Общие закономерности отклоняющегося развития

Настроить шрифт

Вопрос об общих и специфических закономерностях отклоня­ющегося развития был поставлен Л. С. Выготским в начале XX в. в связи с формированием дефектологии как комплексной науки о человеке, включающей разностороннее изучение причин и меха­низмов отклоняющегося развития,

понимание которых является условием разработки научно обоснованных медико-психолого-пе­дагогических коррекционных воздействий.

Междисциплинарная направленность сравнительного изучения вариантов индивидуального развития в норме и при патологии развития в значительной степени способствует выявлению общих и специфических закономерностей и механизмов, лежащих в ос­нове многообразия их проявлений.

––––––––––

1 Дети с данным типом отклоняющегося развития в связи с отсутствием явной органической причины нарушения первоначально не были отнесены к категории аномальных детей. — См. текст 4 «Три типа дефекта».

На протяжении 70–90-х гг. XX столетия накоплен большой объем клинико-физиологических материалов, раскрывающих этио­логию, патогенез и нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе нарушений психических функций при разных формах от­клоняющегося развития. Начиная с 70-х гг. все большее распростра­нение получает нейропсихологический1 анализ отклоняющегося развития (А.Р. Лурия, Э.Г. Симерницкая, Т.В. Ахутина, А.В. Се­менович и др.).

В начале века немецкий психиатр К. Бонгеффер на примере срав­нительного изучения психических расстройств различной этиоло­гии пришел к выводу, что ответных реакций со стороны психики человека гораздо меньше, чем патогенных факторов, поэтому все­гда при любом типе нарушения можно наблюдать значительное количество общих реакций. Данный феномен был назван К. Бонгеффером «экзогенным типом реакции».

В конце XIX в. Дж. Джексоном, английским невропатологом, было разработано учение о послойном строении психической дея­тельности, в котором, в частности, была высказана идея о том, что любое психическое расстройство сопровождается так называ­емыми негативными «минус-симптомами», которые являются симптомами ущерба, изъяна, недостаточности психической дея­тельности на всех ее уровнях. В них в той или иной степени отра­жается специфика нарушения. Вторая группа симптомов — про­дуктивные, представляющие собой менее специфическую реак­цию организма на патогенное воздействие. Клинические исследо­вания позволяют говорить о том, что и продуктивные и негатив­ные симптомы скорее относятся к группе расстройств, имеющих общую этиологию и патогенез. Например, для психических рас­стройств органической природы обязательными негативными сим­птомами будут повышенная истощаемость, склонность к взрыв­ным эмоциональным реакциям, повышенной агрессивности. При нарушениях психогенной природы — это снижение энергетичес­кого потенциала и регрессивное развитие личности. Продуктив­ные, или позитивные, симптомы обусловлены повышенной ак­тивностью сохранных уровней психики с целью преодоления па­тологического состояния. Это могут быть истерические реакции, страхи, повышенное двигательное беспокойство и т.п.

Одним из первых общие закономерности отклоняющегося раз­вития применительно к различным видам психического дизонтогенеза были сформулированы В.И.Лубовским. Основным тезисом является доказательное постулирование наличия трех иерархичес­ких уровней закономерностей отклоняющегося развития.

–––––––––

1 Нейропсихология - отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины и физиологии и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций.

I уровень — закономерности, присущие всем типам дизонтогенетического развития (см. также текст 5).

Текст 5. Абнормальность

«Определение абнормальности часто дается через отрицание: абнор-мальным считается тот, кто не является нормальным. Подобное негатив­ное определение научно несостоятельно, поскрльку не объясняет сущ­ности явления, тем не менее мы считаем полезным привести здесь пере­чень выделенных Э. Сыржиштевой (1972) условий нормального функцио­нирования личности, а также критерии оценки нормальности личности.

Согласно Э. Сыржиштевой, можно выделить следующие условия нор­мального функционирования личности:

  1.  динамическое равновесие между личностью и окружением;
  2. динамическое равновесие различных душевных процессов и дей­ствий, главным образом равновесие потребностей личности;
  3. единый характер определения приоритетности потребностей и выбора жизненно значимых целей, связанных с удовлетворением этих потребностей;
  4. относительная устойчивость структуры личности в процессе ее изменения и развития;
  5. динамическое равновесие между энергетическим потенциалом потребностей личности и расслаблением их напряжения.

