Говорите голосом своего сильнейшего 'я'

Настроить шрифт

В 1988 году я удостоился чести выступить на 1-й конференции по проблемам разума и мозга в Сан-Франциско, на которой присутствовали свыше семисот ученых, врачей, исследователей и психотерапевтов. В отличие от большинства выступавших я не представил ни слайдов с изображением мозга или перечня гормонов, вырабатываемых в период реакции на стресс, ни данных «научных» исследований для подтверждения эффективности своих клинических методов.

Поэтому я испытывал легкий страх. Но это не помешало мне предпринять дерзкое усилие и вовлечь аудиторию в выполнение упражнения на релаксацию и выработку мысленных образов, чтобы продемонстрировать, насколько быстро эти упражнения могли снижать реакции тела на стресс. Я надеялся, что субъективный опыт присутствующих послужит свидетельством того, что разум может успокаивать тело и добиваться взаимодействия с ним, отправляя сообщения о безопасности.

Я попросил каждого участника представить себе стрессовую ситуацию, а затем отметить возникшие у них симптомы стресса — мышечное напряжение, боль в желудке, неглубокое дыхание, потение ладоней, частое сердцебиение и т. д. Затем я предложил присутствующим отметить, насколько быстро они могли снизить уровень стресса с помощью сознательно выполняемых глубоких выдохов, принятия решений об уровне безопасности и направления себе сообщений не о тревоге, а о спокойствии. Во время выполнения упражнения из задних рядов поднялся некто и стал громко спорить с моими методами. Затем этот человек направился к выходу из зала, где в качестве своего последнего аргумента громко хлопнул дверью. К счастью, я едва обратил внимание на его демарш, потому что был слишком сосредоточен на создании для аудитории релаксирующих образов и вообразил вокруг себя защитный кокон (упражнение, включенное в материал этой главы) для нейтрализации любых беспокойств, которые могли бы вызвать стресс. Услышав нападки покинувшего зал человека, я подумал: «Обычно такой тип поведения вызывает у меня беспокойство. Но на этот раз я не буду воспринимать его слова на свой счет. Я должен находиться в измененном состоянии, в зоне, обеспечивающей мне надежную защиту. Это обязательно мне поможет!»

Как услышать голос своего сильнейшего «я»

У меня не было времени на то, чтобы разобраться с установками этого человека или принять его замечания на свой счет, — я должен был выполнять свою работу. Поэтому я продолжил упражнение и, завершив презентацию, обнаружил, что большая часть аудитории, по-видимому, сохранила интерес к моему выступлению. Тем не менее на следующий день, который пришелся на субботу, я с беспокойством ожидал получения почты с оценками своей презентации. Я сразу же занялся десятью наиболее критическими замечаниями и потратил более двух часов солнечного выходного дня, размышляя над тем, как умилостивить критиков, которые сочли мою презентацию слишком психологической и сверхэмоциональной.

В течение этих двух часов мое сильнейшее «я» мирно спало. Какая-та часть меня, боявшаяся критики и уверенная, что надо угождать оппонентам, стала контролировать мое бесценное время в этот выходной день. Она была подобна ребенку, протягивающему руки к родителям и умоляющему их: «Пожалуйста, любите меня. Мне необходима ваша безусловная любовь». Это была попытка возвращения к тому, что Роберт Джонсон называет «исходной целостностью человеколюбия. за счет возвращения к раннему этапу сознательности».

Мое взрослое «я» способно на большее, чем просто поиск рая безусловной любви в прошлом. Но мое сильнейшее «я» должно было быть разбужено прежде, чем оно могло бы схватить уязвимую часть моего «я» и удержать от попыток возвращения в «райские сады» детства, где так легко получить одобрение и любовь. Поэтому, только когда мое сильнейшее «я» окончательно пробудилось, я смог наблюдать за ребенком, остающимся внутри меня, с состраданием — и был в состоянии посмотреть на оценки презентации более объективно. Главное, я мог увидеть, что более шестисот человек действительно с одобрением восприняли то, что я говорил. Фактически, аудитория поставила меня на 3-е место из двенадцати выступавших, среди которых было немало блестящих преподавателей и исследователей.

