Первичные сказки 1.1. Инициационные сказки - 1.1.3В. Расколдование (женский тип героя сказки)

Настроить шрифт

1.1.3В. Расколдование (женский тип героя сказки)

Идеей таких сказок (и собственно инициацией героя) является умение увидеть настоящее под внешним обликом. В ряде случаев главный персонаж через правильное поведение компенсирует ранее нанесенный себе ущерб, как, например, в сказке «Безручка». Герой, а чаще всего героиня сказки проявляет выдержку и терпение перед смертельной опасностью, когда будущий брачный партнер выступает как опасное существо или кажется таковым. В подобных сюжетах воспеваются положительные качества женщины, которые она должна проявлять после свадьбы: терпение, чистота, правдивость, трудолюбие и стойкость перед трудностями и опасностями, сострадание и доброта. Этот тип сказки, по-видимому, имеет древние шаманские корни, восходящие к брачным связям шамана (героя) с различными богами и духами, которые могут принимать как зооморфный, так и антропоморфный облик.

410. Спящая царевна: все царство усыплено злой колдуньей; царевич проникает во дворец, целует девушку и освобождает всех от сна.

425А. Амур и Психея: девушка отдана чудовищу, превращающемуся ночью в красавца; она хочет взглянуть на него при свете, муж исчезает; она ищет его.

425С. Аленький цветочек: младшая из трех сестер просит отца привезти ей в подарок цветок; должна стать женой медведя (змея и т.п.), который превращается в царевича.

426. Две девушки, медведь и карлик: девушки впускают в дом медведя; спасают от смерти неблагодарного карлика; медведь убивает карлика и превращается в царевича: он был заколдован карликом.

428. Царевич-волк: девушка на службе у колдуньи, поручающей ей невыполнимые задачи, и, наконец, доставить другой колдунье письмо, в котором заключается требование убить девушку; ей помогает волк, превращающийся затем в царевича; он женится на девушке.

430. Царевич-осел (козел): девушка освобождает его от чар, становится его женой.

431. Лесной дом: три девушки одна за другой попадают в лес, где находят старика, петуха, курицу и корову; старшие сестры брошены в погреб, младшая кормит животных; они освобождаются от чар: старик оказывается царевичем, животные — его слугами; он женится на девушке.

432. Финист-Ясный сокол: царевич в виде сокола посещает девушку; вследствие хитрости мачехи ранит себя в окне; девушка находит и исцеляет его.

433.  Царевич-змея (рак и т.п.).

433А. Змея уносит царевну к себе; девушка поцелуем освобождает юношу от чар.

433В. Бездетная царица родит сына, покидающего дом в виде змеи; девушка освобождает его от чар.

440. Царевич-лягушка: девушка обещает исполнять желания лягушки в колодце; лягушка у дверей, за столом, в постели; превращается в царевича.

442. Царевич-дерево: девушка освобождает от чар царевича, превращенного в дерево колдуньей; добывает у колдуньи волшебное кольцо; свадьба.

451. Братья-вороны (лебеди): царица дает сыновьям знак, родился ли у нее мальчик или девочка; сыновья скрываются; девочка срывает 12 цветов, братья превращаются в воронов; она должна 7 дет оставаться немой, чтобы освободить их; живет в лесу; царевич находит ее и женится на ней; ее хотят сжечь, как колдунью, но в последний момент срок кончается.

406. Дочь-людоедка: у супругов родится ребенок, пожирающий всех, кроме царя; последнему удается разрушить чары, людоедка превращается в обыкновенную девушку и выходит за него замуж.

706. Безручка: брат (отец) отрубает девушке руки; она становится женой царя; изгнана вследствие клеветы; исцеляется и вновь принята мужем.

870. Царевна в подземелье (в башне): король запирает свою дочь в подземелье; умирает; она копает землю и выбирается, становится служанкой в королевском замке, должна заменить невесту на свадьбе царевича; разговаривает с лошадью своего отца и т.п., царевич узнает в ней свою прежнюю невесту и женится на ней.

Наговицын А.Е., Пономарева В.И. Типология сказки. - М.: Генезис, 2011. - 336 с. -
(Сказкотерапия: теория и практика).