведения.

Запоминание может быть непреднамеренным и предна­меренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Запоминание происходит «само собой». Так запо­минается главным образом то, что живо интересует чело­века или вызывает в нем сильное и глубокое чувство: «Я этого никогда не забуду!» Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда вступает в силу предна­меренное, сознательное запоминание, т. е. ставится цель- за­помнить материал.

Запоминание бывает механическим и смысловым. Ме­ханическое запоминание основывается главным образом на закреплении отдельных связей, ассоциаций. Смысловое за­поминание связано с процессами мышления. Чтобы запом­нить новый материал, человек должен понять его, осмыс­лить, т.е. найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями.

Если основным условием механического запоминания является повторение, то условием смыслового - понима­ние.

И механическое и смысловое запоминание имеют боль­шое значение в психической жизни человека. При запоми­нании доказательств геометрической теоремы или анали­зе исторических событий, литературного произведения на первый план выступает смысловое запоминание. В других случаях - запомнить номер дома, телефона и т.п. - основ­ная роль принадлежит механическому запоминанию. В боль­шинстве случаев память должна опираться и на понима­ние, и на повторение. Особенно ярко это проявляется в учебной работе. Например, при заучивании стихотворе­ния или любого правила одним пониманием обойтись нельзя, как нельзя обойтись одним механическим повто­рением.

Если запоминание имеет характер специально органи­зованной работы, связанной с применением определен­ных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно назы­вается заучиванием.

Заучивание зависит: а) от характера деятельности, от про­цессов целеполагания: произвольное запоминание, осно­ванное на сознательно поставленной цели - запомнить, бо­лее эффективно, чем непроизвольное; б) от установки -запомнить надолго или запомнить на короткий срок. Мы нередко принимаемся за заучивание какого-то материала, зная, что, по всей вероятности, используем его только в определенный день или до какого-то срока и что затем он не будет иметь значения. Действительно, по прошествии этого срока мы забываем заученное.

Лучше заучивается эмоционально окрашенный матери­ал, к которому человек относится с интересом, который личностно значим для него. Такое запоминание является мотивированным.

Это очень убедительно показано в рассказе К. Паустов­ского «Слава боцмана Миронова»:

«...И вот с боцманом Мироновым в редакции „Маяка" про­изошла необычная история...

Не помню, кто - Наркоминдел или Внешторг - просил ре­дакцию сообщать все сведения о русских пароходах, уведенных за границу. Надо знать, что был уведен весь торговый флот, что­бы понять, как это было трудно.

И когда мы просиживали напролет жаркие одесские дни над судовыми списками, когда в редакции потели от напряжения и вспоминали старые капитаны, когда изнеможение от путани­цы новых пароходных названий, флагов, тонн и „дедвейтов" достигло наивысшего напряжения, - в редакции появился Ми­ронов.

- Вы это бросьте, - сказал он. - Так у вас ни черта не выйдет. Я буду говорить, а вы пишите. Пишите! Пароход „Иерусалим". Плавает сейчас под французским флагом из Марселя на Мада­гаскар, зафрахтован французской компанией „Пакэ", команда французская, капитан Борисов, боцманы все наши, подводная часть не чистилась с тысяча девятьсот семнадцатого года. Пиши­те дальше. Пароход „Муравьев-Апостол", теперь переименован в „Анатоль". Плавает под английским флагом, возит хлеб из Мон­реаля в Ливерпуль и Лондон, зафрахтован компанией „Рояль -Мейль - Канада". В последний раз я его видел в прошлом году осенью в Нью-Порт-Ньюсе.

Это длилось три дня. Три дня с утра до вечера он, дымя папи­росами, диктовал список всех судов русского торгового флота, называл их новые имена, фамилии капитанов, рейсы, состоя­ние котлов, состав команды, грузы. Капитаны только качали головами. Морская Одесса взволновалась. Слух о чудовищной памяти боцмана Миронова распространился молниеносно...»

Очень важно активное отношение к процессу заучива­ния, что невозможно без напряженного внимания. Для запоминания полезнее 2 раза прочитать текст с полным сосредоточением внимания, чем 10 раз перечитывать его невнимательно. Поэтому попытки заучить что-то в состо­янии сильного утомления, сонливости, когда не удается как следует сосредоточить внимание, является напрас­ной тратой времени. Самый плохой и неэкономный спо­соб заучивания - механически перечитывать текст в ожи­дании, пока он сам запомнится. Разумным и экономным заучиванием является активная работа над текстом, ко­торая предполагает использование целого ряда приемов лучшего запоминания.

