Уважайте их, даже если они отвергают вас

Настроить шрифт

Что делать, если оппонент отвергает нас? Когда нашу точку зрения не замечают или критикуют, а наши потребности и интересы игнорируют, инстинкты стремятся защитить нас: отступить или также отвергнуть противника.

Только человек возводит вокруг себя защитные стены, если чувствует нападение. Тем не менее, контратакуя, мы только усиливаем деструктивный цикл и делаем достижение согласия невозможным.

Мой друг Ландрум Боллин, известный миротворец, вспоминает: будучи мальчиком и учась в школе в 1930 году, он услышал, как известный поэт с копной седых волос Эдвин Маркхэм декламирует стихотворение, которое открывает эту главу. Маркхэм нарисовал пальцем в воздухе круг, охвативший его, а затем столь же выразительно описал еще больший круг, включивший в себя и другого человека. Это совершенно противоположный ответ исключению оппонента. Похоже на форму психологического джиу-джитсу.

  • Столкнувшись с отвержением, сделайте обратное, несмотря на ваше желание поступить точно так же. Удивите оппонента проявлением уважения личности.

Вежливость — первое правило переговорщиков

Наверное, почти нет ситуаций столь сложных, как переговоры об освобождении заложников. Я учился у полицейских переговорщиков, участвовавших в освобождении заложников, и сам обучал их. Эти профессионалы постоянно сталкиваются с подобными кризисами, они работают в больших городах, где заложников захватывают грабители банков или психически неуравновешенные личности.

Опергруппы окружают место удержания заложников, и каждый оперативник готов к мгновенной стрельбе. Двадцать лет назад следующим стандартным шагом было вытащить мегафон и кричать: «У вас есть три минуты, чтобы выйти с поднятыми руками!» Когда срок истекал, внутрь врывались оперативники, применяя слезоточивый газ и оружие. Нередко кто-то оказывался ранен или убит: заложник, захватчик, или член штурмовой группы, или все трое.

Сегодня в мегаполисах полицейские применяют совершенно иной подход. Они вызывают профессиональных переговорщиков для совместной работы.

Каково первое правило переговорщиков? Будьте вежливы. Пусть захватчик окажется услышан. Слушайте с чрезвычайным вниманием и пониманием его точки зрения. Не реагируйте, даже если захватчики переходят в словесную атаку. Оставайтесь спокойными и вежливыми, терпеливыми и настойчивыми. Другими словами, уважайте и принимайте именно того человека, который нападает и отвергает вас. Отвечайте включением на исключение.

  • В большинстве случаев стратегия отношения к захватчику с обычным человеческим уважением работает. Она дает преступнику спасительный путь выхода из ситуации.

Процесс может занять несколько часов, но обычно захватчик сдается, и заложники невредимыми выходят на свободу. Стороны приходят к согласию.

Принимать людей, нападающих на вас, не значит игнорировать несправедливость или зло. Вы только проявите уважение к их человечности, даже в ходе противодействия их неправомерному поведению.

Принимать тех, кто отвергает нас, не значит говорить «да» их требованиям, часто все обстоит наоборот: это «нет», но в позитивном ключе, признающем неотъемлемое достоинство другого человека. Даже там, где мы способны провести четкие границы ради защиты себя и других, принимать тех, кто отвергает нас, означает относиться к ним как к таким же людям, как и мы.

Поступать таким образом непросто, но это возможно.

Жертвы на обоих концах пистолета

Я вспоминаю историю Азима Хамиса, американского бизнесмена, с которым я когда-то имел честь встретиться. Его двадцатилетнего сына Тарика убил молодой бандит. Учась днем, по ночам Тарик работал доставщиком пиццы. Однажды ночью он подошел к двери квартиры, где его встретил четырнадцатилетний мальчишка Тони. Тони взял пиццу и выстрелил в Тарика. Он сделал это, чтобы его приняли в банду.

«Когда мне позвонили и сказали, что Тарик мертв, мне казалось, что я покинул свое тело, потому что боль была слишком сильной, чтобы выдержать ее», — рассказывал Азим в интервью. «Это было как взрыв атомной бомбы прямо в моем сердце... В течение следующих нескольких недель я выживал только благодаря молитвам и быстро обрел благословение прощения, придя к выводу, что жертвы находились на обоих концах пистолета».

Жертвы на обоих концах пистолета — удивительно сострадательное понимание Азима сущности трагической гибели сына. С помощью молитвы он начал отпускать самые темные чувства и болезненные идеи, которые могли свести его с ума. Он сумел переосмыслить ситуацию и посмотреть на Тони новым взглядом. Войдя в положение убийцы собственного сына, Азим простил его — но не забыл.

Азим пришел к деду и опекуну Тони, Плесу Феликсу. Глубоко тронутый жестом Азима, Плес принял его предложение о прощении: «Я заставил Тони взять на себя ответственность за свои действия, чтобы свести к минимуму боль и вред, которые он принес семье Хамиса. Тони не выдержал и заплакал. “Мне так жаль, папа”, — рыдал он. Я держал его и пытался утешить. На следующий день все ожидали заявления “невиновен”, но Тони выступил с эмоциональной и полной раскаяния речью, признав себя виновным и попросив прощения у мистера Хамиса».

Мужественный выбор Азима простить Тони открыл молодому преступнику возможность взять на себя ответственность за совершенное и почувствовать боль вины и раскаяния, а не притупить их.

Излечение Азима стало еще глубже, когда оно распространилось на Плеса и Тони. Азим и Плес стали вместе выступать в школах, призывая учеников остановить насилие в отношении друг друга. Азим объездил всю страну, в том числе говорил и в Белом доме.

Спустя пять лет после убийства сына Азим, навещая Тони в тюрьме, пригласил его на работу в Фонд после его освобождения. Тони сказал своему деду Плесу: «Это особенный человек. Я выстрелил и убил его единственного ребенка, и все же он может сидеть рядом со мной, подбадривать меня и затем предлагать мне работу».

От неприятия к уважению

Замечательная история Азима дает нам некоторые подсказки о том, как изменить свое отношение от неприятия к уважению. Даже столкнувшись с крайней степенью насилия, убийством сына, Азим решил не идти по пути мести, а отнестись к Тони как к человеку и ответить уважением. Не оправдывая преступления, Азим простил Тони и привлек его и его деда к попытке остановить насилие среди молодежи.

Азим нашел новую миссию в жизни и получил глубокое удовлетворение. Когда я встретил его, он был энергичным, живым и довольным человеком. Так же как в открывающем главу стихотворении, Азим нарисовал широкий круг, куда включил Тони и Плеса.

Раз подобную стратегию ответа уважением на отвержение можно применять в экстремальных случаях захвата заложников или трагических убийств, использовать ее в повседневных ситуациях гораздо проще. В следующий раз, когда ваш босс, супруг или коллега скажет что-то вызывающее отчуждение, чувствуя естественное желание ответить тем же, постарайтесь вместо этого выйти на балкон и взглянуть на свои мысли и чувства.

Войдите в свое положение и вспомните внутреннюю НАОС — ваше обязательство заботиться о собственных глубочайших потребностях. Если у вас добавится уверенности в том, что вы сами творите свое счастье, вы будете меньше реагировать на оскорбительное поведение окружающих. При проявлении уважения к себе вам легче проявлять его к другим и принимать их, даже если поначалу они отвергают вас. Конечно, это не просто, но при должном усердии вы все чаще сможете переключать цикл взаимного отказа на цикл взаимного уважения.

Уильям Юри. Договорись с собой... и другими достойными оппонентами.