Первичные сказки 1.2. Назидательные сказки

Настроить шрифт

Содержание материала

1.2. Назидательные сказки

Это сказки религиозно-наставляющего и нравственно-морализаторского толка. Они являются сказочным осмыслением и переложением господствующей религиозно-нравственной концепции и народной мудрости.

В каждом разделе и подразделе структурно-функциональной типологии сказок Наговицына - Пономаревой обозначены сюжеты сказок по Указателю Аарне—Томпсона. Это дает возможность сравнения имеющейся систематизации с предлагаемой моделью. Типология включает в себя:

1) систему параметров, влияющих на формирование и реализацию целевой функции сказки, включая такие, как сфера действия сюжета, герой, объект действия, цель действия и результат. Параметрическая система структурно-функциональной типологии сказок показывает взаимодействие этих параметров и то, как это проявляется в каждом типе сказок. Эта система является инструментом для анализа сказочного материала и ориентации в выборе для актуальных ситуаций;

2) Классификатор структурно-функциональной типологии сказок. Он содержит сжатую рубрикацию Типологии по всем уровням структурирования;

3) характеристическое описание структуры Типологии в пределах трех классов сказок: первичных, вторичных, псевдосказок. В каждом из них выделяются жанры, которые могут иметь в себе типы, подтипы, разряды и разделы. По каждому уровню систематизации даются пояснения, имеющие методическое назначение, о составе и содержании (кроме случаев отсутствия необходимости).


1.2.1. Божья Воля

Сказки этого рода связаны с идеальным религиозным прообразом поведения. Примером или участником сюжета часто является сам Бог или его посланец. Например, сказки о путешествии св. Петра и Иисуса Христа, где св. Петр пытается схитрить и бывает наказан. Посрамленным хитрецом может быть и третье лицо. Аналогично героем может быть любое значимое лицо в господствующей религиозной концепции: Будда, Магомет, тот или иной бог и т.д. Основной идеей данного типа сказок является прощение Богом раскаивающихся, наказание нераскаявшихся грешников и Божье воздаяние за праведную жизнь.

В Указателе Аарне—Андреева такие сюжеты не зафиксированы.


1.2.1А. Праведность

В данном типе сказок очень часто встречается мотив раскаяния грешника и его прощения, а также божье воздаяние праведнику за праведную жизнь.

74*. Благодарный лев: всюду следует за человеком, оказавшим ему благодеяние; умирает на его могиле.

285. Ребенок и змея: змея пьет молоко у ребенка; ребенок: «Поешь и хлеба!»

460А. Путешествие к Богу за наградой: герой слышал, что Бог возвращает милостыню десятерицею; он отправляется к Богу и получает награду, узнав ответы на поставленные ему дорогой вопросы.

710. Крестница Богоматери: девушка заглядывает в запретную комнату; отрицает это и становится немой; царь берет ее себе в жены, Богоматерь (колдунья, злая свекровь) скрывает детей; царица признается наконец в своей вине, и дети возвращаются.

750А. Желания: Христос и Петр исполняют три полезных желания гостеприимного бедняка и три вредных для него самого пожелания скупого богача (чтобы лошадь сломала шею и т.д.).

750В. Чудесный нищий: нищий не получает приюта у богатых, ночует у бедняков; велит зарезать единственную корову, вместо которой является множество коров, и т.д.

752. Чудесная молотьба: Христос и Петр ночуют у мужика; за ночлег должны молотить; сжигают солому, остается зерно; крестьянин хочет подражать им, сжигает хлеб и ригу.

755А. Женщина посредством волшебства избегает рождения детей; теряет свою тень, муж прогоняет ее, как грешницу, пока из каменного стола (пола) не вырастет роза.

755В. Священник приводит грешницу в церковь, дети являются и прощают свою мать, на полу вырастают розы (или: дети не прощают ее).

756А. Покаяние пустынника: пустынник, осудивший преступника, должен каяться, пока не прорастут сухие ветви; чудо это происходит, когда ему удается вызвать раскаяние разбойников.

756В. Кумова кровать (Разбойник Мадей): ребенок продан черту; обращается за помощью к куму сатаны (разбойнику и т.п.); добывает в аду расписку, причем кум узнает об ожидающей его страшной кровати; кум сатаны кается и получает прощение.

756С. Два великих грешника: великий грешник (разбойник) кается, получает неисполнимую эпитимию (пасти черных овец, пока они не побелеют; поливать головешки и т.п.); убивает еще более тяжкого грешника и получает прощение.

757. Гордый царь: царь сомневается в истине евангельских слов: «богатые обнищают» и т.п.: он теряет царство, вместо него правит ангел; царь скитается, терпит бедствия и раскаивается; ангел возвращает ему царство.

760.  Мертвец не имеет покоя в могиле: человек сжигает трех своих невест; не находит покоя в могиле; девушка приносит мертвеца к священнику и добывает ему прощение умерщвленных невест.

761.  Жестокий помещик (опойца): служит у черта лошадью; посылает письмо сыну или освобожден сыном.

770*. Ленивый жених для прилежной девушки (и т.п.): Христос назначает хорошую девушку в жены дурному парню (и обратно).

785. Кто съел просвирку? Св. Николай (Петр и т.д.) путешествует со спутником (с попом и пр.); спутник съедает просвирку, но не сознается; св. Николай исцеляет царевну (спутник неудачно подражает ему); при дележе денег спутник признается, что съел просвирку, когда узнает, что съевшему назначается третья доля.

795А*. Ангел на земле: ангел не хочет взять душу из женщины-матери; Бог посылает его на землю, где ангел удивляет людей странными поступками (на кабак молится, а на церковь камни бросает, бранит нищего и т.п.); он объясняет эти поступки и улетает на небо.

795*В. Ангел и пустынник: пустынник сомневается в Божьей справедливости и уходит в мир; к нему присоединяется ангел, который совершает странные поступки (крадет чашу у добрых хозяев и дарит злым, душит ребенка, толкает мальчика в воду и т. д.), потом объясняет эти поступки.

800. Божий крестник: попадает к Богу в гости, занимает Божье место (или заходит в запрещенную комнату) и видит все, что делается на земле; убивает разбойников, неверную жену и т.д.; Бог наставляет его.

802. Радость на небе: при прибытии на небо богача там играют и пляшут, так как это бывает очень редко.

804*. Соломон в аду: пугает чертей тем, что построит церковь, и таким образом спасается из ада.