В.Д. Шадриков, например, предлагает такие способы произвольного или организованного заучивания:

Группировка - деление материала на группы по ка­ким-либо основаниям (по смыслу, ассоциациям и т.д.), выделение опорных пунктов (тезисы, заглавия, вопросы, примеры и т.д., в этом смысле составление шпаргалок полезно для запоминания), план - совокупность опорных пунктов; классификация - распределение каких-либо пред­метов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков.

Структурирование материала - установление вза­имного расположения частей, составляющих целое.

Схематизация - изображение или описание чего-либо в основных чертах.

Аналогия - установление сходства, подобия между явлениями, предметами, понятиями, образами.

Мнемические приемы - определенные приемы или способы запоминания.

Перекодирование - вербализация или прогова-ривание, представление информации в образной форме.

Достраивание запоминаемого материала, привне­сение нового в запоминание (использование слов или об­разов-посредников, ситуативных признаков и пр. Напри­мер, М.Ю. Лермонтов родился в 1814 г., умер в 1841 г.).

Ассоциации - установление связей по сходству, смежности или противоположности.

Повторение - сознательно контролируемые и не­контролируемые процессы воспроизведения материала. Надо как можно раньше начинать попытки воспроизво­дить текст, так как внутренняя активность в сильнейшей степени мобилизует внимание и делает запоминание ус­пешным. Запоминание осуществляется скорее и бывает более прочным, когда повторения не следуют друг за дру­гом непосредственно, а разделяются более или менее зна­чительными промежутками времени.

Воспроизведение - существеннейший компонент памяти.

Воспроизведение может протекать на трех уровнях: уз­навание, само воспроизведение (произвольное и непро­извольное), припоминание (в условиях частичного забы­вания, требующего волевого усилия).

Узнавание - самая простая форма воспроизведения. Уз­навание - это появление чувства знакомости при повтор­ном восприятии чего-либо.

Невольно к этим грустным берегам
Меня влечет неведомая сила.
Все здесь напоминает мне былое...

А.С.Пушкин. «Русалка»

Воспроизведение - более «слепой» процесс, он характе­ризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возни­кают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнать легче, чем воспроизвести.

При непреднамеренном воспроизведении мысли, слова и т.д. вспоминаются сами собой, без всякого сознатель­ного намерения с нашей стороны. Причиной непреднамеренного воспроизведения могут быть ассоциации. Мы го­ворим: «Мне вспомнилось». Здесь мысль следует за ассо­циацией. При преднамеренном воспроизведении мы гово­рим: «Я вспоминаю». Здесь уже ассоциации следуют за мыслью.

Если воспроизведение связано с затруднениями, мы говорим о припоминании.

Припоминание - наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных воле­вых усилий. Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти хорошо. Важно вызвать цепь ассоциаций, которые косвен­но помогают припомнить необходимое. К. Д. Ушинский да­вал такой совет учителям: не подсказывать нетерпеливо ученику, старающемуся припомнить материал, так как полезен сам процесс припоминания, - то, что удалось припомнить самому ребенку, будет в дальнейшем помнить­ся хорошо.

Припоминая, человек пользуется различными приемами:

1) намеренное использование ассоциаций - мы воспро­изводим в памяти разного рода обстоятельства, непосред­ственно связанные с тем, что надо припомнить, в расчете на то, что они по ассоциации вызовут в сознании забытое (например, куда я положила ключ? выключила ли я утюг, уходя из квартиры? и пр.);

2) опора на узнавание (забыли точное отчество человека -Петр Андреевич, Петр Алексеевич, Петр Антонович - дума­ем, что попав случайно на правильное отчество, мы сразу узнаем его, испытав чувство знакомости.

Припоминание - сложный и очень активный процесс, требующий упорства и находчивости.

Главным из всех качеств, определяющих продуктивность памяти, является ее готовность - умение быстро извлекать из запаса запомненных сведений именно то, что необхо­димо в данный момент. Психолог К.К. Платонов обращал внимание на то, что есть люди, много знающие, но весь их багаж лежит в памяти мертвым грузом. Когда надо что-либо вспомнить, то нужное всегда забывается, а ненуж­ное «само лезет в голову». У других же багаж может быть и меньшим, но в нем все под рукой, и в памяти всегда вос­производится именно то, что нужно.

