Первичные сказки 1.2. Назидательные сказки - 1.2.1А. Праведность

Настроить шрифт

1.2.1А. Праведность

В данном типе сказок очень часто встречается мотив раскаяния грешника и его прощения, а также божье воздаяние праведнику за праведную жизнь.

74*. Благодарный лев: всюду следует за человеком, оказавшим ему благодеяние; умирает на его могиле.

285. Ребенок и змея: змея пьет молоко у ребенка; ребенок: «Поешь и хлеба!»

460А. Путешествие к Богу за наградой: герой слышал, что Бог возвращает милостыню десятерицею; он отправляется к Богу и получает награду, узнав ответы на поставленные ему дорогой вопросы.

710. Крестница Богоматери: девушка заглядывает в запретную комнату; отрицает это и становится немой; царь берет ее себе в жены, Богоматерь (колдунья, злая свекровь) скрывает детей; царица признается наконец в своей вине, и дети возвращаются.

750А. Желания: Христос и Петр исполняют три полезных желания гостеприимного бедняка и три вредных для него самого пожелания скупого богача (чтобы лошадь сломала шею и т.д.).

750В. Чудесный нищий: нищий не получает приюта у богатых, ночует у бедняков; велит зарезать единственную корову, вместо которой является множество коров, и т.д.

752. Чудесная молотьба: Христос и Петр ночуют у мужика; за ночлег должны молотить; сжигают солому, остается зерно; крестьянин хочет подражать им, сжигает хлеб и ригу.

755А. Женщина посредством волшебства избегает рождения детей; теряет свою тень, муж прогоняет ее, как грешницу, пока из каменного стола (пола) не вырастет роза.

755В. Священник приводит грешницу в церковь, дети являются и прощают свою мать, на полу вырастают розы (или: дети не прощают ее).

756А. Покаяние пустынника: пустынник, осудивший преступника, должен каяться, пока не прорастут сухие ветви; чудо это происходит, когда ему удается вызвать раскаяние разбойников.

756В. Кумова кровать (Разбойник Мадей): ребенок продан черту; обращается за помощью к куму сатаны (разбойнику и т.п.); добывает в аду расписку, причем кум узнает об ожидающей его страшной кровати; кум сатаны кается и получает прощение.

756С. Два великих грешника: великий грешник (разбойник) кается, получает неисполнимую эпитимию (пасти черных овец, пока они не побелеют; поливать головешки и т.п.); убивает еще более тяжкого грешника и получает прощение.

757. Гордый царь: царь сомневается в истине евангельских слов: «богатые обнищают» и т.п.: он теряет царство, вместо него правит ангел; царь скитается, терпит бедствия и раскаивается; ангел возвращает ему царство.

760.  Мертвец не имеет покоя в могиле: человек сжигает трех своих невест; не находит покоя в могиле; девушка приносит мертвеца к священнику и добывает ему прощение умерщвленных невест.

761.  Жестокий помещик (опойца): служит у черта лошадью; посылает письмо сыну или освобожден сыном.

770*. Ленивый жених для прилежной девушки (и т.п.): Христос назначает хорошую девушку в жены дурному парню (и обратно).

785. Кто съел просвирку? Св. Николай (Петр и т.д.) путешествует со спутником (с попом и пр.); спутник съедает просвирку, но не сознается; св. Николай исцеляет царевну (спутник неудачно подражает ему); при дележе денег спутник признается, что съел просвирку, когда узнает, что съевшему назначается третья доля.

795А*. Ангел на земле: ангел не хочет взять душу из женщины-матери; Бог посылает его на землю, где ангел удивляет людей странными поступками (на кабак молится, а на церковь камни бросает, бранит нищего и т.п.); он объясняет эти поступки и улетает на небо.

795*В. Ангел и пустынник: пустынник сомневается в Божьей справедливости и уходит в мир; к нему присоединяется ангел, который совершает странные поступки (крадет чашу у добрых хозяев и дарит злым, душит ребенка, толкает мальчика в воду и т. д.), потом объясняет эти поступки.

