Упражнения с перестановками букв, слов и цифр для совершенствования кратковременной памяти и внутреннего плана действий

Шрифт

Содержание материала

Усложнения

По мере освоения всех описанных выше упражнений (№ 1-3) и достижения относительной успешности их выполнения, в них вносится ряд усложнений (опишем их применительно к цифровому материалу, хотя аналогичные требования могут быть введены и для буквенного и словесного материала):

1) обязательная замена некоторых цифр (сперва только одной, потом и двух); например, если задана и в соответствии с обусловленными правилами должна быть названа цифра «три», то ее автоматически надо заменить на «семь» (то же применительно к паре цифр: ноль всегда меняем на два, а шесть - на семь; или: ноль всегда меняем на четыре, а четыре - на восемь);заданное правило действует в течение достаточно длительного времени (10 - 15 минут) и должно применяться ко всем предъявленным в этот период заданиям; затем оно заменяется другим (вводится новое правило: заменять надо новую букву); взаимозамены двух цифр: аналогично предыдущему, но здесь вместо одной заданной цифры всегда надо называть другую заданную и наоборот (например, вместо 6 всегда 7, вместо 7 всегда 6);

2) наращивание к заданной цифре другой заданной цифры, например, если надо назвать «восемь», то обязательно после этого слова надо сказать «шесть», и только после этого назвать все остальные цифры в соответствии с основным правилом;

3) наращивание цифры через одну: аналогично предыдущему, только дополнительная цифра произносится не сразу после исходной, подлежащей наращиванию, а через одну (например: цифру «восемь» наращиваем цифрой «четыре» через одну; в соответствии с основным правилом надо произнести ряд: 268137; результатом наращивания будет ряд 2681437);

4) наращивание дополнительной цифры перед основной (в описанном выше примере это будет новый ряд: 2648137); изменения по только что описанным правилам №1-6 следует делать при круговых перестановках в упражнениях №2 и 3 только в том случае, когда мы движемся по часовой стрелке (и не нужно, когда против часовой), или наоборот;

5) то же, но только тогда, когда эта цифра в построенном нами расположении находится вверху (в верхней строке или над общей центральной буквой), в других случая не нужно, или наоборот;

6) изменения по правилам №1-6, но не в каждом случае, а через один: в первом задании, где это правило надлежит применить - применяем, в следующий раз - игнорируем его, в третий раз - применяем, в четвертый - игнорируем и т.д.

Описанные задания рассчитаны на школьников 6-11 классов. Их использование в игровом тренинге (наряду с основными упражнениями, сравнительно несложными (1, 3) и гораздо более сложными (2, 4, 5) целесообразно для развития внутреннего плана действий школьников, а также для совершенствования их кратковременной и долговременной памяти, повышения внимательности и развития привычки и вкуса к умственным усилиям.

Егорова Э.Н., Заика Е.В. Память и интерференция. Монография.
Глава 4. Игровой тренинг памяти как средство преодоления отрицательного влияния интерференции (Заика Е.В.).

4.2. Игровой тренинг кратковременной памяти и внутреннего плана действий