Используя данное выше описание условий нормального функциони­рования личности, можно определить различные формы абнормально­сти следующим образом. Это нарушение:

  • динамического равновесия между личностью и окружением, коорди­нации психических процессов и действий;
  • соотношения потребностей, неспособность выбора и постановки жизненно важной цели или целей;
  • единой, относительно стабильной структуры личности в процессе ее изменений и развития;
  • психики как энергетической системы в распределении и плавном расслаблении напряжения (Э.Сыржиштева, 1972).

Упоминаемая выше Э. Сыржиштева приводит 10 основных критериев нормальности, которые И. Кулка (1993) соотносит с особенностями раз­вития аномальных детей, подростков и взрослых.

•  Субъективная удовлетворенность.

Хорошо известно, что субъективная удовлетворенность связана с удов­летворением различных потребностей. Если у аномального ребенка по­требности длительное время не удовлетворяются, то это приводит, есте­ственно, к переживанию неудовлетворенности, более высокая интен­сивность которой может оказывать на развивающуюся личность деструк­тивное влияние.

•  Идентичность.

Хроническое переживание страха, опасений, тревожности, стрессы и различного рода фрустрации могут приводить к нарушению осознания себя, своей идентичности, даже к деперсонализации и формированию неадекват­ной самооценки. Поскольку дети с психосоматическими нарушениями часто оказываются подвержены страхам, фрустрации и стрессам, то это может привести к трудностям осознания идентичности, ее изменениям и нарушениям.

•  Интегральность (целостность).

Поскольку предпосылкой нормального психического развития поми­мо интраиндивидуального равновесия является и динамическое равно­весие между личностью и окружением, именно в этой области могут произойти определенные изменения. Дефект может привести к ряду по­следствий, проявляющихся в дальнейшем в лабильности переживаний и неустойчивости саморегуляции ребенка.

•  Автономность (независимость).

Так как аномальный ребенок или подросток в повышенной степени зависим от своего социального окружения, это может привести к ослаб­лению его автономности. У аномальных детей и подростков к этому часто присоединяется и воздействие протекционистского (покровительственного) воспитания, отрицательно сказывающееся на становлении устойчивого профиля личности.

•  Адекватное восприятие реальности (действительности).

У детей и подростков с сенсорными дефектами и дефектами интел­лекта адекватность восприятия действительности, конечно, не может быть достигнута полностью в силу специфики их нарушений. С другой сторо­ны, всегда существуют предпосылки для компенсации со стороны здоро­вых, неповрежденных органов.

•  Адекватное самопознание, самопереживание и самооценка.

В результате включения защитных механизмов у аномальных детей часто происходит деформация самопознания. Самопереживание носит черты депрессии и повышенной тревожности, что приводит к формиро­ванию комплекса неполноценности, а иногда, наоборот, к сверхком­пенсации. Так как целостность личности аномального ребенка или под­ростка обычно в достаточной мере не достигается, можно наблюдать проявления обеих тенденций одновременно.

• Толерантность1 к фрустрации2

У аномальных детей толерантность бывает снижена, что, несомненно связано с уже упоминавшейся пониженной целостностью личности, с ослабленной автономией, недостатком самодоверия и с недооценкой себя.

–––––––––––––––

1 Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — выносливость, психическая устойчивость при наличии фрустраторов и стрессов.

2 Фрустрация (от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение пла­нов) — вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспри­нимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

• Резистентность по отношению к стрессу.

Пониженная устойчивость к нагрузкам у аномальных детей обуслов лена хроническим накоплением стрессовых ситуаций, которые в суще ственной мере нарушают целостность личности, уравновешенность пси хических процессов и сознательную регуляцию деятельности. Аномальный ребенок склонен к уединению, «уходу в себя», иногда у него может проявляться беспомощность, возникает чувство безысходности, увеличивается тревожность, иногда переходящая в панику, неразрешенные конфликты нарушают целостность личности.

•  Приемлемая социальная адаптация.

У аномальных детей и подростков до вольно часто наблюдается недо­статочная социальная адаптация (плохое приспособление), обусловлен­ная характером их дефекта и связанной с ним ограниченной возможно­стью включения в общественную жизнь. Дефект часто мешает человеку в ежедневной практике, уменьшает возможности найти работу, затрудня­ет его связи с другими людьми и изолирует его от общества.

•  Оптимальное самоутверждение.

Индивидуальное самоутверждение в условиях, затрудняющих в ре­зультате дефекта само существование ребенка, реализовать очень слож­но, поскольку уже из самой сущности дефекта следует определенная недостаточность и несовершенность данностей индивида для жизни.