*804 I. Христов братец: крестовый брат (или крестник) Христа идет к нему в гости (по дороге видит разные мучения и получает вопросы, на которые потом приносит ответы; видит место в раю, приготовленное для него самого, и будущие мучения родителей; возвращается (иногда пробыв 300 лет).

808*. Смерть праведника и грешника: душу праведника принимают ангелы, душу грешника рвут черти.

*809. Добродетельный старик: делает разные добрые дела; дает денег нищему на постройку дома, еще и еще; идет смотреть дом нищего и оказывается в раю.

815. Черти в церкви: умер барин; сапожник сторожит в церкви; приколачивает одного черта к алтарю, получает много денег.

822*. Черт дает деньги в долг: должник приносит деньги, узнает, что черт давно умер; деньги остаются ему.

*827. Три старца: человек (двое, трое) молится неправильно («Трое вас, трое нас, помилуй нас»; или прыгает: «Тебе, Боже — мне, Боже!»); священник учит его правильной молитве; тот забывает молитву и бежит за священником по воде (Л. Толстой: «Три старца»).

*839. Пустынник и черти: чтобы соблазнить пустынника, черти хотят перековать его на молодого или женить; пустынник крестится: вместо кузницы (церкви) оказывается только кол (и т.п.).

*839 I. Странник и бесы: бесы гоняются за странником; мысль о Богородице спасает его.

840А. Ночные видения: прохожий ночует в одном доме; видит, как изо рта мужа змея ползет в рот жены, топор всажен в голову мужа и т.п.; объясняет эти видения несогласиями и непорядками в семье.

841. Лучше полагаться на Бога, чем на царя: царь дает двум нищим по хлебу; надеющийся на царя получает хлеб с золотом; они обмениваются хлебами.

*841 I. Пустынник испытывает справедливость евангельских слов, хочет проверить, правильно ли сказано: «Просите и дастся вам»; идет к царю просить в жены его дочь; царь требует достать чудесный камень; с помощью духа, заключенного в бутылку, и т.п.; пустынник достает камень; отказывается от царевны.

*845. Вавило Московский: святой отшельник хочет узнать, кому он подобен в подвигах; Бог посылает его к скомороху (и т.п.); последний спит на гвоздях, ходит в сапогах с железными гвоздями и т.п.

*845 I. Старец и крестьянин: простой крестьянин так свят, что слышит небесную обедню.

*846. Илья и Никола: Илья хочет наказать мужика (посылает град на его ниву, обещает плохой умолот и т.д.), Никола сообщает о его замыслах мужику и поправляет дело.

*848. Вор и св. Николай: вор, спасаясь, молится св. Николаю; старик заставляет его залезть в падаль, где вор и прячется; старик (оказывающийся св. Николаем) объясняет, что ему от свечи вора было бы так же душно, как вору от запаха падали.

*849А. Крест (образ) — порука: купец берет деньги в долг, выставляя поручителем крест или икону; бросает деньги в бочонке в воду, они сами приплывают к заимодавцу.

849В. Такое же поручительство; деньги в долг берет бедняк, отдать долг не может; богач берет икону, бьет ее и продает; купивший с помощью иконы добивается счастья.

*965. Помощь молитвы: прохожий попадает в дом к разбойнику; разбойник велит ему готовиться к смерти; он молится, с улицы раздается стук в окно и голос, пугающий разбойника.


1.2.1В. Совершение греха

Наказание грешника осуществляет Бог, апостолы или ангелы непосредственно. Целый комплекс сказок связан с наказанием со стороны черта. Иногда воздаяние совершает тот, против кого был направлен грех.

751. Скупая хозяйка: не хочет большой хлеб или пирог отдать нищим (Христу).

751А. Превращается в черного дятла.

751В. В наказание должна кормить двух змей.

*751 I. Скупые хозяева (или разбойники): дом их проваливается; остается печь с рукавицами нищего и т.п.

*751 II. Бог в гостях: приходит к богачу не из церкви, а в виде нищего; богач не признает его и обходится с ним грубо.

753. Христос (или черт) и кузнец: Христос (черт) отрезает у лошади ноги, чтобы подковать ее; перековывает старуху (старика) и делает ее молодой; кузнецу не удается сделать то же.

*758. Убийца родителей: муж убивает отца и мать по наущению злой жены; души родителей прощают его, родители жены попадают в ад.

*762. Смерть скупого: скупой глотает деньги, умирает; черт вытряхивает из него деньги и уносит тело.

765. Мать хочет убить своих детей: отец спасает и скрывает их; через много лет они появляются, мать умирает от ужаса.

*765 I. Наказанная детоубийца: девушка убивает своих незаконных детей (троих); три змеи сосут ее грудь.

*766А. Дети дурно обращаются с матерью; барин берет ее к себе; дом детей проваливается.

*766В. Сыновья не хотят кормить мать; хотят продать ее, мать к ним прирастает.

*767. Наказание за двоеженство: женатый офицер женится, привозит новую жену домой; законная жена отравляет ребенка соперницы, а та отравляет ее и закапывает живой в могилу; чудесно переносится в церковь, затем к матери; офицер встречает ее живой и сходит с ума.

*790. Мышонок в миске: муж с женой порицают Адама и Еву за то, что они нарушили заповедь и потеряли рай; Бог назначает им испытание: не смотреть, что находится в закрытой миске; они открывают миску, из нее убегает мышонок: они нарушили заповедь.

791. Петр и Христос на ночлеге: скупая хозяйка бьет Петра, лежащего с краю; Петр меняется местами с Христом и ложится к стене; хозяйка опять бьет его, думая, что теперь достается другому.

796*. Ангелы на крыше вдовы: барин дает вдове деньги; через год вместо ангелов оказываются черти: вдова забыла Бога.

*796 I. В богатстве правды нет: добрый бедняк получает богатство; становится скупым и гоняет нищих.

801. Сапожник на небе: не довольный ничем сапожник прогнан с неба, так как и здесь не перестает ворчать, когда видит у одной телеги двух лошадей спереди и двух сзади.

804. Грешная мать: сын получает позволение вытащить душу матери из ада (на соломинке, на луковке и т.п.); другие души хватают мать за ноги, она толкает их и падает с ними назад.

*816. Портрет черта: крепостной живописец, по приказу барина, рисует портрет черта; рисует в бане, не смотрит на него и приносит барину; барина находят мертвым.

820. Черт на сенокосе: работает вместо поденщика; злой приказчик и т.п. должен косить до тех пор, пока не умирает.

