Гендерные аспекты индивидуации и лидерство

Настроить шрифт

Идея провести совместный воркшоп и показать гендерные особенности индивидуации возникла у авторов спонтанно во время работы секции «Социальная работа с населением» на 10-м Конгрессе МАПН в г. Ярославле.

Первоначально были заявлены не один, а два разных воркшопа двух тренеров, работающих в гендерном подходе. Одна ведет тренинги для женщин, другая – бизнес-тренер, работает с бизнесменами, руководителями: мужчинами и женщинами. Темы воркшопа, соответственно, первоначально были обозначены как «Женская инициация» и «Дао лидера». Объединяющим началом явилось то, что оба подхода в своей основе имеют модель индивидуации как интеграции частей (мужской и женской).

Методологическая основа

Продумывая совместную работу с группой, мы рассуждали следующим образом. В современном обществе отсутствуют переходные ритуалы, цель которых - вовлечь человека в глубинное переживание, позволяющие перейти от детской зависимости к самодостаточности взрослого человека, обеспечить преемственность ценностей убеждений, которые связывают его с богами, обществом и самим собой. Утрата ритуалов, придающих жизни смысл, вынуждает мужчин и женщин довольствоваться жизнью на поверхности и искать ответы на ключевые вопросы о самоидентичности в гендерных моделях коллективного сознания.

Таким образом, независимо от пола, современный человек вынужден жить в соответствии с гендерной идеологией сознательно или унаследовав ее от семьи, социальной группы, культуры, что выражается, во-первых, в том, что жизнь и мужчины, и женщины во многом определяются ограничениями, заложенными в ролевых ожиданиях. Мужчине предписано исполнять роли добытчика, кормильца, воина-защитника, проявлять агрессивность, конкурентоспособность, рационализм. От женщины гендерная идеология требует пассивности, зависимости, чувствительности, материнства, заботы. Во-вторых, жизнь и мужчины, и женщины в существенной мере управляется страхом выйти за пределы гендерных норм, дабы не скомпрометировать себя в глазах социума. Подчинение гендерной роли не созвучно тому, что необходимо душе человека, и не придает ему силы. А в совокупности с отсутствием переходных ритуалов затрудняет индивидуацию.

Индивидуация - это становление не делимым, то есть отдельным, нераздельным, «целым». Это процесс развития «психологического индивида как существа отдельного от коллективной психологии» [1, с. 84] этот процесс, по Юнгу, представляет два этапа. Первый этап заключается в посвящении во внешний мир и завершается формированием персоны или структуры эго (мужчины или женщины). Второй этап есть посвящение в мир внутренний и является процессом дифференциации и отчуждения психологии индивидуальной от коллективной. По мнению К.Г. Юнга, индивидуация и жизнь в режиме коллективных ценностей не совместимы. Индивидуация отделяет человека от подчинения коллективным нормам, что вызывает вину, которую он должен искупить, то есть «принести некие ценности, которые окажутся равной заменой за его отсутствие в коллективной личностной сфере» [1, с. 86]. То есть, чтобы искупить свой «уход» к самому себе, индивид обязан произвести что-то ценное для пользы общества.

Индивидуация и лидерство

Если взглянуть на вехи индивидуации через призму пути становления лидера, то мы увидим много общего. Так, например, способность служить и разрешать проблемы в окружающем человека пространстве является основополагающей характеристикой лидера. А путь становления лидером есть не что иное, как объединение мужского и женского аспектов в человеческой душе, становление индивидуума нераздельным и единым с самим собой. В реальной жизни и практической работе нам чаще приходится иметь дело с так называемым «мнимым лидерством» - когда человек одержим стремлением к власти, желанием быть всесильным. Однако власть, которой он добивается, в конце концов, искажается и превращается в комплекс, управляемый страхом и компенсаторными амбициями.

Компенсируется здесь неосознанная и не интегрированная часть личности. Сама по себе власть (мужской компонент) нейтральна, но без любви (женский компонент) она разрушает, превращается в насилие.

Данные рассуждения подсказали нам идею исследовать характер взаимодействия мужского и женского в личности и, используя процессуальный подход, показать возможность их интеграции.

