Что не нужно делать в поисках счастья

Настроить шрифт

Как это ни парадоксально, чем больше мы стараемся быть счастливыми, тем менее мы счастливы. Ниже описаны три подхода, которые являются особенно пагубными в поисках счастья, так как следование им может иметь неприятные последствия.

Желание быть счастливым многими психологами считается почти универсальным. Но то, что человек делает, чтобы достичь счастья, не всегда эффективно, и в некоторых случаях эти усилия могут привести к тому, что он будет чувствовать себя хуже.

Согласно растущему количеству исследований, люди, которые акцентируют внимание на том, что они очень ценят счастье, имеют тенденцию получать более низкие баллы по показателям психологического благополучия и подвергаются большему риску психических заболеваний.

Экспериментальные исследования указывают на причинно-следственную связь между поиском счастья и чувством его отсутствия.

  • Одно исследование показало, что участники, которым было дано указание попытаться почувствовать себя счастливыми, слушая музыку, чувствовали себя хуже, чем те, кто не получил такую инструкцию и слушал ту же самую музыку.
  • Другое исследование показало, что участники, склонные ценить счастье через новостные статьи, после прочтения одной из таких статей сообщили о меньшем чувстве счастья после последующего просмотра видеоклипа со счастливым концом (фигурист завоевал золотую медаль) по сравнению с участниками, которые читали другую статью.

Зачем пытаться быть счастливым в таком случае? Ученые, занимающиеся этой линией исследований, утверждают, что проблема заключается в том, как мы стремимся к счастью.

Вот три подхода, которые являются особенно пагубными, и советы, что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию.

1. Нереалистичное определение счастья

Одна из причин, почему счастье может быть неуловимым, заключается в том, что мы склонны определять его так, чтобы это чувство было недостижимо. Реальность такова, что жизнь не всегда приятна, и просто невозможно постоянно чувствовать себя счастливым или чувствовать это так сильно, как хотелось бы.

Когда люди не достигают уровня счастья, на которое они надеются или считают, что им «следует» испытать это, они, вероятно, будут разочарованы и обескуражены, что, в свою очередь, снижает их счастье. Особенно интересное исследование по этой теме показало:

Чем больше усилий люди вкладывают в подготовку к Новому году, тем меньше им нравится проведенная новогодняя ночь.

Возможно, это происходит потому, что их планка ожиданий была чересчур высока. Если бы это была другая ночь, они могли бы чувствовать себя по-другому.

Как же быть? Снизить уровень наших ожиданий? Не обязательно. Вместо того, чтобы негативно оценивать себя за неспособность соответствовать идеалу счастья, надо более реалистично оценивать диапазон своих эмоций и принимать их такими, какие они есть. И действительно — исследования показывают:

Смешанные эмоции более благоприятны для общего благополучия человека, чем чистый позитив.

Доказательством этому служит результат одного из исследований по психотерапии: те участники, которые сообщили, что чувствовали одновременно и счастье, и грусть, добились большего улучшения психологического здоровья с течением времени.

2. Мимолетные источники удовольствия

Вторым препятствием является то, что в своих усилиях по улучшению самочувствия человек выбирант не те виды деятельности, которые с большей вероятностью приведут к устойчивому благополучию, а те, что дают ему кратковременный позитивный импульс.

Исследования показали, что люди чувствуют себя счастливее, когда они участвуют в поведении, которое удовлетворяет фундаментальным психологическим потребностям в самоуправлении, способностях и чувстве родства. Например, в ежедневном дневниковом исследовании участники сообщали о большей удовлетворенности от социальных взаимодействий, которые включали в себя обсуждение значимых тем, чувство понимания и оценки.

Кроме того, если вы делаете что-то, потому что наслаждаетесь этим, цените его ради себя (например, проводите время, занимаясь свом хобби), приносит большее удовлетворение, чем занятия по внешней причине, (например, поиск подтверждения в социальных сетях).

Это не значит, что мы не можем наслаждаться мимолетными удовольствиями; просто они менее надежны как источник долговременного счастья.

3. Мониторинг вместо чувств

Люди, склонные к размышлениям, могут пострадать из-за чрезмерного анализа уровня их счастья. Размышления о том, счастливы ли мы или нет, могут отвлекать и затруднять ощущение «присутствия счастья» в данный момент.

В одном исследовании участники с высоким уровнем невротизма сообщили о меньшем уровне чувства счастья, когда их просили сообщать о нем с большей частотой — каждый день.

Хотя мониторинг может быть контрпродуктивен, активное внимание к положительным аспектам наших чувств не является чем-то плохим. Наслаждение чем-либо в полной мере, является сильным предсказателем счастья. Например, исследование показало, что, когда люди совершают «вкусную прогулку», внимательно осматривая природу, окружающие звуки и запахи, они сообщают о большем счастье.

Ключевое отличие состоит в том, что мониторинг включает в себя внимание к абстрактной концепции счастья, в то время как наслаждение включает в себя внимание к испытываемым чувствам.

Таким образом, стремление к счастью как цели не всегда идет по плану, особенно тогда, когда оно включает нереалистичные стандарты, мимолетные удовольствия и чрезмерный анализ.

Но это не значит, что мы должны просто сидеть сложа руки и ждать, пока счастье появится у нашего порога. Стремление к целям, важным для нас, независимо от их значения для счастья, с большей вероятностью приведет нас к этому.

Джулиана Брейнс / Juliana Breines Ph.D.

Литература

Ford, B.Q., Mauss, I. B. The paradoxical effects of pursuing positive emotion: When and why wanting to feel happy backfires // J. Gruber & J. T. Moskowitz (Eds.), Positive emotion: Integrating the light sides and dark sides. Oxford University Press. 2014.

Mauss, I.B. et al. Can seeking happiness make people unhappy? Paradoxical effects of valuing happiness. 2011.

Reis H.T. et al. Daily well-being: The role of autonomy, competence, and relatedness. Personality and Social Psychology Bulletin, 26(4). 2000.