821.  Черт-свидетель (или адвокат).

821А. Человек напрасно обвинен в краже; черт уносит судью из зала суда.

821С*(1186). Черт и неправедный судья: странствуют вместе; про судью говорят: «Черт бы тебя взял!»; черт уносит его.

825. Черт в Ноевом ковчеге: узнает о постройке ковчега от жены Ноя; не велит ей входить, пока Ной не помянет черта («иди, черт с тобой!»).

*826. Праведник в церкви: человек не ходит в церковь, но так свят, что может ходить по воде; заходит однажды в церковь, видит черта, записывающего грехи, смеется над ним и на обратном пути погружается в воду.

831. Жадный поп: хочет отнять у старика (или старухи) клад; надевает на себя шкуру с рогами; она прирастает к нему.

839. За одним грехом — другие: черти соблазняют пустынника выпить вина, после чего он совершает блуд и кражу.

840*С. Судьба на том свете: мужик видит лампадки-жизни людей; переливает из жениной лампадки в свою, перетаскивает угли из-под своего котла к жениному; должен замаливать свой грех.

*842 I. Кафтан с золотом: неправедные деньги возвращаются к чертям (нищий скопил деньги, после смерти его на них куплена свинья, свинья скачет в реку, в огненное колесо с грешниками).

*905. Соломон и его неверная жена: жена бежит от Соломона к другому; Соломон находит ее, она прячет его в сундук, затем показывает новому мужу; Соломон на виселице, играет в рожок (три раза), вызывает свое войско; спасается, казнит жену и ее мужа.

*936. Золотая гора: герой нанимается к богачу в работники; тот везет его к золотой горе, поит сонным зельем и зашивает в труп животного; птицы уносят труп на гору; работник добывает и сбрасывает золото, хозяин оставляет его на горе; работник спасается и позже сам проделывает то же самое с хозяином.

940. Месть женихов: гордая девушка заманивает трех женихов, не знающих друг о друге, на кладбище; они мстят, выдав живодера за сына губернатора и сделав его женихом девушки.


1.2.2. Судьба

Религиозной составляющей подобных сюжетов является судьба, в ряде случаев определенная Богом. В них напрямую говорится о взаимоотношениях человека со своей судьбой. Например, сказки о лекаре, которому Смерть или иная сила дала возможность исцелять любые недуги, если нет специального указания на непреложность смерти больного или исполнение судьбы при любых обстоятельствах.


1.2.2А. Предопределенность судьбы

В данном типе сказок судьба рассматривается как что-то неизменное, единожды данное, на что человек повлиять не может. В таких сюжетах часто встречается мотив предсказания «жизненной доли», то есть того, что на роду написано.

Другой разновидностью являются истории о счастье, которое «плывет в руки» человека просто так, без особых его на то заслуг. При этом они отличаются от сюжетов, в которых помощник немотивированно помогает герою («По щучьему веленью», «Иван Царевич и Серый Волк» и др.), поскольку, во-первых, там присутствует этот самый помощник, во-вторых, не подразумевается предопределенность.

Реже встречается сюжет о человеке, который что бы ни делал — судьба против него.

332. Смерть-кума: солдат (бедняк) делается доктором с разрешения Смерти; Смерть стоит в ногах у больного, кровать или больного поворачивают, чтобы Смерть оказалась в головах и больной по уговору мог вылечиться.

460В. Путешествие к судьбе (счастью, солнцу): бедняку ничто не удается; он отправляется к судьбе и получает ответы на заданные дорогой вопросы.

461. Марко Богатый: по предсказанию бедняк должен стать наследником богача; богач старается его погубить, но письмо с приказанием убить бедняка подменено, и бедняк становится зятем богача; богач посылает его на тот свет и т.п., где герой получает ответы на заданные ему дорогой вопросы; богач становится перевозчиком.

652. Счастливое дитя: ребенку предсказано, что всякое желание его будет исполнено; слуга похищает ребенка и обвиняет мать в том, что она съела его, и т.п.; благодаря мальчику слуга богатеет; мальчик узнает тайну, мстит похитителю, обратив его в собаку, и доказывает невинность матери.

715. Петух и жерновцы: барин крадет чудесные жерновцы у старика со старухой; петух кричит об этом; его бросают в колодец, он выпивает всю воду; бросают в печь — заливает огонь; барин велит зажарить его и съедает, он кричит в теле барина; возвращает жерновцы.

*716. Ослиные уши (Уши Мидаса): у царя ослиные уши; цирюльник узнает об этом, но должен хранить тайну под угрозой смерти; он говорит об этом земле (или воде); вырастающее дерево (тростник) разглашает тайну.

720. «Мать меня убила, отец меня съел»: мачеха убивает пасынка и дает съесть отцу; останки мальчика превращаются в птицу, которая приносит жернов и убивает мачеху; мальчик оживает.

725. Нерассказанный сон: мальчик не хочет рассказать свой сон отцу и даже царю; после разных приключений, победив врагов, получает руку царевны; сон его сбывается; отец пьет воду, которой он мыл ноги, и т.п.

736. Счастье и богатство: бедняк получает кусок олова и дает его рыбаку с условием, что получит первый улов; в сети — рыба с драгоценным камнем во внутренностях.

780.  Чудесная дудочка: сестры убивают младшую сестру (или брата) и хоронят ее; на могиле вырастает тростник (и т.п.), дудочка из которого открывает убийство.

781. Детоубийца: царевна (мачеха, отец) убивает своего ребенка; юноша узнает язык птиц; птица поет; останки лежат под деревом и т.д.

834. Предназначенный клад.

834А. Богач ищет клад, находит навоз, дохлую собаку и т.п.; бросает находку в окно бедняку, она превращается в деньги.

834*В. Клад не дается в руки другому; деньги в дупле дерева; дерево подплывает к берегу богатого, он отталкивает его, бедняк — вытаскивает; деньги положены в хлеб или пирог и отнесены богачу, богач отсылает его обратно и т.п.

840*В. Судьба на том свете: добродетельный человек, разбойник и вор и т.п. хотят узнать свою судьбу; идут по трем дорогам, ночуют в разной обстановке (один в хорошем доме, другой в лесу во время бури, третий в воде и т.п.); такова и будет их судьба на том свете.

*871. Смелая девушка: ищет горя; теряет дорогу в лесу; охотник ложится с ней спать, держит ее за косу; она отрезает косу и уходит; охотник — княжеский сын притворяется больной девушкой, созывает всех девиц к себе, узнает ночевавшую с ним и женится на ней.