Процессуальный подход в психотерапии

Перед началом воркшопа мы изложили суть процессуального подхода, в котором работаем. Данный подход предполагает фокусирование внимания на процессе взаимодействия между участниками тренинга. Для более полного понимания сути подхода следует развести два понятия: «содержание» и «процесс» взаимодействия членов группы. Содержание включает вербальные высказывания, обсуждаемые участниками тренинга темы и проблемы. Процессом в психотерапии обозначается «природа отношений между взаимодействующими индивидуумами» [2, с. 159]. Фокусируя внимание на процессе, психолог в первую очередь интересуется, как и почему данное высказывание освещает те или иные аспекты отношений членов группы с другими людьми и с собой. Таким образом, целью процессуального подхода является исследование: почему с точки зрения отношений участники группы делают то или иное высказывание в определенный момент, в определенной манере, обращаясь к определенному человеку [2, с. 159]. Особенностью данного подхода является то, что воркшоп проходит не по заранее намеченному плану, а создается каждый раз на том материале взаимоотношений, которые возникают между участниками группы здесь-и-теперь.

Описание воркшопа

В тренинге приняло участие 17 женщин, все по профессии психологи различных направлений из городов России и Украины в возрасте от 21 до 50 лет. Тренинг развивался согласно классической модели: разогрев, действие, шеринг, анализ. Разогрев происходил в два этапа. На первом участники представлялись и говорили о своих ожиданиях. Второй этап имел целью поляризовать два аспекта личности: мужское и женское начала. Участницам группы предложили поисследовать ощущения, связанные с одной из полярностей, которую они сами выбрали.

Инструкция: представьте, круг, в котором мы сидим, разделен пополам на женское и мужское: слева женское, справа мужское. Выберите, какую часть вы хотите исследовать в себе, встаньте в соответствующую зону и прочувствуйте свое состояние: ощущения, чувства и т.п. Задача тренеров состояла в том, чтобы помочь участницам озвучить свою женскую или мужскую части, услышать голоса и тексты исследуемых аспектов.

Примечательно, что когда одна из полярностей была актуализирована, другая проявлялась спонтанно. Примером может служить следующий диалог с одной из участниц воркшопа:

Участница: Я женщина. Красивая, умная, но когда я проявляюсь с женской части, мне из социума дают понять - не будь умной, спрячь свой ум.
Тренер: Голос из социума - он мужской или женский?
Участница: Скорее, мужской.

На этом примере мы видим, что женская и мужская полярности существуют, не изолировано друг от друга, а в контакте, предполагающем наличие обеих частей одновременно. Поэтому, чтобы осознать целостность, необходимо исследовать процесс, то есть понять контакт (взаимодействие) этих частей, которые проецируются на конкретных людей в окружении личности. Именно этой цели было посвящено следующее задание - исследовать, как взаимодействуют их мужская и женская части.

Участницам было предложено найти в группе пару, чей текст, мужской или женской части, откликался бы и был созвучен собственному. Затем каждая пара должна было изобразить в виде статической или динамической скульптуры взаимодействие мужской и женской частей так, как они это ощущают сейчас. Далее на импровизированной сцене каждая пара представляла свою скульптуру, изображающую способ взаимодействия их мужского и женского аспектов. Данное действие имело следующие цели:

Во-первых, выявить и осознать метафоры и образы, которыми участницы обозначают то, что они видят.

Во-вторых, с помощью этих образов и метафор осознать личный паттерн взаимодействия своих мужской и женской частей.

Содержанием здесь являлось то, что участницы хотели показать в своих сценах. Процессом же выступало то, что делали люди по отношению друг к другу. Чтобы выявить процесс, тренеры просили членов группы из роли зрителей дать обратную связь на увиденное - высказать ассоциации, образы, метафоры по поводу сцен.

Следует отметить, что некоторые из пар пытались продемонстрировать идеальную модель, навязанную готовыми знаниями из психологии. Они даже предложили такие шаблонные названия для своих скульптур, как «Гармония», «Инь и Янь», «Равноправие», «Равенство», «Партнерские отношения». Несмотря на это, процессуальный анализ показал, что невербальные проявления участниц скульптуры противоречили предложенным названиям. Ниже приводятся примеры метафор и ассоциаций, высказанных участницами воркшопа в связи с предложенными сценами. Всего приняло участие в этом этапе тренинга 15 человек - 6 пар и одна тройка, две женщины на некоторое время уходили, одна из них вернулась к обсуждению. В скобках приведены собственные высказывания и ассоциации исполнителей сцен. Разумеется, эта информация весьма скудно передает визуальное впечатление от динамических скульптур, но тем не менее дает представление о восприятии их участницами.

