Язык сохраняет в себе историю развития социальных отношений в обществе. В лексике арго, согласно специальным исследованиям лингвистов (см., напр., Козельская Е.А., 2002), наиболее частотными оказываются слова, относящиеся к сфере "телесного низа". Поэтому особенно показательны в рамках нашей проблемы исследования арго.

Новое время. "Общество дисциплины", - так М.Фуко обозначит период расцвета Нового времени, XVIII-XX века. М.Хайдеггер изобретет емкую формулу - время картины мира. Какую же "очевидность" подразумевает Новое время?

Проблема сексуальности довольно часто становилась объектом философского рассмотрения как на Востоке, так на Западе. Под проблемой "сексуальность", в соответствии с латинской этимологией, мы понимаем не только проблему различия полов, а в целом комплекс вопросов, связанных с этим феноменом. Эта проблема была постоянным предметом философских дискуссий.

Психология и психологическая практика XX века (как,   впрочем, и гуманитарнное познание в целом) формируется в напряженном диалоге с Востоком. Можно даже сказать, что именно   внутри этого диалога и рождается психоанализ и вся последующая психотерапия (Олешкевич В.И., 1997; 2002). В этом отношении имеет смысл в начале обратиться к восточным представлениям о сексуальности.

Попробуем проследить за реконструкцией "очевидности" средних веков с позиций интерналистской школы (Бицилли П.М., 1995; Аверинцев С.С., 1996). Ее представители начнут с того, что принципиальным шагом христианской мысли было вынесение смысла мира за границы этого мира.

Мишель ФукоСначала представим реконструкцию ренессансной очевидности в рамках интерналистской школы. Основное из тех радикальных изменений, которые произошли в эпоху Ренессанса, связано с тем, что начинает царствовать "холистическая" мысль — если Бог создал мир единым, то почему мы пытаемся рассматривать вещи обособленно друг от друга?

XX век исследователи склонны называть временем пересмотра тех мыслительных ходов, которые сложились в Новое время. Интерналистская программа предполагает следующее объяснение. Если мы признаем существование объективных законов, то конкретная вещь утрачивает свою уникальность и самоценность - уникальность и самоценность, в лучшем случае, довесок, на который не стоит обращать внимания.

Греческая философия, довольно синкретичная по своей сути, тем не менее, впервые отчетливо манифестирует половую дихотомию. Греческий дом строго разделен на две половины - женскую и мужскую. На женской - жена вместе со служанками прядет, готовит еду, растит детей. Вне стен дома она появляется со служанкой по хозяйственным надобностям (для стирки, например) или в сопровождении мужа.

Якоб БуркхардтСобственно, многие авторы XVI-XV века называют свое время новым, и склонны отделять себя от промежуточных, серединных — средних веков. Однако это вовсе не означает, что Возрождение представляет собой радикальный разрыв с духовным наследием и мыслительными привычками Средневековья.

Ещё статьи...

Поделиться ссылкой