Вместо того чтобы анализировать, почему какая-то часть меня оказалась столь уязвимой к критике и пыталась добиться всеобщего одобрения, я просто признал, что она действительно является частью моего «я». Хотя меня шокировал факт, что подобная ребяческая реакция была по-прежнему достаточно сильна для того, чтобы вызвать во мне примитивные страхи и отвлечь от моих взрослых целей и задач, я был рад возможности интегрировать ее с моим сильнейшим «я». Теперь, когда управление перешло к руководящим функциям моего мозга, я мог сосредоточить внимание на тех 98% аудитории, которые считали, что психологическая природа моей презентации была вполне уместна. Это подавляющее большинство осознало, что упражнения на создание зрительных образов и эмоциональная вовлеченность аудитории помогли лучше сбалансировать общее впечатление от конференции, на которой преобладали чисто научные доклады.


«Да»-шаблон

Наблюдая реакции той части меня, которая искала одобрения, и признавая их не соответствующими моим сильным качествам и целям взрослого человека, я мог выбирать, как мне следует реагировать. Зная, что мне теперь доступна альтернативная точка зрения моего сильнейшего «я», я мог переходить к роли защитника этой примитивной и зависимой части меня и предоставлять ей внутреннее одобрение, которого нельзя было добиться за счет внешнего одобрения или достижения высоких результатов. Переключение внимания на голос своего «я» давало мне возможность проявлять сочувствие к ребенку, которым я был, и понимать функции выживания «низшего» мозга, заставляющие ребенка искать одобрения.

Используя «да»-шаблон (который фигурирует в главах 5-9), я воображал себе, как в разговоре с ребенком произношу следующие фразы:

  • Да, я действительно причиняю тебе боль.
  • Да, конечно, ты хочешь их одобрения, подобно тому, как на ранних стадиях твоей жизни тебе для выживания требовалось одобрение отца или матери. (Все детеныши млекопитающих не могут выжить без помощи взрослых и поэтому постоянно ищут их внимания и одобрения.)
  • Да, ты хочешь убедить критиков в своей готовности измениться ради получения их одобрения. (Инстинкт выживания заставляет нас подчиняться власти и винить во всем себя, вместо того чтобы указывать власти на ее неадекватные действия.)
  • А теперь я делаю выбор в пользу присоединения к подавляющему большинству слушателей, которые аплодировали нам и которым действительно понравилось то, что мы делали. Я не хочу в свой выходной день расстраиваться из-за того, что мои взгляды критиковали или отвергли менее 2% аудитории. Ты не должен заниматься этим в одиночку. (Когда вы пробуждаете свое сильнейшее «я», ни одна ваша часть не должна действовать в одиночку или брать на себя всю ответственность за управление вашей жизнью.)
  • Теперь здесь присутствует сильнейшее «я», которое может встать и выступить в твою поддержку. Я не позволю критикам судить о твоей ценности. Твоя ценность находится в полной безопасности под моей защитой. (Безопасность, одобрение и защита отныне внутри вас. Ваше интегрированное «я» менее зависимо от внешних обстоятельств.)
  • Мне больно видеть, как ты ищешь одобрения критиков, которые не могут тебе его дать и которых ты не можешь поправить или убедить изменить свою точку зрения. (В реальном мире мы должны оплакивать свои утраты и признавать ограниченность своих возможностей излечивать или исправлять других.)
  • Вот и все. Я отказываюсь от попыток справиться с проблемой из прошлого.Я могу принять тебя даже несмотря на то, что ты больше не являешься тем влиятельным ребенком, который способен сделать каждого счастливым. Это не твоя вина, что ситуация изменилась. Это просто часть процесса взросления. (Позитивная сторона оплакивания и продолжения попыток решать проблемы из прошлого состоит в том, что вы обеспечиваете себе адекватную самооценку в настоящем.)

Такой формат («Да... да, конечно... да... а теперь я выбираю, что делать.») требует получения по крайней мере трех подтверждений ваших начальных реакций, эмоций и убеждений, прежде чем связывать прошлое с настоящим (с помощью слов «а теперь.»). В настоящий момент ваше сильнейшее «я» бодрствует и может взять на себя ответственность за оценку угроз и управление реакциями страха из «низшего» мозга (особенно миндалевидной железы и мозга рептилии). Именно пробудившееся «я» будет выбирать, как следует действовать в соответствии с вашими текущими целями, проблемами и способностями.