873. Царь и купеческая дочь: царь обманом овладевает девушкой; у нее родится сын, отправляется в столицу; в него влюбляется дочь царя, проникающая к нему по подземному ходу; царь узнает об этом, велит казнить героя, но узнает в нем сына.

930.  От судьбы не уйдешь: сыну бедняка предсказано, что он будет наследником богача; богач покупает его, хочет погубить, бросает в лесу или в море и т.п.; мальчик воспитывается у мельника (в монастыре и т.д.), богач вновь встречает его, берет к себе и отправляет к жене с: письмом; письмо подменено, юноша женится на дочери богача; богач приказывает погубить его в смоляной яме (и т.п.), но гибнет сам.

931. Кровосмеситель (Андрей Критский): при рождении мальчика предсказано, что он убьет отца и женится на матери; родители бросают его в воду; тем не менее предсказание исполняется.

*9311. Страдать лучше смолоду: молодые супруги получают возможность выбрать страдания смолоду или под старость; по желанию жены, они выбирают первое; неизвестный барин увозит жену и бросает мужу шапку золота, ворон уносит это золото; муж нанимается в чужом городе в работники, находит на срубленном дереве свою шапку, затем находит и жену.

*931 II. Евстафий Плакида (О львице): враг увозит его жену (или: царь прогоняет жену, несправедливо обвинив ее в измене), лев похищает сына и воспитывает его, другой сын попадает на воспитание к чужим людям; на войне сыновья встречаются, затем соединяются все вместе.

932*. Смерть от грозы: царевичу предсказано, что его убьет гроза; отец запирает его в подземелье; однажды, во время отсутствия царевича, гроза разбивает подземелье в знак того, что от судьбы не спрячешься.

*932 I. Смерть в колодце: девушке предсказана смерть в колодце, когда ей исполнится семнадцать лет; об этом знает кум, который приказывает в этот день затянуть колодец кожей; девушка выходит гулять, падает на кожу и умирает.

*934. Предназначенная жена: царевич узнает, что ему назначена в жены девушка «в гноище»; ударяет ее саблей по животу и убегает; она от удара выздоравливает, становится красавицей, царевич женится на ней.

*934 I. Всякому своя доля.

*934 IA. Мужик ищет счастья, встречает человека, который строит судьбу людей (соединяя палочки по парам); мужик выбирает мешок себе по силам — это оказывается его прежняя доля.

*934 IB. Солдат, попавший на службу вместо других, узнает, что каждому назначена своя доля.

935. Счастье на чужбине: младший из трех братьев — мот; поступает на чужбине в военную службу, посылает отцу много денег, добивается счастья и женится на царской дочери.

*937. Деньги — зло: трое находят деньги; двое убивают третьего, не желая делиться с ним, но сами отравляются принесенной им провизией.

945. Ум и Счастье: спорят, кто сильнее; испытание: умный крестьянин попадает на эшафот; Счастье его выручает.

960. Тайное убийство (Ивиковы журавли): умирающий обращается к ковылю-траве с просьбой раскрыть убийство; через много лет убийца смеется при виде травы, рассказывает свою тайну жене, она доносит на него.

961*. Палка-улика: человек думает, что убил разбойника, забывает на месте драки свою палку; через несколько лет находит эту палку в одном доме, владельцем которого оказывается тот разбойник.

*9611. Дорогой подожок: прохожий убивает разбойника, берет его палку (подог) и идет за его собакой; родители разбойника узнают его подожок и радуются смерти сына, предлагают прохожему деньги; он отказывается от денег, берет только подожок, но в подожке оказывается золото.


1.2.2В. Человек — хозяин судьбы

Этот вид объединяет сказки, в которых предусматривается возможность влияния на судьбу через правильное или неправильное поведение. При этом нередки сюжеты о том, как «злая доля» переходит от «хорошего» бедняка к «плохому» богачу.


1.2.2В.1. Воздействие на судьбу

В сказках данного типа человек напрямую воздействует на судьбу, как в итальянской сказке «Злая судьба» или в русских сказках о Лихе Одноглазом.

735. Две доли: два брата — бедняк и богач; Счастье богатого советует бедняку искать его Счастье под кустом; бедняк находит свое Счастье, становится торговцем, богатеет.

*735 II. Горе: бедняк запирает свое Горе (Лихо) и богатеет; богатый брат из зависти выпускает Горе, но оно привязывается к нему, а не к прежнему бедняку.

*955 II. Женщина-разбойница: девушка-невеста убегает с брачного ложа, переодевается в мужское платье, становится атаманом разбойничьей шайки; позже приходит в дом мужа в гости и открывается ему.


1.2.2В.2. Спасение души от черта

Герой или его душа запроданы черту, но он спасается благодаря правильному поведению. От предыдущего варианта данный тип сказки отличается тем, что зачастую герой спасает прежде всего свою душу. Специфика их и в том, что герой оказывается во власти черта по воле рока или по недоразумению, но находит способ победить душегуба.

810. Сети злого духа: священник велит запроданному провести ночь в церкви и очерчивает круг вокруг него; черту не удается выманить его из круга.

*810 I. Священник и черт: черти требуют дочь священника; должны за ночь построить церковь; священник заставляет петуха пропеть раньше времени.

*810 II. Запроданный злому духу: родители зашивают его в течение трех ночей в собачью, затем в баранью, затем в козлиную шкуру; черт не может найти его.

811.  Запроданный черту: становится священником и спасается.

812А. Запроданный черту: спасается, отгадав загаданную чертом загадку, решение которой он узнал в лесу.

812В*. Запроданный спасается, ответив на вопросы черта: «Что есть один, два, три?» и т.д. (или за него отвечает ангел и т.п.).

*813. Неосторожное слово («Черт бы тебя взял!» и т.п.).

*813А. Проклятая дочь: человек хочет хоть от черта получить невесту; получает девушку, которая была унесена чертом вследствие неосторожного слова матери.

*813В. Проклятый внук (и т.п.): старуха проклинает молодого парня на свадьбе; его уносит черт; жена идет за ним и вымаливает его у чертей.


1.2.3. Поучительные сказки

Эта категория включает сюжеты с отчетливо выраженным морализующим характером. Их задача — показать правильные, то есть принятые и господствующие, одобренные господствующей моралью и религиозной доктриной социальные нормы и способы выхода человека из сложных ситуаций. В качестве героя может выступать как человек, так и растение, предмет или животное, метафорически олицетворяющие тот или иной тип личности. В сказках с заменой человека на любой неантропоморфный образ фигурирует ярко выраженная метафора.


