Первичные сказки — изначально созданные в этом жанре — составляют большой класс сказочного материала. В структурно-функциональной типологии они имеют в шифре первую цифру 1.
1.1. Инициационные сказки
Эти сказки часто определяются как волшебные, но из-за неоднозначности критерия «волшебности» мы вынуждены от него отказаться. В рассматриваемых сюжетах герой мотивируется на покидание родных мест и отправляется добывать или возвращать некие ценности, например, брачного партнера. В процессе поиска и борьбы он внутренне и внешне преображается, то есть проходит инициацию, и, как следствие, меняет свой социальный статус. Функция поиска позволяет выделить три основных структурных признака предмета исканий: 1) волшебная вещь/помощник, 2) знания и умения, 3) брачный партнер.
В каждом разделе и подразделе структурно-функциональной типологии сказок Наговицына - Пономаревой обозначены сюжеты сказок по Указателю Аарне—Томпсона. Это дает возможность сравнения имеющейся систематизации с предлагаемой моделью.
Классификатор структурно-функциональной типологии сказок содержит сжатую рубрикацию Типологии по всем уровням структурирования.
1.1.1. Поиск сокровища (волшебного предмета или помощника)
В сказке речь идет о поиске или получении героем предмета или помощника. Предметом, который добывает герой, является некая диковинка, необходимая сама по себе, или в качестве актуального средства (лекарство от смерти, например). В первом случае задание добыть предмет поиска, как правило, вынужденное: героя или под страхом смерти принуждают к походу, или шантажируют лишением наследства и т.п. Во втором случае побудительной причиной поиска является желание/необходимость спасти кого-то или помочь: достать живую воду, молодильные яблоки, жар-птицу, волшебного коня, волшебного слугу и т.д.
Данный вид сказок связан с «приращением» племенного богатства и возможностей, а также с повышением социального статуса героя после его внутреннего преображения. Модератором фиксации нового статуса является само племя или «царь».
1.1.1А. Поиск сокровища как цель
Герой в результате совершения правильного поступка с помощью полученной или найденной диковинки увеличивает свой личный статус и возможности. Само сокровище является целью поиска, так как расширяет возможности героя. Этот вид сказок включает, по Аарне—Андрееву (звездочки и римские цифры рядом с номерами сказок означают дополнительные или пропущенные сюжеты в классификации Аарне, а латинские прописные буквы — подтипы сказок):
305. Лекарство для царя: юноша убивает змея и приносит его сердце, кровь из которого может вылечить царя; знатный господин завладевает сердцем и получает царевну; наконец, истина выясняется.
328. Мальчик похищает у нечистого (великана) сокровища: по навету врагов, должен достать коня, чудесный фонарь и т.д.; наконец, нечистый умирает.
331. Дух в бутылке: человек освобождает нечистого из бутылки (и т.п.) и получает в награду чудесное лекарство или способность превращать камень в золото (и т.п.); снова заманивает нечистого в бутылку.
551. Молодильные яблоки: сыновья едут за яблоками и т.п. для отца; добывает их младший брат благодаря чудесной помощи; братья завладевают яблоками и бросают младшего брата в яму и т.п.; он спасается, царевна признает в нем отца своих детей.
563. Чудесные дары: человек получает (от Ветра и т.п.) чудесную скатерть-самобранку, чудесную козу (коня и т.п.), рассыпающую золото; эти подарки подменивают у него обыкновенными скатертью и козой; чудесная дубинка избивает похитителя и заставляет вернуть прежние подарки.
564. Чудесные дары (двое из сумы); богатый сосед подменивает первый подарок (чудесную суму, доставляющую все, что угодно); второй подарок (такая же сума, но избивающая похитителя) заставляет его вернуть первый.
565. Чудесная мельница: мелет все, что угодно; ее похищают у героя, но похититель не может остановить ее (мельница мелет слишком много муки и т.п.), благодаря чему настоящий владелец получает мельницу обратно; мелет соль в море,
566. Рога: герой получает волшебные предметы (кошелек-самотряс, ковер-самолет и пр.); царевна завладевает этими предметами; герой находит ягоды, от которых вырастают рога, и ягоды, придающие красоту; с помощью этих ягод выручает у царевны свои предметы.
567. Чудесная птица: кто съест ее голову, станет царем, кто съест сердце (и т.п.), — станет богачом (будет плевать золотом и т.п.); любовник одной женщины хочет съесть птицу, но съедают ее дети; один становится царем, другой — богачом; царевна перенимает у второго брата его чудесное свойство, но он возвращает себе его.