К. К. Платонов давал полезные советы для запомина­ния. Нельзя сначала что-то как-то вообще учить, а потом развивать готовность памяти. Готовность памяти сама фор­мируется в процессе запоминания, которое должно быть обязательно смысловым и во время которого сразу уста­навливаются связи между запоминанием и теми случая­ми, когда эти сведения могут понадобиться. Запоминая что-либо, надо понимать, зачем мы это делаем и в каких слу­чаях те или иные сведения могут понадобиться.

Сохранение и забывание - это две стороны единого про­цесса долговременного удержания воспринятой информа­ции. Сохранение - это удержание в памяти, а забывание - это исчезновение, выпадение из памяти заученного.

В разном возрасте, в разных жизненных обстоятельствах, в различных видах деятельности различный материал за­бывается, как и помнится, по-разному. Забывать не всегда так уж плохо. Как была бы перегружена наша память, если бы мы помнили решительно все! Забывание, как и запо­минание, - процесс избирательный, имеющий свои зако­номерности. Вспоминая, люди охотно воскрешают хоро­шее и забывают плохое в своей жизни (например, воспо­минание о походе - трудности забываются, а все веселое, хорошее помнится). Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вы­зывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности. То, что нас взволновало, помнится зна­чительно лучше того, что оставило нас равнодушными, безразличными.

Благодаря забыванию человек расчищает место для но­вых впечатлений и, освобождая память от груды ненуж­ных деталей, дает ей новую возможность служить нашему мышлению. Это хорошо отражено в народных пословицах, например: «Кто кому надобен, тот тому и памятен».

В конце 20-х годов нашего столетия забывание изучали немецкий и русский психологи Курт Левин и Б. В. Зейгарник. Они доказали, что прерванные действия сохра­няются в памяти прочнее, чем законченные. Незавершен­ное действие оставляет у человека подсознательное на­пряжение и ему трудно сосредоточиться на другом. При этом простая монотонная работа вроде вязания не может быть прервана, она может быть только оставлена. Но ког­да, например, человек пишет письмо и его прерывают на середине, происходит нарушение системы напряже­ния, которое не дает забыть это незаконченное действие. Это ощущение незавершенного действия называют эф­фектом Зейгарник.

Но забывание, конечно, не всегда хорошо, поэтому с ним нередко борются. Одно из средств такой борьбы - по­вторение. Всякое знание, не закрепляемое повторением, постепенно забывается. Но для лучшего сохранения в самый процесс повторения необходимо вносить разнообразие.

Забывание начинается вскоре после заучивания и в пер­вое время идет особенно быстрыми темпами. За первые 5 дней забывается после заучивания больше, чем за после­дующие 5 дней. Поэтому повторять выученное следует не тогда, когда оно уж забыто, а пока забывание еще не на­чалось. Чтобы предотвратить забывание, достаточно беглого повторения, а чтобы восстановить забытое, нужна большая работа.

Но так бывает не всегда. Опыты показывают, что не­редко воспроизведение бывает наиболее полным не тот­час после заучивания, а спустя день, два или даже три дня. За это время выученный материал не только не забы­вается, а, наоборот, закрепляется в памяти. Подобное на­блюдается главным образом при заучивании обширного материала. Отсюда проистекает практический вывод: не сле­дует думать, что лучше всего можно ответить на экзамене то, что выучено непосредственно перед экзаменом, на­пример в то же утро. Более благоприятные условия для воспроизведения создаются в том случае, когда выучен­ный материал некоторое время «отлежится». Нужно учи­тывать тот факт, что последующая деятельность, весьма похожая на предыдущую, может иногда «стирать» резуль­таты предшествующего заучивания. Такое иногда проис­ходит, если после истории учить литературу.

Забывание может быть следствием различных расстройств памяти:

1) старческого, когда пожилой человек помнит ран­нее детство, а все ближайшие события не помнит, 2) при сотрясении мозга нередко наблюдаются те же явле­ния, что и в старческом возрасте, 3) раздвоения лично­сти - после сна человек представляет себя другим, о себе все забывает.

Часто человеку бывает сложно запомнить что-либо спе­циально. Для облегчения запоминания люди придумали разные способы, они называются приемами запоминания или мнемотехникой. Приведем некоторые из них.