1-я пара: «Лиана оплетает дерево», «Проникновение», «Слишком агрессивно: заманила в тиски». («Жидкость, которая менее вязкая и менее жидкая»).
2.-я пара: «Замкнуты друг на друга», «Мурашки от удовольствия», «Стоячая вода», «Скоро друг другу надоедят», «Познание друг друга, увидеть лицо своей противоположности». («Сами не знали, чего хотели, познать целостность»).
3-я пара: «Титаник», «Мужчина – сидящее, женщина – парящее», «Женское начало более агрессивное». («Богиня лебедь. Монада мужского и женского. И то, и другое: свободны - и они вместе»).
4-я пара: «Перетекание», «Песочные часы», «Утопит, потом позовет», «Крутятся как в колесе», «Один выше, другой ниже, кто ниже - пытается добраться до верхнего», «Онанизм: партнера нет, а кончить хочется», («Друг про друга забываем, а потом, вспомнив, достаем»).
5-я пара: «Березу заломали», «Несмотря ни на что, прорвуся», «Трудный путь проращивания», («Пробивается росток женского начала, а подпитка от мужского. Но не получилось»).
6-я пара: «Ходила гулять, но безрезультатно», «Я стою у ресторана, замуж поздно, сдохнуть рано», «Хреновенький, но свой». («Зачем искать на стороне, когда есть свой»).
7-я тройка: «Детско-родительские отношения», «Зависимость», «Давление». («Сильная женщина, которую пинками заставляют быть сильной»).

Шеринг и мини сессии

Следующий этап тренинга - шеринг. Он имел целью отреагировать чувства по поводу приобретенного опыта. Во время шеринга некоторые из участниц поделились особенно сильными чувствами, им было предложено отреагировать свои чувства и тем самым завершить незавершенные процессы. Примеры мини-сессий приводятся ниже:

Пример 1.

1-я участница: Когда делала (скульптуру), было чувство, что анима рождается и тут же подавляется.
Т: Как этот опыт относится к твоей жизни?
1-я участница: Именно так и относится. Только что хотела занять место около N, а она сказала, что здесь занято.
Т: И что ты при этом почувствовала?
1-я участница: Чувство горести… С женской позиции меня прогнали.
Т. Хотела бы что-то изменить в этой ситуации?
1-я участница: Да.
2-я участница N: (Спонтанно, с чувством вины) Да садись, какие дела!
1-я участница садится на предложенное место.
Т. А что с тобой сейчас?
1-я участница: Чувство удовлетворения.
Т: Напоминаю, что тема нашего воркшопа - взаимодействие мужского и женского аспектов. Как в твоей ситуации проявили себя оба аспекта?
1-я участница: Я решила сказать, что чувствую горесть, и пересела.
Т. Что здесь мужское, что женское?
1-я участница: Мужское – решимость, женское – открыть чувства.
Т: Что значит быть в данной ситуации целостной?
1-я участница: Когда мужская часть проявляет решимость, то женская, таким образом, получает поддержку и рискует открыть свои чувства.

Комментарий:

Участница провела параллель между тем, как она контактирует в метафорической сцене, и своим обычным способом контакта в реальной жизни. Осознание этого контакта (ущербность женской позиции) вызвало чувство «горести» и желание изменить его. В реальной жизни женщина не решается сказать о чувстве горести, которое испытывает ее женская часть. Здесь, на тренинге, в безопасной обстановке эксперимента, ей удалось сделать нечто новое - проявить решимость. Решимость участница осознает как аспект мужской части своего Я. Сочетание решимости и способности открыть свои чувства является для участницы новым опытом - ответом на вопрос, как менять ситуацию более эффективным способом: задействовать обе стороны и быть целостной.

Пример 2.

