Каким образом мы различаем лица людей и предметы? Что происходит при этом в головном мозге?
До сих пор мы объясняли связь между физиологией и познанием в терминах 1) потенциал действия, (2) специализированные области мозга и (3) распределенная активность мозга.
Когда вы видите кого-то знакомого, происходит активация веретенообразной области распознавания лиц (FFA) и ряда других областей головного мозга. Активация всех этих областей позволяет вам узнавать человека и как-то реагировать на него.
Такое описание, хотя и правильное, слишком общее. Мы хотим знать, почему вы можете сказать «Это Борис», а не идентифицировать человека как Николая или Софью. Что такого особенного в электрической активности головного мозга, что выходит за рамки «Это лицо» и представляет конкретное лицо, такое как у Бориса?
Этот вопрос касается репрезентации, и, чтобы начать отвечать на него, давайте рассмотрим, что происходит, когда вы воспринимаете другой стимул – дерево.
Рассмотрение того, как в нервной системе представлено дерево, наводит нас на одно из определений разума, в котором говорится, что разум – это система, создающая представления о мире. Поэтому мы можем действовать внутри этой системы для достижения наших целей.
Применительно к мозгу основная идея этого утверждения состоит в том, что дерево и все остальное, что мы воспринимаем, репрезентированы в коре головного мозга.
Репрезентация — это опосредованное (вторичное, через подобие) отображение в сознании человека образов материальных или идеальных объектов (первообразов), а также их свойств, отношений и процессов.
Рассмотрим, что происходит, когда мы смотрим на дерево. Мы видим дерево, потому что свет, отраженный от него, попадает в глаз, и изображение дерева фокусируется на сетчатке – слое нейронов, выстилающих заднюю поверхность глазного яблока (рис. 2.17).
Важное слово здесь – изображение, потому что именно изображение (созданное светом, отраженным от дерева), а не само дерево, попадает в глаз. Идея о том, что дерево не попадает в глаза, может показаться глупой, потому что она очевидна. Но здесь важна суть: в глаза попадает репрезентация дерева – нечто, что обозначает дерево.
Рис. 2.17. Свет, отраженный от дерева, попадает в глаз и формирует изображение дерева на сетчатке глаза. Это изображение преобразуется в электрические сигналы, которые проходят через заднюю часть глаза по зрительному нерву и в конечном итоге достигают мозга. Наше восприятие дерева основано на информации, содержащейся в этих нейронных сигналах.
Одним из свойств этого представления является то, что, хотя оно может выглядеть как дерево, оно отличается от дерева. Изображение дерева не только меньше, но может быть искажено или размыто из-за оптики глаза.
Это различие между реальным деревом и его изображением становится более значительным примерно через несколько тысячных долей секунды, когда рецепторы сетчатки преобразуют изображение дерева в электрические сигналы.
Далее эти нейронные сигналы проходят через сетчатку, покидают глаз через зрительный нерв, и в конечном итоге достигают основной области восприятия изображений в мозге. Поэтому наше восприятие дерева основано не на прямом контакте с деревом, а на том, как дерево представлено в головном мозге потенциалами действия.
Начальные исследования природы репрезентации привели к предположению, что она может включать нейроны, называемые детекторами признаков.