Перфекционизм во всем — плохая привычка

Настроить шрифт

Среди моих клиентов много женщин, которые страдают от так называемого синдрома умницы. Они хотят все делать идеально и на меньшее не согласны. Это весьма распространенная и однозначно очень вредная привычка.

Такие женщины берут на себя слишком много обязанностей и не в состоянии сказать «нет». В этом нет ничего хорошего, потому что тот, кто мыслит в подобном ключе, обязательно выбивается из сил. И наверняка замучает всех вокруг.

Проблема этих женщин (и многих мужчин, живущих по тому же принципу) в том, что они не используют клавишу включения и выключения — они всегда действуют в одном режиме и поэтому не различают, когда дело действительно требует совершенства, а когда достаточно приемлемого результата.

Мне нравится фраза «вполне нормально» — выражение, которое подходит для великого множества «рабочих ситуаций» и в профессии, и в личной жизни. Необходимо учиться разделять задачи разного порядка.

Если доводишь до совершенства дело, которое можно оставить на «нормальном» уровне, только зря растрачиваешь энергию и испытываешь терпение окружающих.

В этом случае лишь демонстрируешь слабую расстановку приоритетов. Никто не ожидает от вас сверхусилий, а потому вы не получите обратной связи и не принесете пользы компании.

Когда я говорю своим клиентам, что в стремлении к идеалу нет ничего хорошего, если задание можно выполнить «нормально», для многих из них это становится откровением.

«То, что вы делаете, — плохо, — объясняю им я. — Ваша работа оставляет желать лучшего, потому что вы стараетесь добиться совершенства во всем. Если вы хотите делать по-настоящему достойную работу, нужно научиться расставлять приоритеты».

Мои слова дают им неплохой толчок, потому что эти люди искренне хотят хорошо делать свое дело.

То же самое я говорю профессиональным спортсменам: вы считаете, что должны тренироваться на износ по 24 часа в сутки, потому что так чувствуете себя более продуктивными. В действительности же гордиться нечем, поскольку лучшие из ваших соперников получают преимущество, позволяя себе отдыхать, — и вам не обойти их, если вы этого не поймете. Одно из условий успеха — признание важности отдыха.

Ограничьте число дел, в которых вам нужно быть на высоте.

Итак, ваша привычка — это автоматическая модель поведения. В определенных ситуациях вы реагируете определенным образом, даже не отдавая себе в этом отчета. Привычки могут быть физическими, например когда нервничая вы чешете голову, и ментальными — как дефицит веры в способность преодолеть непредвиденную трудность.

перфекционизм плохая привычкаПерфекционизм во всем — плохая привычка. Некоторые задачи нужно выполнять на отлично, но какие-то достаточно довести до приемлемого уровня.

Ключ к переменам

Наши привычки носят автоматический характер, и мы лишь отчасти их осознаем. Так как же их изменить?

Ключ к переменам — нежное слово «чувства». Не везде приветствуются разговоры о чувствах. В частности, такой запрет существует в кругу брутальных представителей сильного пола. Однако в моей профессиональной сфере чувства играют важную роль. Они — краеугольный камень человеческого бытия.

Принято думать, что в окружении, где все делают суровый вид, разговоры о чувствах — проявление слабости. На самом деле справедливо обратное.

Однако выражать эмоции и жалеть себя (губы дрожат, поминутно всхлипываешь) — не одно и то же. Готовность показать свои чувства, позволить им оказаться на виду — демонстрация внутренней силы. Даже попытки разобраться в них говорят о силе.

Способность распознавать и работать со своими чувствами — замечательный инструмент, полезный во многих сферах жизни, и в частности он необходим при смене привычек.

Новые привычки нужно довести до автоматизма: оптимистический взгляд на жизнь, веру в свои силы, организованность, заботу о себе и друзьях; поддержку собственных детей, укрепление их самооценки и веры в себя; способность относиться к себе не слишком серьезно; умение побеждать и принимать поражение; готовность доверять своей интуиции; устремленность к своим целям и мечтам; развитие эмпатии; способность комфортно чувствовать себя перед аудиторией.

Эрик Бертран Ларссен. На пределе.