1. Прием рифмы. Любой человек лучше запоминает сти­хи, чем прозу. Поэтому трудно будет забыть правила пове­дения на эскалаторе в метро, если представить их в виде шутливого четверостишия:

Тростей, зонтов и чемоданов
Ты на ступеньки не клади,
Не облокачивайся на перила,
Стой справа, слева проходи.

Или, например, в русском языке есть одиннадцать гла­голов-исключений, которые непросто запомнить. А если их срифмовать?

Видеть, слышать и обидеть,
Гнать, терпеть и ненавидеть,
И вертеть, смотреть, держать,
И зависеть и дышать,
-ишь, -ит, -ат, -ят писать.

Или, чтобы в геометрии не путать биссектрису и меди­ану:

Биссектриса - это такая крыса,
которая бегает по углам
и делит угол пополам.

Медиана - это такая обезьяна,
которая прыгает на сторону
и делит ее поровну.

Или, чтобы запомнить все цвета радуги, запомните ве­селое предложение: «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь». Здесь каждое слово и цвет начинаются с одной буквы - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

2. Ряд мнемических приемов используется при запоми­нании дат рождения известных людей или знаменатель­ных событий. Например, И. С. Тургенев родился в 1818 г. (18-18), А.С. Пушкин родился на один год раньше XIX столетия (1799), М. Ю.Лермонтов родился в 1814, а умер в 1841 г. (14-41).

3. Чтобы запомнить, что является органом дневного, а что ночного зрения - палочки или колбочки, можно за­помнить следующее: ночью легче идти с палочкой, а с колбочками в лаборатории работают днем.


 

Качества памяти

Что такое хорошая и плохая память? Память начинается с запоминания той информации, ко­торую принимают наши органы чувств из окружающего мира. Все образы, слова, вообще впечатления должны удержать­ся, остаться в нашей памяти. В психологии этот процесс так и называется - сохранение. Когда нужно, мы воспроизводим ранее виденное, слышанное, пережитое. Именно по воспро­изведению судят о качестве работы всего аппарата памяти.

Хорошая память - это способности быстро и много за­поминать, точно и вовремя воспроизводить.

Однако нельзя все успехи и неудачи человека, его по­беды и потери, открытия и ошибки приписывать одной только памяти. Недаром французский мыслитель Ф. Ларош­фуко остроумно заметил: «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум».

Итак, качества памяти: 1) быстрота запоминания. Одна­ко она приобретает ценность лишь в соединении с други­ми качествами; 2) прочность сохранения; 3) точность памя­ти - отсутствие искажений, пропусков существенного; 4) готовность памяти - умение быстро извлекать из запа­сов памяти то, что необходимо в данный момент.

Не все люди быстро запоминают материал, длительно помнят и точно воспроизводят или вспоминают именно в тот самый момент, когда это нужно. Да и проявляется это различно по отношению к разному материалу, в за­висимости от интересов человека, его профессии, лич­ностных особенностей. Кто-то хорошо запоминает лица, но плохо помнит математический материал, у других хо­рошая музыкальная память, но плохая на литературные тексты и пр. У школьников и студентов плохое запомина­ние материала часто зависит не от плохой памяти, а от плохого внимания, от отсутствия интереса к данному предмету и пр.


 

Представление

Одним из основных проявлений памяти является вос­произведение образов. Образы предметов и явлений, кото­рых мы в данный момент не воспринимаем, называют пред­ставлениями. Представления возникают в результате ожив­ления ранее образованных временных связей, они могут вызываться по механизму ассоциаций, с помощью слова, описания.

Представления отличаются от понятий. Понятие имеет более обобщенный и отвлеченный характер, представле­ние - наглядный характер. Представление - это образ пред­мета, понятие - мысль о предмете. Мыслить о чем-нибудь и представлять себе что-нибудь - это не одно и то же. На­пример, тысячеугольник - понятие есть, а представить нельзя. Источником представлений являются ощущения и восприятия - зрительные, слуховые, обонятельные, ося­зательные, кинестетические.

Представления характеризуются наглядностью, т.е. пря­мым сходством с соответствующими предметами и явле­ниями (мы внутренне или мысленно «видим», «слышим», «обоняем», «ощущаем» прикосновения и пр.).

Все мне видится
Павловск холмистый,
Круглый луг, неживая вода,
Самый томный и самый тенистый,
Ведь его не забыть никогда.