С той субботы, когда я оказался во власти более зависимой части меня самого, я больше не тратил время на попытки умилостивить каждого члена аудитории в ущерб тем, кто хочет слышать мои посла- ния.Когда вы научитесь говорить голосом своего сильнейшего «я», вам не надо будет больше ждать,чтобы все части вашего «я» почувствовали себя получившими одобрение, совершенными, уверенными и мотивированными прежде, чем вы сможете выбрать, как следует действовать в соответствии с навыками и целями взрослого человека.


Упражнение — Создайте защитную атмосферу

Я бы хотел, чтобы вы ощущали безопасность, которую сильнейшее «я» может предоставлять вам в периоды стресса. Вообразите, что вы окружили себя собственной защитной атмосферой толщиной около 1,5 м. Создавая такой визуально-сенсорный образ, вы будете говорить голосом, который более эффективно воздействует на правое полушарие и лимбический эмоциональный центр вашего мозга. Когда правое полушарие бодрствует и готово вам помогать, ваше левое полушарие — считающееся центром языка и идентичности эго — может ослабить свою бдительность.

Позвольте образу атмосферы и вездесущим оборонительным реакциям своего тела защищать вас, чтобы ваша сознательно контролируемая мускульная и нервная система могла бы взять короткий отпуск. Возникающий в результате успокаивающий эффект подготовит вас к принятию ролей, слов и голоса своего сильнейшего «я».

  • Представьте себя в абсолютно спокойной и безопасной ситуации на природе или дома, когда вы можете почувствовать себя в согласии со всем миром. Расслабляясь в этом заповедном месте, размышляйте о том, что ваши разум и тело знают, как производить более 5 млн здоровых эритроцитов каждую минуту, что ваше тело и его автономная нервная система заботятся о вас 24 часа в сутки, даже когда ваше сознание спит.
  • Вообразите, почувствуйте и ощутите ограждающую вас атмосферу (тот защитный кокон, в котором вы чувствуете себя очень комфортно), подобную атмосфере Земли, которая является достаточно плотной, чтобы в ней сгорало, не долетев до вас, большинство метеоритов, и достаточно пористой, чтобы вы могли через нее свободно дышать.
  • Наполните свое защитное пространство золотистым или белым светом, который бы уничтожал все негативные мысли и шумы прежде, чем они достигнут вашего сердца. Ваша атмосфера замедляет ежедневные вторжения окружающей жизни и предоставляет вам время, необходимое для избавления от отвлекающих факторов, для нахождения правильных способов обращения к проблемам и для сосредоточения ваших сил на главных приоритетах. Закройте глаза и постарайтесь увидеть или ощутить вокруг себя эту защитную атмосферу.
  • Прежде чем отправиться на собеседование, сделать неприятный телефонный звонок, встретиться с рассерженным клиентом или взяться за трудную задачу, выделите 1-2 минуты на то, чтобы почувствовать вокруг себя теплый кокон, наполненный светом. Представьте, что ваша защитная атмосфера становится для вас центром безопасного и спокойного существования. В условиях среды, вызывающей стрессы, этот образ прочного защитного кокона выглядит как островок спокойствия в центре торнадо. Он также направляет сообщение функциям вашего «низшего» мозга (например, гиппокампу, где накапливаются воспоминания о прошлом опыте) о том, что ваш «высший» мозг оценил текущую среду как безопасную и комфортную.

Под прикрытием своей защитной атмосферы у вас достаточно времени для того, чтобы наблюдать свои условные реакции и перехватывать их прежде, чем они начнут действовать в соответствии с программой выживания. У вас есть время для получения доступа к голосу своего сильнейшего «я» для применения собственной версии «да»-шаблона и сохранения сосредоточенности на работе и задачах. Вы обнаружите (подобно мне во время презентации, проводившейся перед семьюстами участниками конференции), что, когда вы интегрируете все части своего мозга (левое полушарие с правым, сознание с подсознанием и «новый» человеческий мозг с разновидностями «низшего» мозга), вы создаете защитную зону, позволяющую вам оптимально работать в условиях прессинга.


