Разум
Когда мы слышим слово «разум», то сразу вспоминаем о мозге, поскольку именно он считается мыслительным центром организма. Но что такое разум на самом деле и где он находится? Мы знаем, что он существует, поскольку у всех нас есть чувство индивидуальности. Наша способность думать, воспринимать, логически мыслить и чувствовать также обусловлена наличием разума. Однако есть ли в мозге небольшой шарик, который можно назвать разумом?
Согласно принципам аюрведы, разум располагается во всем теле. Однако мозг действительно можно считать его первичным органом. Сознание и интеллект пронизывают каждую клеточку нашего тела. Источник этого потока — та же универсальная жизненная сила, которая лежит в основе всего организма. В аюрведе утверждается, что между разумом и телом существует неразрывная связь.
Можно сказать, что наши мысли и эмоции напрямую влияют на нашу физиологию. Если сердце радуется, то и тело испытывает радость на своем уровне. Поэтому физическое заболевание всегда содержит мыслительный/эмоциональный компонент, а психическое расстройство в конечном итоге приводит к физическому, если вовремя его не вылечить.
В современной медицине клинические проявления хронического стресса связываются, например, с язвами. К сожалению, широко используемый сегодня термин «психосоматическое расстройство» часто воспринимается негативно: «все у пациента в голове». В результате он становится «палочкой-выручалочкой» для состояний, этиологию которых врачи определить не способны. Он не помогает устранить разрыв между разумом и телом.
За последние два десятилетия в современной науке появились важные гипотезы о связи между разумом и телом. В конце 1980-х доктор Кендейс Перт, психонейроиммунолог, ведущий специалист в этой области, сделала открытие века. Она выделила биохимические молекулы — так называемые нейропептиды, — которые мгновенно реагируют на все наши мысли, настроения и эмоции. Тем самым доктор Перт помогла придать очертания тому, что в древних культурах описано тысячи лет назад: на уровне сознания наши разум и тело — единое целое.
В рамках своего исследования доктор Перт продемонстрировала, как нейропептиды постоянно омываются кровотоком, присоединяясь к определенным клеточным рецепторам тела. В результате такого биохимического процесса каждые мысль и чувство вызывают мгновенную реакцию на клеточном уровне. Чувство радости, например, заставляет клетки «положительно» вибрировать. Качество и частота вибраций, как показывает исследование, положительно влияют на здоровье организма. Гнев обусловливает вибрацию иного рода, приводящую к повсеместному распространению «вредных» клеток, которые пагубно влияют на организм. Таким образом, все тело рассматривается как динамичный, пульсирующий разум. Именно эта концепция лежит в основе древней мудрости аюрведы.
Саттва, раджас и тамас: три качества разума
Аюрведа выделяет три первичных качества природы, которые проявляются в разуме, управляют им и тремя дошами. Их называют саттва, раджас и тамас.
Саттва — чистота, знания, правда и свет. Раджас — перемены, действия и движение. Тамас — вялость, темнота и инертность. Каждое из трех качеств — гун — постоянно присутствует в разуме. Мы можем повышать или понижать влияние каждого из них с помощью своих мыслей, решений и действий.
Саттва — любовь, мир, удовлетворенность, чистота, здоровье и стабильность. Если придерживаться образа жизни саттвы и мыслить соответственно, то можно стать менее привязанным к собственному эго, понять фундаментальную связь всего сущего. Жизнь по принципам саттвы — простая и честная, в ней нет места чрезмерному материализму, а все внимание уделяется духовному развитию. Если вам кажется, что это подойдет монаху, но не вам, не торопитесь!
Жить по законам саттвы так же просто, как открыть глаза, любить и познавать себя. Успокаивающая и умиротворяющая деятельность приближает к этим принципам наряду с другой деятельностью, повышающей оджас. Один из лучших способов усилить саттву — питаться правильно.
В современном мире такие основные потребности, как заработок и плата по счетам, также требуют затрат энергии раджас. Она стимулирует действия, направленные вовне, перемены и мотивацию. Избыточный раджас приводит к нестабильности разума, инициативным действиям и желанию искать счастье во внешнем мире. Образ жизни по принципам раджаса основан на краткосрочном удовольствии и неизбежно приводит к боли и страданиям. Очень важно контролировать это качество, если вы хотите жить по канонам саттвы. В этом помогают правильные питание и образ жизни.
Тамас вызывает желание остановиться и отдохнуть, плыть по течению. Из всех гун он наименее необходим. В избыточном количестве он провоцирует невежество и заблуждение, приводя к зависимости и депрессии. Образ жизни по законам тамаса выражается в заторможенности, чрезмерной сонливости и вялости. Физическая и умственная ама обусловливает характер мышления, свойственный тамасу. Повышение уровня саттвы — ключ к освобождению.
Представьте себе, что саттва — расслабляющая прогулка по лесу или берегу океана в прекрасный ясный день. Все излучает радость, чистоту и легкость. Раджас похож на прогулку в толпе — кругом сплошные эмоции. И хотя она стимулирует, интригует и возбуждает, но в то же время утомляет. Тамас вообще нельзя ассоциировать с прогулкой — скорее, это похоже на лежание на диване с пультом дистанционного управления.