Участница: У меня раздражение и агрессия из-за того, что партнер в паре сильнее меня.
Т: Что хочешь?
Участница: Хочу равенства.
Т: Что есть для тебя равенство?
Участница: Как только я ощущаю, что я сильнее ее, я чувствую равенство.
В группе смех.
Т: Я слышу сейчас, что речь идет не о равенстве, а о твоем превосходстве над партнером.
Участница: Да, я хочу быть сильнее.
Т: Зачем?
Участница: Тогда я стану равной.
Т: Кажется, я поняла тебя. Чтобы стать равной, тебе чего-то недостает?
Участница: Да! Силы.
Т: Что даст тебе силу?
Участница: Не знаю… Может, уверенность в себе.
Т: Выбери кого-нибудь из участниц на роль уверенности в себе.
Участница выбирает одну из женщин на роль уверенности и ставит рядом с собой. Напротив стоит участница 2, которая была партнершей в их скульптуре.
Т: Как ты теперь себя чувствуешь?
Участница: У меня чувство превосходства… Мне жалко ее… (Спонтанно бросается на шею партнерше и обнимает ее). Мне спокойно.
Т: Поменяйся ролями со своей партнершей, побудь на ее месте.
Проигрывается та же сцена, только участница в роли партнерши.
Т: Как себя чувствуешь в этой роли?
Участница: Мне спокойно.
Т: Сними роли с участниц, которые тебе помогали.

Комментарий:
Данная сессия проходила с использованием элементов психодрамы: помощь вспомогательных ролей, обмен ролями. Это позволило участнице взглянуть на свой контакт со стороны. В контактах подобного рода люди проецируют свою собственную силу и уверенность в себе на других людей. Взгляд со стороны и обмен ролями позволяют осознать проекции и вернуть себе спроецированные качества, восстановив свою целостность.

Пример 3.
Участница: Злюсь на всех. Все так медленно. Рассусоливают. Боюсь не успеть.
Т: Скажи конкретно, на кого злишься?
Участница: На А. Она тянет одеяло на себя и так медленно все делает!
Т.: Что хочешь успеть?
Участница: Сказать о своих собственных чувствах.
Т: Что мешает?
Участница: Какой-то барьер…
Т: Выбери себе на роль барьера кого-нибудь из участниц группы.
Участница выбирает двух человек: одну женщину ставит позади себя, другую - впереди, спиной к себе. Своего дубля ставит посередине, между двумя участницами.
Т: Побудь на месте, которое сейчас занимает твой дубль.
Участница встает на место дубля, некоторое время стоит между двумя другими участницами, это со стороны напоминает маленького ребенка, который спрятался между родителями. Начинает горько плакать.
Т: О чем ты?
Участница: Я уже давно хотела попасть на такой тренинг… Но у нас маленький город, все друг друга знают, там не поплачешь…
Т: Плакать можно. Побудь там столько, сколько тебе нужно, чтобы поплакать. (Участницы группы сочувственно подают платки).
Т: Хочешь сказать, про что ты плачешь?
Участница: Жалко себя…
Т: Чего хочешь?
Участница: Я поняла, про что я плачу, но сейчас не буду об этом говорить. Спасибо. Я хочу закончить.
Т: Сними роли.

Комментарий:
В данной сессии содержание и процесс не совпадают особенно зримо. По содержанию мы имеем дело со злостью, участница проявляла нетерпение и раздражение на протяжении не только своей мини сессии, но и всего воркшопа: просила сократить время перерыва, торопила участниц с подготовкой сцен. Все это косвенно говорило о какой-то неудовлетворенной потребности, которая, однако, не осознается участницей и не предъявляется открыто. Процесс стал виден, когда участница построила свою сцену: маленький плачущий ребенок между двумя сильными родителями. Реальное чувство - это жалость к себе, желание получить поддержку от людей. Удовлетворение потребности стало возможно, когда участнице удалось выразить ее напрямую, а не через злость. Если до тех пор остальные участники группы проявляли протест или настороженность, то теперь они почувствовали сочувствие.