1.2.3А. Основы религии и морали

Этот род сказок особенно характерен для восточных стран, более всего распространен в культурах с преобладанием буддизма, даосизма и подобных мировоззренческих взглядов. В европейских странах такие сказки редки и порой трудно узнаваемы, так как тайный смысл их почти никогда не ясен не посвященному в него читателю / слушателю: «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят» и т.д. В частности, в «Курочке Рябе» простое яичко олицетворяет смысл честной жизни по Божьим законам, а золотое — рай, утерянный Адамом и Евой по происку дьявола — Змея (в сказке — мышь или ведьма).

75.  Мышь и лев: мышь спасает льва из сетей, перегрызши веревки.

76. Волк и журавль: журавль достает из пасти волка кость и просит за труд; волк: «Скажи спасибо, что цел остался».

77. Рога и ноги оленя: олень любуется рогами, бранит ноги; бежит от охотников, запутывается рогами в чаще.

85. Мышка и птичка: ведут сообща хозяйство; однажды меняются обязанностями, и все делается плохо.

100. Волк в гостях у собаки: выпил слишком много и поет, несмотря на предостережения собаки; его убивают.

101. Собака и волк: волк, по уговору с собакой, похищает ребенка (овцу) и дает собаке отнять его; за это старая собака получает пропитание от хозяев.

102. Собака-сапожник: волк заказывает ей сапоги, собака съедает материал (корову, свинью и т.п.).

*106. Волк и свинья: волк заедает свинью.

110. Звонок для кошки: мыши покупают звонок, но никто не осмеливается повесить его на шею кошке.

111. Мышь рассказывает кошке сказку; кошка: «Так и я съем тебя».

116. Медведь на возу: его принимают за попа (генерала) (Некрасов: «Генерал Топтыгин»).

117.  Медведь опускает лапу: ударяет лошадь по спине.

118.  Лев и лошадь: лев боится лошади, так как она копытом выбивает искры из камня; медведь (волк) грозится съесть лошадь, лев поднимает его и при этом душит.

*119. Собака подражает медведю (волку): копает землю лапами, бросается на кобылу; погибает.

120. Кто раньше увидит восход солнца: лиса отправляется на холм, лицом к солнцу, свинья — на низкое место, спиной к солнцу; солнце показывается на вершинах деревьев, свинья видит его.

*122 I. Волк, овца и лиса: овца дружится с лисой; волк хочет содрать шкуру с овцы, лиса заставляет его поцеловать «присягу» (капкан).

123. Волк и козлята: в отсутствие матери волк съедает семерых козлят; коза распарывает ему брюхо (поздняя добавка).

156. Заноза в лапе медведя (льва): женщина вытаскивает занозу и получает в награду коровью ногу и т.п.

*171. Снегурушка и лиса: лиса доставляет старику и старухе оставленную подругами в лесу Снегурушку.

203. Кто больше съест? Овца состязается с лошадью; лошадь побеждает.

210А. Петух, курица, иголка и пр. путешествуют: останавливаются на ночлег, утром доставляют хозяину всякие неприятности (игла колет его и т.д.).

210*В. Верлиока: старик, селезень, веревочка, колотушка и желудь наказывают Верлиоку за смерть старухи и внучки.

220В. Суд орла над вороной: ворону судят за разные бесчинства и наказывают (иногда наказывают затем других птиц, по навету вороны).

221. Выборы царя птиц: хотят выбрать того, кто взлетит всех выше: королек прячется в оперении орла и оказывается выше его; решают выбрать того, кто спустится всех глубже в землю: королек залезает в мышиную нору.

222*В. Мышь и воробей: мышь и воробей заводят общее хозяйство, затем ссорятся; из-за этого начинается война птиц со зверями, в которой ранят орла.

*241 III. Курочка снесла золотое яичко: мышка разбила, старуха плачет, за ней плачет старик, за ним дьячок и т. д., и т.д.

*244 I. Журавль и цапля: журавль сватается к цапле, она отказывает ему; передумавши, цапля идет к журавлю, но он от нее отказывается; так они и ходят без конца.

248А. Собака и дятел: человек убивает собаку, друга дятла; дятел мстит, отнимая у человека лошадь, имущество и, наконец, жизнь.

248*В. Вместо птицы убивают человека (старика, старуху): птица садится человеку на голову, по голове ударяют цепом.

277*. Лягушки просят царя: получают в цари чурбан, журавля.

295. Пузырь (боб), соломинка и лапоть (уголь): переходят реку; лапоть переламывает соломинку и падает в воду; пузырь лопается со смеху.

*297. Война грибов: боровик созывает грибы на войну; все отказываются, кроме груздей.

*298 I. Спор мороза с морозом: один мороз заморозил барина в медвежьей шубе; другой предлагает ему заморозить бурлака, выпившего водки; неудача.

842*. Честная копейка: не тонет на воде и доставляет счастье.

893. Испытание друзей: человек, зарезав свинью (теленка и пр.), говорит друзьям, что убил человека, и просит спрятать труп; все прогоняют его, только один старый друг оказывается верным.

*894. Кто лучший друг человека? Человек думает, что лучшим другом его является жена; разбойник (черт) доказывает ему, что жена легко может изменить мужу и даже соглашается убить его; верный друг — собака.

*895. Жена в ларце: муж убеждается в неверности своей жены; опечаленный, он отправляется странствовать и встречается с другим мужем, которого жена обманула еще худшим образом; затем они встречают человека (богатыря, духа), который возит с собой свою жену в ларце, чтобы предохранить себя от измены; жена во время сна мужа приглашает к себе странников (или в ларце оказывается любовник).

910А. Ум от бедствий: не посещай часто друзей, не женись на девушке из далекой местности (и т.д.); герой делает наоборот и узнает мудрость этих советов.

910В. Три слова: муж, по совету жены, продает ее изделия за три совета (и т.п.): пошел, так иди; замахнись, а не ударь; железо дороже золота и т.п.; с помощью этих советов достигает счастья.

910D. Умирающий богач велит сыну повеситься, если тот растратит имущество; сын растрачивает все, хочет повеситься на балке в сарае (и т.п.); крыша падает вместе с золотом, которое спрятал там отец.

910С. «Обдумай, прежде чем начинаешь работу»: подкупленный заговорщиками цирюльник должен брить царя; прочитав на стене упомянутое изречение, он открывает заговор царю.