При более подробном анализе всех указанных критериев нормально­сти выявляется, что они далеко не однозначны. Некоторые из них пере­крывают друг друга, другие — слишком диффузны, а третьи вряд ли можно считать абсолютными. Например, субъективная удовлетворенность является довольно спорным критерием определения нормальности ин­дивида, если она не соответствует жизненной ситуации. Например, со­стояние «быть счастливым» в патогенном окружении свидетельствует скорее о душевном заболевании, чем о нормальности индивида.

Приведем другой пример. Адекватное восприятие реальности в гол-ном согласии с опытом других людей абсолютно всеми людьми привело бы к прекращению всякого прогресса, так как все совершенные круп­ные открытия, напротив, предполагали, что человек сумеет освободить­ся от конвенционных, общепринятых шаблонов мышления и восприя­тия реальности. Подобные возражения свидетельствуют о том, что опре­делить, что такое норма, действительно исключительно сложно». (По­жар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. -М., 1996.-С. 59-63).

Нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации

Как показывают экспериментальные нейрофизиологические и психологические исследования, при любой патологии нарушает­ся «расшифровка» окружающего мира. В зависимости от специфи­ки отклонения искажаются разные параметры окружающей дей­ствительности; так, при сенсорной патологии происходит иска­жение сенсорной информации на этапе ее приема через повреж­денный анализатор, при патология эмоционально-личностной сферы (психопатия, ранний детский аутизм) искажается воспри­ятие, интерпретация и использование социальной информации. Любое обращение со стороны сверстников или взрослых может быть расценено ими как агрессия и сопровождаться соответству­ющими ответными действиями.

Нарушение речевого опосредования

Еще Л.С. Выготским было выдвинуто положение о том, что приблизительно с двух лет речь начинает играть определяющую роль в дальнейшем развитии всех психических процессов. Особен­но большое значение имеет становление регулирующей функции речи, что неразрывно связано как с развитием собственно рече­вой функции, так и лобных отделов головного мозга как мозговой основы произвольности.

Нейрофизиологические исследования показывают, что запаздывание в созревании лобных структур является общей патогене­тической характеристикой ряда дизонтогений, таких, как умствен­ная отсталость, задержка психического развития, ранний детс­кий аутизм и др. При всех отклонениях психического развития в большей или меньшей степени наблюдается дивергенция невер­бального и вербального поведения, что затрудняет нормальное развитие ребенка и требует использования специальных приемов его воспитания и обучения.

Более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности

Любой вид дизонтогенетического развития характеризуется на­рушением нормального психического отражения действительно­сти, полным или частичным выпадением «психического инстру­ментария»: снижены интеллектуальные способности, или выяв­ляется социальная неадекватность, или выпадает какой-либо вид информации (зрительной, слуховой, зрительно-слуховой, дей­ственной) об окружающей действительности. Для того чтобы у ребенка с той или иной патологией развития сформировались столь же полные и адекватные представления о разных сторонах окру­жающей действительности, как это происходит у нормально раз­вивающихся детей, необходимы, безусловно, более длительные сроки и специальные методы.

Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности

Этот параметр появился в последние годы в связи с усилением интеграционных процессов в образовании и со значением, кото­рое стало придаваться развитию социальной компетентности лю­дей, независимо от тяжести и характера имеющихся у них откло­нений.

Данный параметр означает, что любой дефект затрудняет дос­тижение человеком оптимального баланса между возможностью удовлетворения своих значимых потребностей и имеющимися для этого условиями, включая условия как чисто бытовые, например наличие пандусов для въезда на коляске, так и социально-психо­логические — готовность ближайшею социального окружения к общению с такими людьми.

II  уровень — закономерности, характерные для группы дизонтогенетических расстройств (например, возникших вследствие не­доразвитая анализаторных систем — зрительной, слуховой, кож­ной, двигательной) или имеющих в своей основе раннее органи­ческое повреждение головного мозга (умственная отсталость, задержка психического развития церебрально-органического ге-неза и т.д.).

III  уровень — специфические закономерности, присущие кон­кретному виду дизонтогенеза (общему стойкому психическому не­доразвитию по типу умственной отсталости, или искаженному развитию по типу раннего детского аутизма, или дефицитарному развитию вследствие недостаточности зрительного анализатора, и т.д.).

Литература

  1. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6т. — М., 1983. — Т. 5.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология. — М., 1992. — Т. 2.
  3. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. — М., 1985.
  4. Лурия А. Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. — М., 1973.
  5. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихоло­гия. — М, 1996.
  6. Усанова О. И. Дети с проблемами психического развития. — М., 1995,

Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с. С. 37-43.