Язык сохраняет в себе историю развития социальных отношений в обществе. В лексике арго, согласно специальным исследованиям лингвистов (см., напр., Козельская Е.А., 2002), наиболее частотными оказываются слова, относящиеся к сфере "телесного низа". Поэтому особенно показательны в рамках нашей проблемы исследования арго.
Определенный интерес представляют работы, полученные на материале французского языка.
Феномен арго - одна из сложнейших проблем всего комплекса гуманитарного знания. "В арго в неразрывное целое собраны язык (со всей экстралингвистической знаковой палитрой средств), быт, социальные отношения, социальная и индивидуальная психология, этнография и культура в самом широком понимании этого слова" (Елистратов 1994:1). И как явление социальное, и как явление языковое, оно расценивается как нечто периферийное, стоящее за рамками официальной культуры. Но богатая история этого явления, его социально-психологическая специфика вызывают к нему интерес не только лингвистов. Как отмечает Ж. Риверен, "в наш XX век, ощетинившийся запретами, более нивелированный, чем любой другой, под давлением законов, предписаний, регламентов, оно привносит антиконформистский способ мыслить и представляет элементы некоторой философии" (Riverain 1963:265). Вместе с тем А. Дармстетер заметил, что "... нет ничего отвратительного в области науки, наука очищает все, к чему прикасается" (цит. по Sainean, 1920).
Естественно предположить, что арго как языковое проявление социальных табу, особенно в сфере "телесного низа" и сексуальности, существует на протяжении всей эволюции национальных культур, но сам термин идет из средневековья. В ту эпоху формировались современные литературные языки и параллельно им шло развитие языков нелитературных. Первые письменные подтверждения существования арго появляются во многих странах Европы с середины XV века. И это понятно. Как мы видели, именно в эпоху Средневековья происходит наиболее мощное и интенсивное вытеснение сексуальности. Арго явился своего рода компенсацией вытесненных официальной культурой сексуальных чувств.
Под термином арго сегодня обычно понимают:
- 1) язык маргинальных социальных групп: заключенных, бродяг, нищих и т.п.;
- 2) то, что иначе именуется жаргоном, т.е. специальный язык определенных профессий, например, военных, рабочих, студентов, артистов, школьников и др.,
- 3) все, что проникает в литературный язык из народной речи и характеризуется естественностью, стихийностью, эффективностью и т.д.
Одна из основных характеристик арго, как отмечают лингвисты, - наличие большого количества синонимов.
Примечательно, что, как показывают специальные исследования (Козельская Е.А., 2002), самые протяженные синонимические ряды наблюдаются у слов, денотаты которых связаны со сферой сексуальности. Так, например, максимальная длина синонимического ряда в авторитетном словаре арго Колена и Мевеля — 140 единиц. Другая важная характеристика арго - его метафоричность. Метафора, в силу глубинных особенностей человеческой психики, - явление универсальное. Еще Цицерон заметил: "Вначале одежду придумали, чтобы предохранить себя от холода, затем стали носить ее, чтобы украсить и облагородить тело; так и метафора, порожденная недостатком, получила развитие ради наслаждения". А арготическая метафора развивалась еще и как следствие социальных табу, особенно в сфере сексуальности.
Последствия табуирования и, соответственно, метафоризация неравномерно распределены по семантическим полям. Наибольшее количество арготизмов метафорического происхождения соответствуют таким денотатам как: "тело", "ноги", "голова", "проститутка", "половые органы".
Анализ семантической структуры арготического словаря позволяет сделать важный вывод: доминирующее положение табуированной сферы связано с тем предпочтением, которое арго отдает частным и конкретным понятиям телесности и сексуальности. Наблюдается заметный перевес и развернутость семантических полей следующей направленности: "тело", "человек", "физическая любовь".
Семантическая нагрузка арготизмов из сферы "телесного низа" и сексуальности смещается из области денотации в область коннотации, при этом коннотация приобретает ярко выраженный негативный оттенок. Это в свою очередь говорит об амбивалентном отношении к сексуальности.
Зинченко Ю.П. Знаково-символическое опосредствование сексуальной функции в норме и патологии. - М., 2003.