Поднимитесь до точки зрения своего сильнейшего «я»

Настроить шрифт

В 1980 году Пегги начала заниматься по моей методике, чтобы успешнее продвигаться по карьерной лестнице, но почувствовала себя втянутой в борьбу между двумя внутренними голосами, один из которых боялся неудачи, а другой, напротив, предлагал рискованные и вызывающие действия.

В то время я использовал метод гештальт- терапии, в соответствии с которым клиент пересаживался на другой стул всякий раз, когда он соглашался с голосом и с точкой зрения другой части своего «я».По мере того как Пегги меняла стулья и принимала точку зрения каждой из сторон конфликта, она могла видеть, как противоборство между двумя направлениями ее чувств и мыслей парализовывало ее инициативу. Я, расположившись на третьем стуле, предназначенном для психотерапевта, записывал диалог между двумя сторонами конфликта, держа в уме цели Пегги.

Внезапно мне пришло в голову, что если бы Пегги заняла место психотерапевта, то она могла бы получить выгоды от третьей точки зрения, подобные тем, что обеспечивают функции наблюдения и принятия решений префронтального кортекса. Когда она села на мой стул, я встал между двумя стульями, представлявшими стороны конфликта, и прочитал то, что говорилось, когда она последовательно озвучивала разные точки зрения. Эта поправка к методу гештальт-терапии вызвала неожиданно быстрое и позитивное изменение в установках Пегги и в ее уровне уверенности в своих силах.

Глядя на ситуацию с третьей точки зрения, Пегги легко усвоила роль наделенного властью и сочувствующего лидера. После этого она смогла стать более объективной, видеть альтернативы и помнить о приверженности целям, а не думать о своих страхах и не прислушиваться к перебранке внутренних голосов. Изменение, произошедшее с Пегги, подобно изменению, происходящему при пробуждении нашего сильнейшего «я» и его руководящих организующих функций.

Отказавшись от узкой точки зрения своих первобытных реакций, Пегги смогла услышать свои страхи и конфликты и понять, что они стали контролировать ее жизнь. Теперь, вместо того чтобы быть вовлеченной в свои внутренние споры, она могла ослаблять страхи одной стороны и умерять рвение и заботы другой.

Найдите третью точку зрения

Метод «третьего стула», как назвала его Пегги, является физическим представлением того, что происходит, когда мы наблюдаем наши внутренние голоса и реакции и замыкаем их на вершину воображаемого треугольника. Лидер («человеческая» часть нашего мозга) наглядно проявляет себя, дает ясные указания и интегрирует всех участников спора в едином усилии. Все без исключения клиенты, которые вставали на точку зрения «третьего стула», изменяли свою позу и голос, принимали на себя роль ведущего и, по сути, говорили остальным частям своего «я»: «Вы долго управляли моей жизнью. Но мне нужно, чтобы вы действовали в соответствии с моими целями. Я устал от необходимости двигаться по старой, заезженной колее. Теперь я беру бразды правления в свои руки». Пегги обнаружила, что по мере того, как она принимала на себя обязанности решительно противодействовать своим страхам, ее испуганные голоса становились все тише, позволяя реализовать мечту о завершении колледжа и об успешной карьере в той области, которая ей действительно нравилась. Теперь она больше не зацикливается на внутреннем споре, но использует свою осведомленность о существовании амбивалентности и конфликта для пробуждения своего сильнейшего «я», смещения перспективы и предоставления каждой части своего «я» безусловного терапевтического одобрения независимо от того, что происходит в действительности.

Метод «третьего стула», хотя и был разработан не менее двадцати пяти лет назад, но и поныне сохраняет свою способность облегчать принципиальный переход на третью точку зрения мудрого сильнейшего «я», способного прекратить столкновения между сторонами внутреннего конфликта. В случае с Пегги примечательно то, что «третьим стулом» оказалось место психотерапевта — того, кто благожелательно и с сочувствием принимает все части нашего «я» и все аспекты человеческой драмы с ее огорчениями, радостями и потенциальными возможностями.