А. Ахматова

Но представления обычно бывают значительно беднее восприятий. Представления никогда не передают с одина­ковой яркостью все черты и признаки объектов, ясно вос­производятся только отдельные черты.

Представления очень неустойчивы и непостоянны. Ис­ключение составляют люди, имеющие высокоразвитые представления, связанные с их профессией, например, у музыкантов - слуховые, у художников - зрительные, у дегустаторов - обонятельные и пр.

Представления - это результат переработки и обобще­ния прошлых восприятий. Без восприятий представления не могли бы сложиться: у слепорожденных нет представ­лений о цветах и красках, у глухих от рождения нет звуко­вых представлений.

Представление точнее называть представлением памя­ти, так как оно связано с работой образной памяти. Отли­чие представлений от восприятий состоит в том, что пред­ставления дают более обобщенное отражение предметов. В представлениях обобщаются отдельные восприятия, под­черкиваются постоянные признаки вещей и явлений и опускаются случайные признаки, имевшиеся прежде в от­дельных восприятиях. Например, дерево видим - образ вос­приятия, дерево представляем - образ более тусклый, бо­лее неопределенный и неточный.

Представление - это обобщенное отражение окружаю­щего мира. Мы говорим «река» и представляем ее: два бе­рега, текущая вода. Мы видели много разных рек, в пред­ставлении отражаются наглядные признаки, характерные предметам и явлениям. Воспринять же мы можем только конкретную реку - Волгу, Москва-реку, Каму, Енисей, Оку и пр., образ восприятия точен.

Представлять - это значит мысленно видеть или мыс­ленно слышать что-то, а не просто знать. Представление -более высокая ступень познания, чем восприятие, они являются ступенью перехода от ощущения к мысли, это наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражаю­щий характерные признаки предмета.

Мы можем представить гудок парохода, вкус лимона, запах бензина, духов, цветов, прикосновение к чему-либо или зубную боль. Конечно, у кого никогда не болели зубы, тот не может этого представить. Обычно, рассказывая что-то, мы вопрошаем: «Представляешь?!»

В формировании общих представлений важнейшую роль играет речь, называя одним словом ряд предметов.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии преиму­щественно развивается какой-либо один вид представле­ний. Но деление представлений по видам весьма условно.


 

Индивидуальные различия памяти

У каждого человека есть свои особенности памяти. Па­мять может быть хорошей по отношению к одним объек­там и плохой по отношению к другим. Выделяют различ­ные типы памяти в зависимости от того, что человек за­поминает успешнее и как он предпочитает запомнить.

Наиболее существенные различия проявляются между наглядно-образным и словесно-логическими типами памяти. Кто-то лучше запоминает наглядные образы предметов и событий, кто-то - мысли, выраженные в словах.

Самые яркие представители образного типа памяти -деятели искусств: художники, музыканты, писатели, ак­теры, а словесно-логической - ученые, экономисты. Па­мять большинства людей относится к среднему типу, гар­монично сочетающему возможности и особенности на­глядно-образного и словесно-логического запоминания.

Физиологической основой различия между двумя ти­пами памяти являются особенности соотношения I и II сигнальных систем. Но типы памяти обусловлены не толь­ко взаимодействием сигнальных систем, но и тем, какой анализатор является у человека ведущим в запоминании и воспроизведении. Так, зрительный тип памяти нуждается в зрительном восприятии того, что запоминается. Есть пре­имущественная память на запахи, на звуки и шумы, вку­совая, осязательная, эмоциональная. Двигательный тип памяти формируется и проявляется при занятиях физкуль­турой и спортом, при письме ручкой и работе на компью­тере, на пишущих машинках, при игре на музыкальных инструментах и пр.

Как определить, какой тип памяти у человека? Обрати­те внимание, например, как ваш знакомый (знакомая) вспоминает забытый номер телефона. Если у него преобла­дает слуховая память, он попытается восстановить интона­ционно-ритмический образ номера. Такой человек предпоч­тет сто раз услышать, чем сто раз увидеть. Тот, кто опирает­ся на память зрительную, постарается представить себе этот номер написанным, а кто на двигательную, напишет его, если не на бумаге, так в воздухе, да еще постарается произ­нести его (чтобы воспроизвести свои речевые движения).

Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведе­ний / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с. С. 122-140.

Поделиться