800. Божий крестник: попадает к Богу в гости, занимает Божье место (или заходит в запрещенную комнату) и видит все, что делается на земле; убивает разбойников, неверную жену и т.д.; Бог наставляет его.

802. Радость на небе: при прибытии на небо богача там играют и пляшут, так как это бывает очень редко.

804*. Соломон в аду: пугает чертей тем, что построит церковь, и таким образом спасается из ада.

*804 I. Христов братец: крестовый брат (или крестник) Христа идет к нему в гости (по дороге видит разные мучения и получает вопросы, на которые потом приносит ответы; видит место в раю, приготовленное для него самого, и будущие мучения родителей; возвращается (иногда пробыв 300 лет).

808*. Смерть праведника и грешника: душу праведника принимают ангелы, душу грешника рвут черти.

*809. Добродетельный старик: делает разные добрые дела; дает денег нищему на постройку дома, еще и еще; идет смотреть дом нищего и оказывается в раю.

815. Черти в церкви: умер барин; сапожник сторожит в церкви; приколачивает одного черта к алтарю, получает много денег.

822*. Черт дает деньги в долг: должник приносит деньги, узнает, что черт давно умер; деньги остаются ему.

*827. Три старца: человек (двое, трое) молится неправильно («Трое вас, трое нас, помилуй нас»; или прыгает: «Тебе, Боже — мне, Боже!»); священник учит его правильной молитве; тот забывает молитву и бежит за священником по воде (Л. Толстой: «Три старца»).

*839. Пустынник и черти: чтобы соблазнить пустынника, черти хотят перековать его на молодого или женить; пустынник крестится: вместо кузницы (церкви) оказывается только кол (и т.п.).

*839 I. Странник и бесы: бесы гоняются за странником; мысль о Богородице спасает его.

840А. Ночные видения: прохожий ночует в одном доме; видит, как изо рта мужа змея ползет в рот жены, топор всажен в голову мужа и т.п.; объясняет эти видения несогласиями и непорядками в семье.

841. Лучше полагаться на Бога, чем на царя: царь дает двум нищим по хлебу; надеющийся на царя получает хлеб с золотом; они обмениваются хлебами.

*841 I. Пустынник испытывает справедливость евангельских слов, хочет проверить, правильно ли сказано: «Просите и дастся вам»; идет к царю просить в жены его дочь; царь требует достать чудесный камень; с помощью духа, заключенного в бутылку, и т.п.; пустынник достает камень; отказывается от царевны.

*845. Вавило Московский: святой отшельник хочет узнать, кому он подобен в подвигах; Бог посылает его к скомороху (и т.п.); последний спит на гвоздях, ходит в сапогах с железными гвоздями и т.п.

*845 I. Старец и крестьянин: простой крестьянин так свят, что слышит небесную обедню.

*846. Илья и Никола: Илья хочет наказать мужика (посылает град на его ниву, обещает плохой умолот и т.д.), Никола сообщает о его замыслах мужику и поправляет дело.

*848. Вор и св. Николай: вор, спасаясь, молится св. Николаю; старик заставляет его залезть в падаль, где вор и прячется; старик (оказывающийся св. Николаем) объясняет, что ему от свечи вора было бы так же душно, как вору от запаха падали.

*849А. Крест (образ) — порука: купец берет деньги в долг, выставляя поручителем крест или икону; бросает деньги в бочонке в воду, они сами приплывают к заимодавцу.

849В. Такое же поручительство; деньги в долг берет бедняк, отдать долг не может; богач берет икону, бьет ее и продает; купивший с помощью иконы добивается счастья.

*965. Помощь молитвы: прохожий попадает в дом к разбойнику; разбойник велит ему готовиться к смерти; он молится, с улицы раздается стук в окно и голос, пугающий разбойника.