Пример 4.
Участница (которую в предыдущем диалоге упрекнули в том, что она «тянет одеяло на себя»): Я хочу задать вопрос. Чем я привлекаю так много внимания? (Участница запахнута в широкий шарф, под шарфом руки теребят что-то механически).
Т: Какая у тебя версия?
Участница: Я не знаю (голову наклоняет немного вперед, смотрит выжидательно). Это пусть тренеры скажут.
Т: 1: Я назову тебе факты, а ты сможешь получить ответ на свой вопрос. (Факты: пришла после всех, когда группа уже начала работать. Единственная из всей группы не сделала поляризацию, то есть встала на черту посередине круга, по времени дольше всех озвучивала свои части).
Участница: Нет, я не хочу. Я не уверена, что они безопасны.
Т: 2: Тогда твоя заявка остается не удовлетворенной: ты задаешь вопрос и отказываешься слышать ответ.
Участница: Что бы я ни сказала, вы все переворачиваете.
Т: 2: В этом и состоит наша работа, мы показываем за содержанием процесс...
Участница: (перебивает) Вы все видите по-своему и….
Т: 2: Сейчас ты прервала меня, не дослушав. Я остановилась. Ты осознаешь, что делаешь? Берешь власть, но не пользуешься ею для удовлетворения своих потребностей, а затем обвиняешь тренеров в том, что остаешься не удовлетворенной. Время идет, и этим самым ты привлекаешь внимание.

Комментарий:
Участница затевает игру (привлекает к себе внимание), в которой должен проигрывать кто-то другой (тренеры, другие участники группы), сама же она берет на себя роль невинной жертвы. Очевидно, что ее больше заботит процесс игры (скрытое удовлетворение неосознаваемой потребности), а не прямое и открытое удовлетворение собственных потребностей и потребностей группы. Она не умеет действовать по-другому, так как обучена в соответствии с женской гендерной ролью - лидировать в игре привлекательности, добиваться своих целей с помощью женских чар. Она берет власть (привлекает к себе внимание, занимает групповое время), а что с этим делать далее - не знает, так как об этом ничего не сказано в ее гендерной (женской) роли. Мужская часть ее вытеснена и проявляется в виде скрытой за упреками агрессии («Что бы я ни сказала, вы все переворачиваете») в адрес тренеров.

Данная минисессия является ярким примером того, о чем говорилось выше: как человек берет власть и что с ней делает. Мы говорили о том, что способность служить и разрешать проблемы в окружающем человека пространстве является основополагающей характеристикой лидера. В противовес данной стратегии значительно чаще встречается позиция «мнимого лидерства», когда человек стремится к власти, но использует ее в деструктивных целях. Тогда мы имеем дело с комплексом, управляемым страхом и компенсаторными амбициями. Как уже было сказано, компенсируется здесь неосознанная и не интегрированная часть личности.

Заключение

Смысловое содержание понятия «лидер», независимо от того, к какой сфере оно относится (политика, наука, управление образование, воспитание ведение домашнего хозяйства), включает общие ценности, которые можно объединить в две группы. Во-первых, это точное знание целей, активность, сила, способность к реализации задуманного. Во-вторых, лидер всегда ориентирован на служение, заботу и желание приносить пользу другим, реализуя в этом самого себя. Первая группа соответствует мужскому, вторая женскому началу в человеке. Поэтому истинное лидерство и самореализация возможны, когда человек способен интегрировать оба аспекта и умеет пользоваться энергией обоих. В современной культуре человек, согласно гендерным моделям, развивает одну из частей, вытесняет другую и при этом не осознает характера их взаимодействия. Вытесненная часть проецируется на окружающих и вовлекает его в отношения, где он опустошает себя и бесцельно расходует энергию.

На примере описанных в статье мини сессий мы показали, как, используя процессуальный подход, можно организовать работу, позволяющую клиентам осознать свои мужскую и женскую части, понять характер их взаимодействия и провести интеграцию.

Литература

1. Зеленский В.В. Толковый словарь по аналитической психологии (с английскими и немецкими эквивалентами). СПб.: Б&К, 2000. 324 с. 2-е расширенное и дополненное издание.
2. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 640 с. (Серия «Золотой фонд психотерапии»).

Ефимкина Р.П., Шухова Н.А. Гендерные аспекты индивидуации и лидерство // Вестник интегративной психологии. 2006. Вып. 4.