915. Мудрые советы: мать (отец) дает советы выходящей замуж дочери (сыну); при буквальном исполнении этих советов (никому не кланяйся, а пусть тебе все кланяются; каждую неделю надевай новые сапоги и т.п.) дело идет плохо; родственник (сама мать и пр.) объясняет истинный смысл этих советов (выходить раньше всех на работу и т.д.).

920. Сын царя (Соломон) и сын кузнеца (пастуха): дети подменены; в играх детей Соломон берет на себя роль царя; проявляет мудрость.

951В. Отправляются воровать; вор подслушивает заговор против царя и сообщает об этом царю.

952. Царь и солдат: солдат идет к царю с жалобой; вместе с царем (которого не знает) попадает к разбойникам; убивает разбойников и спасает царя; узнает в царе своего спутника.

*981 I. Дворец из костей птиц: по желанию жены царь хочет построить дворец из костей птиц; одна птица не является, а затем, явившись, сообщает, что она считала, кого больше — мужчин или женщин, и женщин оказалось больше, так как те, кто слушается женщин, сами хуже женщин; царь отменяет свое приказание.

*981 II. Все женщины одинаковы: человек выражает желание завладеть чужой женой; она (или муж ее) доказывает ему, что все женщины одинаковы, только платье или внешность разные (как одинаково вино в разных сосудах или яйца в разной скорлупе и т.д.).

*981 III. Царь и мужик (Дамоклов меч): царь убеждает мужика в том, что царская жизнь на ниточке держится (мужик спит на мягкой постели, но над головой его повешен меч).


1.2.3В. Образцовые отношения в семье

К этому роду сюжетов относятся сказки притчевого характера о нормах семейного поведения (например, о верной жене / невесте — обычно относимые к бытовым) и их антиподы — изобличающие жадных, лживых и глупых жен/невест, наказываемых героем.

145. Скупая невеста: жених является в гости и обнаруживает ее скупость.

*875 II. Хитрая девушка: царевич под видом старика забирается к двум сестрам на ночь; третья сестра искусно избавляется от него; царевич посылает к ней сватов, венчается с ней и хочет в первую же ночь зарубить ее; она подставляет вместо себя куклу; они мирятся.

880А. Жена выручает мужа: муж хвастается своей женой; посажен в тюрьму; жена переодевается в мужское платье, сватается за царевну, убегает вместе с мужем.

880*В. (888). Царица-гусляр: муж посажен в темницу; жена переодевается гусляром, входит в милость вражеского царя; получает в награду мужа-пленника; муж возвращается домой, сердится на жену, которая будто бы не хотела помочь ему; истина раскрывается.

*880 I. Жена выручает мужа: отпускной солдат обыгрывает генерала, женится на генеральский дочери; затем проигрывает все свои деньги и возвращается к родителям бедняком; жена, отыграв проигранное, находит мужа.

881. «Про весь белый свет»: купеческий сын женится на царевне (и т.п.); ее пытаются соблазнить; муж бьет жену и думает, что убил ее; врач вылечивает ее и хочет завладеть ею; она убегает в мужском платье; становится царем, велит вывесить свой портрет на видном месте и т.п.; виновные обнаруживаются и наказаны, царица соединяется с мужем.

*881 I. Кто великодушнее? Мальчик и девочка обручены в детстве; девушку отдают за другого, она просит мужа отпустить ее к прежнему жениху, муж отпускает; она попадает к разбойникам; атаман, узнав ее историю, отпускает ее, с условием зайти к нему на обратном пути; прежний жених отсылает ее обратно к мужу; атаман, узнав об этом, не хочет брать награды; девица возвращается к мужу и живет с ним, как с братом.

882А. Спор о верности жены: герой спорит с купцом и т.п. о верности своей жены; купец обманом достает доказательство неверности (кольцо); муж покидает родину, жена следует за ним в мужском платье; все разъясняется.

882*В. Верная жена (Рыцарь за прялкой): муж уезжает на чужбину; жена дает ему рубашку, на которой в случае ее измены появится черное пятно, и т.п.; трое знакомых мужа пытаются соблазнить жену, но она запирает их в подвал (и т.п.) и заставляет прясть (кто не работает, тот не получает пищи).

883. Оклеветанная девушка: во время отъезда отца дядя хочет соблазнить девушку; это не удается, он клевещет на нее; отец поручает сыну убить сестру; она спасается, выходит замуж за царевича; слуга (офицер и т.п.) пытается соблазнить ее, она убегает в мужском платье; благополучный конец.

884А. Покинутая невеста: царевич покидает свою невесту, чтобы по желанию отца жениться на другой; прежняя невеста со своими спутницами вступает к нему на службу в мужском платье; испытание пола; царевич женится на прежней невесте.

*884 I. Покинутая жена: царевич покидает свою жену, оставив ее беременной; сын ее отправляется в чужие страны и находит своего отца, который узнает его по оставленному кольцу, и т.п.

885. Бедный жених: родители заставляют девушку обручиться с другим; юноша неузнанный приходит на свадьбу, священник в шутку венчает его с девушкой, он открывается.

885*. Мнимо умершая: девушка любит молодца, отдана за другого; умирает, затем оживает и соединяется с прежним женихом.

886. Откровенная невеста: девушка не может скрыть, что на ней хочет жениться юноша; из-за этого он ищет другую невесту; во время венчания первая невеста говорит, что все еще любит юношу; у новой невесты вырывается признание, что у нее было семеро детей и она сумела это утаить; юноша женится на прежней невесте.

887. Терпеливая жена (Гризельда): царь (барин) женится на простой девушке; она обещает быть всегда покорной и довольной; он испытывает ее: грубо обращается с ней, приказывает убить детей, выбирает себе новую жену и т.д.; в конце концов объясняет жене, что все это было лишь испытанием.

*887 I. Купленная жена: юноша жалуется: «Ум есть, а денег нет»; покупает на деньги жену, которая учит его заделать драгоценные камни в кирпичи (и т.п.) и увезти эти кирпичи в подарок царю; он получает награду.

889. Верный слуга: хозяин бьется об заклад с соседом о верности своего слуги; слугу посылают в дом соседа, где его поят пьяным и т.д.; слуга пасет жеребцов (и т.п.); сосед теряет заклад.

891. Муж возвращается на свадьбу своей жены: в отсутствие мужа жена принуждена избрать себе нового мужа; прежний муж возвращается (иногда благодаря помощи лешего и т.п.); во время свадьбы и открывается жене.

