Социальную психологию определяют как раздел психологии, изучающий закономерности поведения и деятельности человека в социальных ситуациях, а также психологические характеристики социальных групп.
Помимо этого, социальная психология изучает личность, отношения и эмоции, вносящие косвенный вклад в понимание межличностного взаимодействия.
На первый взгляд может показаться, что эти различные области имеют мало общего. Однако данные недавних научных исследований показывают, что все темы, изучаемые социальной психологией, образуют неразрывную группу с общей нейроанатомией.
Кажущиеся противоречия
Распространенное определение социальной психологии предполагает, что этот раздел психологии представляет собой попытку понять и объяснить, как на мысли, чувства и поведение людей влияет фактическое, воображаемое или подразумеваемое присутствие других людей.
Однако, как это практикуется сегодня, социальная психология часто фокусируется на когнитивной деятельности отдельного человека, а также случаев, характерных для межличностного взаимодействия.
Начиная с движения социального познания в 1970-х годах, социальная психология стала основным источником для изучения трех внутриличностных феноменов, мало зависящих от «присутствия других»:
- структура знания о себе;
- установки и их влияние на выбор;
- субъективное переживание эмоций.
Действительно, книги про психологию отношений посвящают внутриличностному познанию много внимания, поэтому встает вопрос: как эти внутриличностные темы стали центральной областью социальной психологии – науки о понимании людей в межличностном контексте? Почему эти темы не составляют основу когнитивной психологии, которая явно пытается смоделировать умственные операции, поддерживающие другие внутренние способности человека – восприятие, внимание и память?
Более того, почему несколько явлений с очевидными последствиями для межличностного поведения, например, идентификация лица и речь, стали центральными в когнитивной науке, оставаясь при этом периферийными в социальной психологии?
Хотя осознание себя, стабильность установок и богатый эмоциональный опыт, несомненно, играют жизненно важную роль в межличностном взаимодействии, неясно, почему они влияют на социальное поведение в большей степени, чем некоторые из способностей человека, которые были почти игнорированы социальной психологией.
«Социальная» роль МПФК
За последние полтора десятилетия исследования с использованием нейровизуализации и нейропсихологии дали ответ на вопрос, что связывает описанные выше разрозненные темы в социальной психологии. И этот ответ – общая нейронная основа.
Работа ученых-исследователей продемонстрировала, что четыре, казалось бы, разных когнитивных феномена – размышление о себе, обращение к своим установкам, переживание эмоций и понимание психики другого человека – все сходятся в одной области головного мозга, в медиальной префронтальной коре (МПФК) – средней части префронтальной коры (ПФК), покрывающей переднюю часть лобной доли головного мозга. Такого рода наблюдения указывают на то, что:
Современная социальная психология – это не лоскутное одеяло из разрозненных исследовательских вопросов, а наука о наборе тесно связанных явлений с общей функциональной нейроанатомией.
Действительно, нейронное слияние своего «я», установок, эмоционального опыта и вывода о психическом состоянии другого человека подразумевает, что эти явления представляют собой общий когнитивный сплав.
Социальная психология теперь представляется нам не результатом исторической случайности, а натуральным, природным набором, определяемым глубокими и непредвзятыми характеристиками.