Еда и три свойства разума
Разум и тело взаимосвязаны. Следовательно, когда мы питаем тело, то питаем и разум. Поэтому в аюрведе продукты классифицируются в соответствии с воздействием на три гуны. Например, употребление свежих фруктов дает легкое, энергичное ощущение, разум проясняется. От пломбира вначале повысится уровень сахара, а затем разум затуманится. Саттвическая еда помогает разуму оставаться чистым, ясным и сфокусированным. Раджастическая еда стимулирует, возбуждает ум. Тамастическая еда угнетает разум, притупляя чувства и вызывая негативные эмоции.
Полезно рассмотреть гуны шире. Эти качества стоит воспринимать скорее как общее руководство по питанию, а не подробные указания, как в случае с шестью вкусами. Крайне полезно включать в свой рацион саттвические продукты; при этом доминирующим останется значение шести вкусов.
Например, несбалансированная личность типа Капха не получит пользу от саттвического питания, поскольку большинство таких продуктов сладкие. Аюрведа рекомендует включение всех вкусов в ежедневный рацион, и Капха может попробовать включить сладкий кус саттвической природы.
Гуны раскрывают суть воздействия пищи на разум. Применяя знания о них с учетом индивидуальной конституции, мы сможем эффективнее подбирать целительные продукты питания. Эти качества также применимы к методам выращивания, приготовления и потребления пищи.
Саттвические продукты
Саттвические продукты свежие, чистые и полны жизненной энергии. Они натуральные, не содержат химикатов, пестицидов, удобрений и консервантов. Организм легко переваривает саттвические продукты, способствующие повышению оджаса и гармонии разума. Их постоянное употребление в пищу помогает предотвратить болезни и способствует физическому, умственному и духовному здоровью. Многие саттвические продукты сладкие от природы, благодаря чему омолаживают организм и оказывают успокаивающее воздействие на разум. Саттвические продукты обычно растут над землей, получают много солнечной энергии, которая делает их более легкими по сравнению с подземными растениями.
Примеры саттвических продуктов
- Большинство свежих фруктов, овощей и свежеприготовленные злаки.
- Многие виды бобовых, в том числе черная и золотистая фасоль, соя и стручковая фасоль.
- Чечевица.
- Коровье молоко.
- Свежий йогурт.
- Топленое масло.
- Мед.
- Семечки кунжута и подсолнечника.
- Кешью, миндаль, грецкий и австралийский орех (макадамия).
Раджастические продукты
Раджастические продукты возбуждающие. Обычно они включают соленый, кислый, горький и острый вкусы. Многие из них кажутся приятными только тем, кто к ним привык. Употребляемые в умеренном количестве, они обеспечивают тело жизненной энергией и помогают разжечь агни. Тем не менее в избыточном количестве эти продукты вызывают дисбаланс всех трех дош, провоцируя злость, ревность и эгоизм. Очень важно поддерживать в своем рационе баланс между саттвическими и раджастическими продуктами.
Примеры раджастических продуктов
- Перец.
- Помидоры.
- Лимон и лайм.
- Фасоль обыкновенная.
- Красная чечевица.
- Чеснок.
- Арахис.
- Маринованные огурцы.
- Авокадо.
- Яйца.
- Лук.
- Сметана.
- Уксус
- Острые специи.
- Соль.
- Рафинированный сахар (краткосрочный эффект).
- Кофе.
- Алкоголь (в небольших количествах).
Тамастические продукты
Тамастические продукты безжизненные и угнетающие. Это любые продукты, подвергшиеся искусственной обработке (консервирование, замораживание, приготовление в микроволновой печи), даже саттвические от природы. Тамастические продукты подавляют агни и требуют для своего усвоения больших энергетических затрат. Их потребление приводит к формированию амы. Если между саттвической и раджастической едой важно поддерживать равновесие, тамастических продуктов питания следует по возможности избегать. Сначала это непросто, поэтому важно помнить о существовании различных степеней тамаса: кусок жареного мяса, которое на протяжении недели было заморожено, потом разморожено, приготовлено и съедено, приведет к гораздо большей апатии, чем замороженные и приготовленные в микроволновой печи овощи.
Примеры тамастических продуктов
- Остатки пищи.
- Безвкусная еда.
- Пережаренные блюда.
- Мясо и рыба.
- Маргарин.
- Мороженое.
- Замороженные продукты.
- Чеснок.
- Приготовленные в микроволновой печи блюда.
- Переваренные продукты.
- Лук.
- Грибы.
- Рафинированный сахар (долгосрочный эффект).
- Белая мука.
- Алкоголь (в больших количествах).
- Сыр.
Аюрведа. Здоровые рецепты
с тысячелетней историей для современной жизни/
Томас Ярема, Дэниел Рода и Джонни Бранниган - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. Опубликовано с разрешения издательства.