569. Сумка, шляпа и рожок (и т.п.): младший из трех братьев находит волшебный предмет (сумку, скатерть и т.п.), меняет его на другой (рожок, дудку и т.п.) и с помощью нового предмета возвращает себе первый; с помощью своих предметов ведет войну с царем и т.п.
592. Чудесная скрипка: герой получает чудесную скрипку, карты и ружье; слушающие скрипку пляшут в терновнике; когда его судят, судьи пускаются в пляс при его игре.
1.1.1В. Находка сокровища как средства достижения цели
При вспомогательной роли сокровища в качестве диковинок могут быть ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка и т.д., необходимые в первую очередь для добывания или освобождения невесты или жены, реже матери или сестры и т.д. Они наделяют героя некими магическими свойствами, расширяя его возможности. При этом помощник героя часто является такой же вещью, которая увеличивает его ресурсное поле. В ряде случаев помощник обладает собственной волей и желаниями, но действует в интересах хозяина.
1.1.1В.1. Находка сокровища — предмета
Вспомогательным средством для достижения цели является волшебный предмет, увеличивающий возможности самого героя.
304. Охотник: у него чудесное ружье, из которого он убивает великанов, желающих похитить царевну; из дворца, где все спят, он берет разные предметы, с помощью которых доказывает принцессе, что он ее спаситель; офицер, приписывающий спасение принцессы себе, наказан.
306. Ночные пляски: царевна каждую ночь отправляется к нечистому и пляшет с ним; герой с помощью шапки-невидимки отправляется за ней; получает в награду ее руку.
400А. Муж ищет исчезнувшую или похищенную жену: волшебные предметы или животные помогают (в начале часто рассказывается о девушках-лебедях, голубках и т.п.).
400*В. Царь-девица: герой обручается с царь-девицей, но трижды просыпает свидание с ней, усыпленный врагом; царь-девица исчезает, он отыскивает ее с помощью животных или волшебных предметов.
405. Иоринда и Иорингель: колдунья превращает девушку в птицу; юноша с помощью волшебного предмета возвращает ей прежний образ.
518. Обманутые лешие: лешие (черти, великаны) дерутся из-за волшебных предметов (шапка-невидимка и пр.); герой завладевает ими и помогает царевичу выполнить предложенные ему задачи.
560. Волшебное кольцо: герой получает от спасенной им змеи, и т.п., волшебное кольцо и женится на царевне; царевна похищает кольцо, благодарные животные (кошка и собака) возвращают его герою.
561. Лампа Алладина: герой добывает, по указанию волшебника, чудесную лампу (и т.п.); с ее помощью он становится мужем царевны; волшебник похищает лампу, но герой возвращает ее с помощью другого волшебного предмета (кольца и т.п.).
570. Заячий пастух: с помощью чудесной дудки собирает зайцев; получает руку царевны.
571. Диво-дивное, чудо-чудное: все прилипают к волшебному предмету или животному (гусю, свинье и т.д.): поповы дочери, жена, поп, мужик и т. д.; при виде этого зрелища смеется царевна, более знатный жених отвергнут.
575. Деревянный орел: спор о том, кто изготовит самый чудесный предмет; мастер делает деревянного орла; царевич летает на этом орле в башню к царевне, скрытой от мужчин; его ловят и хотят казнить, он улетает с места казни вместе с царевной.
576. Волшебный нож: юноша похищает нож из разбойничьего дома, убивает им разбойников и добывает себе невесту; побеждает соперников.
580. Любимец женщин: в младшего из трех братьев влюбляются все женщины; он получает от трех женщин три волшебных предмета, позволяющих ему хорошо жить; вдова царя влюбляется в него и становится его женой.
585. Веретено, станок и игла: царевич хочет жениться на девушке, самой бедной и самой богатой в одно и то же время; у бедной девушки есть чудесный подарок: веретено, приводящее к ней царевича, игла, украшающая комнату, и т.д.
590. Царевич и браслеты: мачеха угрожает царевичу смертью; он находит два браслета, придающие ему силу; в приключениях ему помогают два льва; мачеха, овладев браслетами, велит выколоть ему глаза; он исцеляется, мачеха наказана.
591. Горшок-вор: крестьянин меняет свою корову на горшок, добывающий ему от богатого соседа хлеб, пиво, деньги и т.д.
593. Чудесный камешек: по совету старухи, молодой нищий отвечает на все вопросы только словом «Благодарю»; кладет в золу маленький камешек: все прикасающиеся к золе (дочь, жена, поп и т.д.) твердят одно слово, пока он не освобождает их от чар; он женится на дочери хозяина.
610. Целящее яблочко: старик проклинает яблоки старших братьев (они превращаются в лягушек, червей и т.п.) и придает исцеляющую силу яблоку младшего; он исцеляет царевну и становится ее мужем.