Способность ролей изменять нашу точку зрения

Принятие ответственности за нашу жизнь и приведение ее в соответствие с нашими желаниями означает необходимость отказаться от старого багажа и переопределить себя в терминах того, какими мы хотели бы быть: интегрированными с нашими взрослыми умениями, целями и задачами. Как я говорю теперь слушателям своих семинаров, у вас нет времени ждать, пока ваше старое «я» почувствует уверенность в своих силах, обретет мотивацию или все необходимые ему знания. Для успешного решения сегодняшних проблем вы должны принимать решения как лидер, чтобы заявить о себе и начать работать несмотря на то, что какая-то часть вашего «я» испытывает сомнения, не уверена в себе или боится критики. Когда вы вступите в роль лидера, чтобы самому отвечать за свою жизнь, вы не сможете позволить себе роскошь жалеть себя или ругать себя за пролитое молоко. Прежде чем вы сможете перестать сокрушаться по поводу какой-то проблемы — раньше, чем вы успеете сделать глубокий вдох, — вы будете сосредоточены на ее решении. И это действительно эффективная организация использования вашего времени! Эффективность ваших усилий (в спорте, в рабочих проектах или в отношениях с людьми) требует одного и того же умения: пробуждать свое зрелое сильнейшее «я», чтобы оно могло объединять каждую часть мозга и души в общем стремлении к достижению наивысших задач. С помощью этого более широкого ощущения самого себя вы получаете доступ к когнитивным способностям (левого и правого полушарий мозга), которые не доступны функциям более низкого уровня; к более общей перспективе, которую может видеть руководитель проекта; к способности вести переговоры и добиваться сотрудничества со всеми аспектами вашего «я»; и к спокойному и сосредоточенному пребыванию в зоне наиболее эффективной работы.

Во всех культурах используются свои обряды и ритуалы, такие как церемонии вручения школьных аттестатов,свадьбы и инаугурации для облегчения перехода от детства к взрослой жизни и от простых ролей к более сложным.

Эти ритуалы помогают новичкам оторваться от своего прошлого, выйти за пределы старой идентичности и выработать новую, с большими полномочиями и большей ответственностью. Церемония коронования, к примеру, символизирует превращение обычного человека в персону, которая должна принимать высшие государственные решения (то есть совершается переход от перспективы маленького «я», ответственного только за собственное благополучие, к перспективе более могущественного «я», ответственного за благополучие всей страны). В Великобритании будущий монарх одевается в одежду крестьянина, падает ниц перед архиепископом. Над будущим королем совершают обряд помазания, после чего его просят подняться — как будто пробуждают к новой жизни — и принять корону и скипетр как символы, подкрепляющие его новую идентичность.

Сила роли, титула или должности в наделении обычного человека реальной властью президента, короля, королевы или римского папы проявляется в выражении «говорящий с кафедры», то есть с официально занимаемого кресла, трона или престола. Когда мы говорим от имени власти, данной нам нашей ролью лидера общества, мы наделяем себя полномочиями принимать решения и осуществлять действия, невозможные для нашего прежнего «я». В такие моменты мы должны обращаться к власти, данной нам нашей государственной должностью или ролью родителя и гражданина.

В сходной манере происходит трансформация вашей идентич- ности,когда вы принимаете роль защитника более уязвимых частей своего «я». Вместо отождествления себя только с теми частями своего «я», которые находятся в конфликте, вы учитесь менять нынешнюю идентичность на идентичность своего сильнейшего «я», задавая ясное мировоззрение лидерства, объединяющее все части вашего «я» вокруг текущих задач. Используя такую позицию, вы сможете привнести в свою жизнь элементы лидерства, отсутствовавшие в ней прежде. В конце концов в вас проявляется взрослый человек, чтобы объединить все аспекты своего «я» и связать их со своими взрослыми полномочиями.

Легкий способ начать новую жизнь. Как избавиться от стресса, внутренних конфликтов и вредных привычек / Нейл Фьоре; пер. с англ. В. Кузина. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. Публикуется с разрешения издательства.