900. Гордая невеста: царевна высмеивает всех женихов; отец в наказание отдает ее в жены нищему; гордость ее унижена (она торгует горшками и т.п.); нищий оказывается царевичем, над которым она смеялась.

901А. Укрощение строптивой: младшая из трех сестер строптива; муж ее застреливает свою собаку и лошадь за непослушание, бьет посуду и т.п.; делает жену послушной; испытание, чья жена всех послушнее.

901*В. Исправление ленивой: муж заставляет ленивую жену работать («кто не работает, тот не ест»); наказывает тещу за дурные советы (пашет на ней) и угощает тестя за хорошие.

*901 I. Исправление строптивой жены: сердитая барыня (царица) перенесена во сне на место сапожницы (и т.п.), а са-пожница на ее место; сапожник укрощает барыню.

902А*. Ленивая жена: показывает мужу все одну и ту же пряжу; муж берет ее на свадьбу голой, завернутой лишь в сноп соломы; она исправляется.

902*В. У жены нет даже рубашки; муж несет гуся, жена думает, что это белая рубашка; муж говорит: «Это гуска»; жена: «Ничего, что узка».

*914. Купленный ум: жена просит мужа привезти ей вместо подарка ум; он покупает у пьяницы «ум в узелке», находит в узелке старое платье и переодевается нищим; возвращается на родину, заходит к жене и к любовнице, убеждается в любви к нему первой и в неверности второй; отказывается от любовницы.

1350. Любящая жена: муж притворяется мертвым; жена тотчас готова выйти замуж за доставившего ей это известие или начинает плясать.

*1350 I. Как звали мужа? Жена забывает, как звали только что умершего мужа, поп: «Подумай, не придет ли на ум?» — «Так и есть, Наум».

1352*. Неутешная вдова: печалится о муже; новый жених предлагает ей выбить камнем зубы умершего, она соглашается; жених бросает ее.

1370. Ленивая жена: сваливает вину на кошку, которая-де не работала; муж бьет кошку, жена должна держать ее, кошка царапается.

*1370 I. Ленивая жена: не хочет прясть; муж притворяется мертвым, жена обматывает его нитками вместо одежды; муж бьет ее.

*1370 I. Ленивая баба: засорила подойник так, что молоко не течет.

*1371. Искусная жена: уговаривает мужа украсть белой муки на пироги; муж боится, что кража будет раскрыта; жена: «Я испеку белые пироги хуже ржаных — не узнают».

1415. Мена: муж меняет лошадь на корову, корову на свинью, свинью на гуся и т.д., в конце концов получает иголку и т.п., или у него ничего не остается; однако жена не сердится, и он выигрывает пари.

1455. Жестокосердная невеста: будущий свекор переодевается нищим; жестокосердие невесты обнаруживается.


1.2.3С. Правильное и неправильное поведение

В сказках данного типа имеется противопоставление социально правильного и неправильного поведения с явно поучающей целью. Носителем неправильного поведения может быть богатый и жадный сосед, властитель, старший брат, сестра и т.д., которые по сюжету сказки наказываются, порой даже лишаются жизни. Например, старший брат Али-Бабы, мачехина дочь в «Морозко». Герой демонстрирует образец поведения и вознаграждается некими внешними силами.

*312 I. Брат спасает от змея и т.п. сестру и братьев: сестра унесена змеем (вороном и т.п.); старшие братья ищут ее, погибают; младший брат спасает сестру и оживляет братьев.

362. Доброта черта: черт помогает работнику, другой работник из зависти вешается; так черт получает свою плату.

480. Мачеха и падчерица.

480А. Падчерица роняет веретено в колодец, должна отправиться за ним; дорогой доит корову, трясет яблоню и т.п.; служит у колдуньи и получает подарок (золото в ларце и т.п.); родная дочь хочет также получить подарок, но все делает плохо и получает плохой подарок (огонь в ларце и т.п.) или ее убивают.

480*В. Падчерицу везут в лес; Морозко награждает ее за кротость и вежливость, родная дочь погибает.

480*D. Падчерица в лесу (в бане и т.п.); заставляет лешего (черта и пр.) носить ей по одной разные вещи, проводит время до пения петухов; родная дочь погибает.

480*Е. Девушка ласково и внимательно обходится с котом, яблоней, березкой, печью, дверьми и т.п.; они помогают ей бежать от Бабы Яги (и унести похищенного мальчика); грубая девушка погибает (или ей не удается унести мальчика).

480*F. Падчерицу посылают за огнем к Бабе Яге; с помощью чудесной куколки она выполняет трудные поручения Бабы Яги и получает огонь; мачеха и ее дочери погибают.

511. Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка: Двуглазка должна пасти скотину, голодает; корова и др. доставляет ей пищу; сестры подсматривают и корову убивают; вырастает чудесное дерево, плоды с которого может рвать лишь Двуглазка; она становится женой царевича.

613. Правда и Кривда: один человек выкалывает другому глаза; слепой подслушивает разговоры чертей (и т.п.), возвращает себе зрение и богатеет; другой также выкалывает себе глаза, черти его разрывают.

620. Подарки: гордая сестра отказывается помочь старухе; получает в подарок дворец и становится царицей, но за гордость изгнана; другая сестра получает подарок, приносящий ей счастье.

676. Два брата и 40 разбойников (Али-Баба): бедняк видит, как разбойники входят внутрь горы; говорит, как и они: «откройся» («Сезам, откройся» и т.п.), берет из горы золото; богатый брат хочет сделать то же, убит разбойниками; разбойники пытаются найти ограбившего их бедняка, наконец проникают в его дом в бочках (будто бы с маслом), но девушка-служанка губит разбойников.

1451. Прилежная и ленивая невесты: прилежная девушка делает себе платье из льна, брошенного на пол ленивой невестой; жених выбирает прилежную девушку себе в жены.

1452. Выбор невесты: жених выбирает ту девушку, которая лучше всех режет сыр.


1.2.3D. Правильное поведение в экстремальной ситуации

Героя сказки чаще всего хотят съесть ведьмы, людоеды, великаны, медведи, чудовища, змеи, убить разбойники и т.д. Целый цикл сказок принадлежит сюжету о том, как черт пытается убить встречного человека. При этом демонстрируются удачные и смешные разрешения смертельно опасных ситуаций. Правильное поведение героя сводится в основном к предусмотрительности, хитрости, смелости, сноровке, терпению, пониманию скрытой сути вещей, доброте, но иногда — к жестокости и обману. В случаях с женскими персонажами чаще всего предусматривается доброта и незлобивость.