611. Дары карлика: сын одного купца помолвлен с дочерью другого; за спасение одного ребенка в море он получает волшебные дары, между прочим, волшебную мазь; он исцеляет царевну (царя) и побеждает врагов; возвращается домой богачом и женится на своей невесте.
*6111. «Пиковый валет»: сосватанные дети; отец жениха в море находит карту, из которой выходят духи, служащие ему; с помощью этих духов сын богатеет, прельщает подарками свою бывшую невесту и женится на ней.
612. Оживленная неверная жена: муж велит опустить себя с женой в могилу; видит, как змея с помощью трех листьев оживляет другую; таким же образом он оживляет жену, жена платит ему изменой; его убивают, товарищ оживляет его, он оживляет царевну и наказывает жену.
707. Чудесные дети (Царь Салтан) царь выбирает себе невесту; царица рождает чудесных (золотых и т.п.) детей; их подменивают, царица изгнана, она живет с детьми на острове и т.п.; разные диковинки (кот-баюн, чудесное дерево и пр.) привлекают к ним царя.
1.1.1В.2. Находка сокровища — помощника или советчика
Это сокровище может выступать в вещном качестве или же в виде жены, друга, слуги.
1.1.1В.2.1. Получение помощника или советчика как вещи
В этом случае для получения помощника герой должен «сделать доброе дело», как правило, связанное с воздержанием и самопожертвованием, то есть пройти внутреннюю инициацию. Такими помощниками очень часто оказываются благодарные звери, детенышей которых герой не съел во время голода или спас от смерти. Собственно, сама инициация героя происходит в момент самоотречения и получения помощника или советчика. Дальнейшее развитие сюжета происходит как бы само собой при минимальном участии героя.
302. Кощеева смерть в яйце: герой превращается во льва, муравья (и т.д.) или с помощью благодарных животных добывает смерть Кощея и освобождает невесту. 316. Русалка: герой, обещанный русалке, уведен ею в воду; его жена освобождает его от власти русалки с помощью советов старухи.
315А. Звериное молоко: сестра (мать) по совету змея (черта и пр.) притворяется больной, просит брата принести звериного молока; хочет погубить брата, но запертые звери освобождаются и спасают его.
508А. Благодарные мертвецы дарят герою своих коней для борьбы с врагами (змеями). 508В. Мертвец исполняет трудные задачи (построить церковь и т.п.).
510А. Золушка: покойная мать или животные помогают девушке; она посещает дворец в роскошных платьях и оставляет на крыльце свой башмачок; по башмачку ее находят. 512. Прогнанная сестра: старшие сестры прогоняют младшую; по совету старика она отправляется служить во дворец; старик и дальше дает ей добрые советы; девушка становится невестой царевича, старик добывает ей дворец. 513В. Летучий корабль (или корабль, плавающий по воде и ездящий по земле).
515. Пастушок: находит три предмета (башмак, шапку и др.) и отдает их мальчику, девушке и старику, которые помогают ему вернуть исчезнувшую царевну; он получает ее руку.
559. Несмеяна-царевна: нужно рассмешить царевну; это удается простому работнику (за ним ухаживают благодарные животные); более знатный жених терпит поражение.
946. Балдак Борисьевич: добывает для царя у султана коня златогривого (и пр.); султан требует виноватого; дочери султана стараются отметить Балдака (золотыми волосами на голове и т.п.), но он те же приметы устраивает всем своим товарищам; младшая дочь кладет тайную примету, и Балдак захвачен в плен; на виселице он играет три раза в рожок и вызывает своих товарищей, которые спасают его.
1.1.1В.2.2. Получение помощника или советчика в качестве жены, друга, слуги
Герой в силу правильного поведения находит волшебного помощника, обладающего собственной волей и желаниями. Царевна или царство чаще всего — награда герою, а не его самоцель, так как инициатива в получении исходит от самого помощника.
329. Елена Премудрая: герой три раза прячется от нее с помощью животных (или старика, или старухи): в дереве, в желудке рыбы, в оперении птицы (и т.п.); наконец, прячется за волшебным зеркалом (в волшебной книге и т.п.); царевна его не находит, он получает ее руку.
360. Договор трех юношей с чертом: они получают деньги; хозяин гостиницы убивает человека, а обвиняют в убийстве юношей; они обязались говорить всегда только: «мы трое», «за деньги», «так и надо»; черт спасает их от виселицы; вешают вместо них хозяина, душу которого черт и получает.
361. Неумойка: солдат заключает договор с чертом, должен 7 лет не мыться и не чесаться; получает много денег, женится на младшей из трех сестер, так как старшие отказываются от него; сестры от зависти вешаются, черт получает две души вместо одной.
