Рабочая память является главным потенциалом интеллекта человека: именно она определяет его способность работать с информацией, независимо от ее характера.
При выполнении конкретной задачи рабочая память помогает нам держать в голове актуальную информацию и «отключаться» от той, которая в данный момент неактуальна.
Когда в наш мозг поступают раздражители в виде переживаний и волнений, они истощают ресурсы рабочей памяти, которые могли бы быть потрачены продуктивно, и наши результаты снижаются.
Рабочая память сосредоточена в префронтальной коре, которая обрабатывает входящую информацию различных видов. Но установлено, что разные части этой коры «специализируются» на разной информации.
Например, задания вербального характера преимущественно активизируют работу левого отдела префронтальной коры. Причина в том, что у большинства людей за речь отвечает левое полушарие мозга (даже если дело касается запоминания телефонного номера, который вы проговариваете про себя).
И наоборот, задачи, связанные с пространственным мышлением, вроде мысленного изменения положения геометрической фигуры, решаются в правой части префронтальной коры.
Это означает, что, хотя кора головного мозга человека — единое целое, на самом деле ее можно разделить на отдельные блоки, каждый из которых отвечает за работу с конкретным видом информации.
На рисунке снизу темным цветом отмечены участки коры, контролирующие речь и вербальную активность человека (в основном они сосредоточены в левом полушарии).
Более светлым отмечены участки коры, отвечающие за восприятие зрительной информации и пространственное воображение (в основном они сосредоточены в правом полушарии).
Когда стрессовые ситуации порождают тревожные мысли, которые концентрируются преимущественно в вербальной части коры, ее возможности по обработке другой поступающей вербальной информации снижаются.
Одновременное выполнение двух задач в одних и тех же участках коры мозга — более сложная задача, чем их осуществление разными участками. Хотя бы потому, что нейронные ресурсы в первом случае ограниченны. Это объясняет, например, почему решение сложных алгебраических задач чаще вызывает у людей психологические срывы, чем решение геометрических.
Еще более показателен тот факт, что простое изменение формы записи математической задачи может определить, сколько мыслительной энергии направит человек на ее решение и какова вероятность срыва при наличии стрессовой нагрузки.
В целом записанные в строчку математические задачи больше активируют в мозге человека участки, которые отвечают за вербальную активность, чем задачи, записанные в столбик.
Запись задачи в строчку:
32 - 17 =
Запись задачи в столбик:
32
-
17
Когда человек решает записанную в строку математическую задачу, он вербально формулирует промежуточные действия в голове, как если бы читал текст слева направо. А записанные в столбик задачи люди скорее решают в пространственном формате, как на бумаге.
Во втором случае люди представляют себе свои действия такими, какими бы они были при наличии в их руке карандаша. Эти процессы визуализации активируют как раз те участки правой части префронтальной коры, которые действуют, когда мы мысленно меняем положение предмета в пространстве.
Простое изменение формы записи задачи может определить, какая часть вашего мозга включится в работу над ее решением. А это, в свою очередь, иногда существенно влияет на правильность решения задачи в стрессовой ситуации.