Обеспечьте связь своей прежней идентичности со своим сильнейшим «я»

Автор многих научных книг и статей Роберт Блай* в рассказе о торжественном приеме в честь своего 60-летия, на котором присутствовали друзья и знаменитости со всего мира, дает нам креативный пример того, как следует говорить голосом своего «я». В то время его книга «Железный Джон» была бестселлером, и Билл Мойерс взял у него интервью. Блай должен был быть счастливейшим человеком в мире. Но его жена, заметив, что тот стоит в стороне и явно грустит, сказала: «Роберт, все эти люди пришли сюда на твой день рождения, а ты выглядишь таким печальным». Внезапно с помощью жены Блай понял, что с ним произошло. Воспоминания о гнетущих сценах из трудного детства вернули ему ощущения десятилетнего мальчика, который говорил: «Никто никогда не устраивал для меня праздник в день моего рождения». В тот момент успехи и достижения Блая во взрослой жизни казались менее реальными, чем знакомое чувство печали того ребенка, которым он был полвека тому назад. Теперь, когда его сильнейшее «я» проявило интерес к его повторявшемуся стереотипу, Блай смог наладить диалог с образом своего мальчишеского «я». Он сказал этой части себя самого, остававшейся крепко привязанной к прошлому: «Будь со мной на этом приеме. Сегодня я здесь для тебя».

Через несколько минут жена Блая с радостью отметила, как улучшилось его настроение. Она сказала: «Роберт, ты снова вернулся». Он действительно вернулся — из печали своего прошлого к исполнению своим сильнейшим «я» роли защитника и руководителя того ребенка, которым он когда-то был. Отступив назад и наблюдая свое детское чувство подавленности, Блай смог принять на себя роль защитника, которая дала силы перейти к идентичности своего сильнейшего «я» и сопутствующих ему сильных качеств взрослого человека.

Специалисты по нейропсихологии и когнитивному поведению могут сказать, что он использовал свои высшие руководящие функции для снижения чувствительности к болезненным воспоминаниям, хранящимся в миндалевидной железе — органе размером с миндальный орех в центре мозга, который наряду с гиппокампом хранит воспоминания об эмоционально окрашенных событиях и реагирует на них. Отметьте, что эффективные действия Блая включали наблюдение за его детскими чувствами (как в удостоверяющей части «да»-шаблона) и последующую их связь с его сегодняшним сильнейшим «я». Он не пытался подавить или ослабить печаль с помощью позитивных утверждений, лишавших законной силы его боль, — эта боль была и оставалась реальной для той части его «я», которая была привязана к воспоминаниям о далеком прошлом.

Чтобы страхи и страдания из прошлого не мешали празднику сегодняшней жизни, вы должны связывать их с поддержкой своего сильнейшего «я» в настоящем. Если не оказать им необходимого внимания, они могут превратиться в фобии, которые будут заключать вас во все более узкие жизненные рамки. Ваше сильнейшее «я» предоставляет более объемное вместилище для всего, что есть в жизни хорошего и плохого, и расширяет возможности жить более полной и радостной жизнью. Как сказал один мой клиент: «Я никогда так много не плакал и не смеялся, как в прошлом году. Диапазон моих эмоций расширился настолько, что я могу вмещать намного больше и печалей, и радостей этой жизни».

* Роберт Блай (род. 1926) — американский писатель, переводчик, редактор и издатель, родился в г. Мэдисон. Окончил Гарвардский университет в 1950 году. Как руководитель прессы 1960-х годов он печатал нетрадиционные стихи и переводы малоизвестных зарубежных поэтов. В биографии Роберта Блая с начала 1980-х годов начинается период, когда писатель принимал активное участие в мужском движении, заинтересованном в создании новой идеи мужественности в современном обществе. Прим. ред.

Легкий способ начать новую жизнь. Как избавиться от стресса, внутренних конфликтов и вредных привычек / Нейл Фьоре; пер. с англ. В. Кузина. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. Публикуется с разрешения издательства.