Задачей героя в сказках такого типа (в отличие от инициационных) является не добыча чего-либо, а спасение от опасности, иногда — и уничтожение врага. От сказок, содержащих героическую победу над злом в результате прямого поединка, эти сюжеты отличаются тем, что показывают, как с помощью ума и сноровки можно одолеть более сильного противника.

43. Ледяная и лубяная хатка: лиса строит ледяную хату; летом хочет прогнать медведя (зайца и т.п.) из лубяной хаты.

56*С. Лиса грозится съесть птенцов дрозда; дрозд вытаскивает ее из ямы, кормит и поит; должен насмешить лису: выдает ее собакам.

*61 II. Кот, петух и лиса: в отсутствие кота лиса уносит петуха; кот догоняет ее и отнимает петуха.

103. Кот и дикие животные: кот нагоняет страх на медведя, волка и т.д.

104.  Война домашних животных с дикими: кошка поднимает кверху хвост, дикие звери думают, что это ружье, и убегают.

115. Лиса и лошадь: голодная лиса напрасно ждет, когда у лошади упадет губа (яйцо).

125. Напуганные волки: бегут от барана, показывающего из мешка волчью голову.

126*. Напуганные волки бегут от овцы (кота и т.п.): «Вчера я съела семь волков, сегодня съем восьмого».

130. Зимовье (ночлег) зверей: звери прогоняют врага (волка, разбойника), пытающегося проникнуть в их дом (или в дом, занятый ими).

151. Медведь учится играть на скрипке: человек зажимает ему лапу; таким же образом обманывают других животных; они хотят мстить, но неудачно.

152. Мужик, медведь, лиса (заяц) и слепень: мужик «пежит» медведя раскаленным железом, ломает ноги лисе, втыкает соломинку в слепня.

153. Выхолащивание медведя: чтобы стать сильным, медведь должен подвергнуться холощению; он требует, чтобы человек сделал то же с собой, человек посылает вместо себя жену.

158. Звери в санях у лисы: съедают запряженного в сани бычка.

*160 I. Медведь и старуха: старуха спасается от медведя, обещая ему «крепушку», «теплушку» и «потомбалку»; потом толкует эти обещания.

212. Коза луплена: отнимает дом у зайца; разные животные помогают зайцу, выгоняет козу петух (пчела).

225. Журавль учит лису летать: с вышины бросает ее на землю, она разбивается.

226. Гусь учит лису плавать: отряхает перья, лиса падает в воду.

227. Лиса и гуси: гуси просят лису позволить им помолиться перед смертью; начинают гоготать и гогочут, пока не приходят люди.

228. Синица и медведь: синица топорщит перья, чтобы стать величиной с медведя; влетает в ухо медведю, медведь умирает.

229.  Ястреб и бекас: ястреб боится клюва бекаса.

230. Воспитание большеголовой и большеглазой птицы: узнав о возрасте питомца, воспитывающая его птица убивает его.

*242 I. Ворона и рак: ворона хватает рака, летит с ним над морем; рак вызывает ее на разговор, ворона роняет его обратно в воду.

327А. Брат и сестра у колдуньи: родители ведут детей в лес; дом из пряников; колдунья откармливает мальчика, хочет зажарить его, но сама попадает в печь; ее богатства достаются детям.

327В. Мальчик-с-пальчик у великана: мальчик с братьями попадает к великану (людоеду); ночью меняет платья своих братьев и дочерей великана; великан убивает дочерей, братья спасаются.

327С. Ивашка (Жихарко и пр.) и ведьма: ведьма (лиса) заманивает к себе мальчика, подражая голосу матери; хочет зажарить его, в печь попадает ее дочь, а затем и сама она.

*485А. Борма-ярыжка: по поручению царя отправляется в Вавилонское царство за короной; похищает корону, сжигает змей, посланных в погоню; попадает к одноглазому великану, ослепляет его и убегает из пещеры под брюхом барана; приживает с дикой женщиной ребенка, бросает ее (она разрывает ребенка пополам); помогает льву, который доставляет его домой; вопреки запрещению льва, пьяный хвастается своей поездкой; в оправдание показывает льву силу хмеля, напоив его пьяным.

953*. Отец с сыном у разбойников: пока отец спит, сын поодиночке убивает всех разбойников.

955. Жених-разбойник: разбойник сватает девушку; она попадает в дом к разбойникам, видит, как убивают другую девушку, и уличает жениха с помощью отрубленного пальца или кольца.

*955 I. Женщина у разбойников; женщина с детьми, заблудившись, попадает к разбойникам, где их угощают человечьим мясом; ее мальчика варят в котле, она убегает, дорогой прячется, доносит властям.

956А. Человек у разбойников: заперт в комнату, где висит много трупов; когда разбойники приходят, он отрубает одному за другим головы и берет их сокровища.

956В. Девушка и разбойники: девушка, оставшись одна дома, замечает спрятавшегося разбойника и убивает его; товарищи убитого являются сватать ее, увозят к себе; девушка спасается.

957. Медведь и разбойники: разбойники нападают на дом, медведь пугает их.

959. Спасение от разбойника и т.п.

959А*. Девушка видит разбойника под кроватью; она чешет волосы у окна и говорит: «Когда я выйду замуж, муж придет из трактира и схватит меня за волосы; я крикну: "На помощь!"»; на крик ее прибегают люди.

959*В. Младший из четырех братьев попадается татарину; он просит позволения спеть песню и песней вызывает на помощь братьев.

*966. Хозяин-грабитель: хочет ограбить старика, несущего деньги барину; старик приказывает грабителю сесть на столб и вынимает у него зубы; грабитель не может сойти с места, пока старик его не прощает.

*967. Полесник и разбойники: десять разбойников захватывают полесника; сын-мальчик помогает ему развязать веревки, он убивает атамана, затем обрушивает потолок бани на остальных разбойников.

*992. Купеческая дочь и дворник: у девушки умирает спрятанный под кроватью любовник; хоронит его по ее просьбе дворник, требующий затем в награду денег, и т.д.; наконец он вызывает ее к пьяной компании в трактир; она сжигает трактир со всеми присутствующими в нем.

Наговицын А.Е., Пономарева В.И. Типология сказки. - М.: Генезис, 2011. - 336 с. -
(Сказкотерапия: теория и практика).

Поделиться ссылкой