475. На службе в аду: человек топит котел (в котле его прежние хозяева); в награду получает сумку сора, превращающегося в золото; хозяин гостиницы крадет у него золото, он возвращает его с помощью черта.
500. Румпельштидьцхен (Том-Тит-Тот): девушка должна отдать злому духу своего ребенка (за помощь ей), если не угадает его имя; она узнает это имя от слуги, подслушавшего его песенку.
505. Благодарный мертвец: с помощью мертвеца юноша получает царевну и дворец, обманув царя.
506. Благодарный мертвец.
506А. Герой выкупает (освобождает из рук разбойников) из плена царевну; его бросают в море, другой выдает себя за спасителя; с помощью мертвеца все выясняется; мертвец предлагает герою разделить царевну пополам.
507А. Царевна тайком посещает нечистого; она поручает жениху добыть перчатку, туфлю и т.п. (или загадывает соответствующие загадки и т.п.), наконец — уста или голову, которые она целовала; мертвец-помощник отрубает нечистому голову; предлагает разделить царевну пополам.
507В. Все женихи царевны погибают; мертвец-помощник убивает змея, являющегося в брачную комнату; юноша становится мужем царевны; мертвец предлагает разделить царевну пополам.
507С. Женихи царевны погибают; мертвец убивает змею, выползающую из ее уст в брачную ночь; юноша становится мужем царевны; мертвец предлагает разделить царевну пополам.
508. Благодарный мертвец: помогает похоронившему его человеку жениться на царевне.
516. Верный слуга: царевич влюбляется в портрет царевны; ее увозят (на корабле); слуга слышит об угрожающих царевичу опасностях и предупреждает их; рассказав об этом, превращается в камень; оживлен кровью детей царевича.
519. Слепой и безногий (Дядька Катома): слуга помогает царевичу жениться (борется за него с невестой и т.д.) и укрощает его жену; узнав об этом, она приказывает отрубить слуге ноги; безногий встречает в лесу слепого, который берет его себе на спину; колдунья исцеляет их, слуга вновь выручает царевича, которого жена сделала пастухом.
530А. Сивко-Бурко: младший брат (дурак) получает чудесного коня, с помощью которого доскакивает до царевны и становится ее мужем.
530В. То же самое, но с добавлением: царь дает поручение добыть свинку — золотую щетинку, оленя золоторогого и т.п.; дурак добывает и отдает зятьям за кожу из спины (пальцы и т.п.); все выясняется.
531. Конек-горбунок: помогает герою на службе у царя; герой добывает Жар-птицу, царевну, выполняет ее свадебные поручения, купается в кипятке, становится красавцем и получает руку невесты (царь погибает в кипятке).
532. «Незнайка»: конь помогает юноше; советует ему на все вопросы отвечать «не знаю»; юноша побеждает врагов (змеев, женихов) и всякий раз скрывается; в конце концов подвиги его обнаруживаются, он получает руку царевны.
533А. Говорящая лошадиная голова: по пути к жениху служан-ка заставляет царевну поменяться с ней платьем и местами; лошадь — помощница царевны убита, но говорящая голова ее, повешенная на стене, обнаруживает обман. 540. Собака в море: собака спасает утопающего; они добираются до берега моря, где утопавший освобождает паря, его сына (превращенного в собаку) и царство от чар.
553. Ворон-помощник: юноша стреляет в ворона, щадит его; ворон помогает ему спасти царевну от морского чудовища.
554. Благодарные животные: юноша щадит разных животных (муравья, щуку и т.д.); они помогают ему выполнить трудные поручения (достать кольцо из моря и т.п.); он получает руку царевны.
*559 I. Молчаливая царевна: юноша берется «разговорить» ее; три ночи разговаривает с чудесной птичкой, прячущейся в разных предметах, спорит с ней и вызывает на разговор царевну (в числе рассказов птички — рассказ о статуе, сделанной, наряженной и оживленной плотником, портным и сапожником, и т.п.); становится мужем царевны.
*823 I. Черт помогает бедному жениху: пользуется свадьбой у барина, чтобы унести незакрещенное кушанье (свинью).
824*. Черт показывает мужу неверность жены: приносит его в виде козла к жене и ее любовнику.
1.1.2. Получение знаний и умений
Данный тип сказок связан с расширением информационного пространства народа, которое может быть сопряжено с обживанием новых территорий, налаживанием торговых, культурных и иных связей с новыми землями и народами. Модератором фиксации нового статуса является победа над учителем или прохождение испытаний и принесение новых знаний в родную землю.
1.1.2А. Сказки-путешествия
Типичная сказка такого вида — «Синдбад-Мореход». При широкой распространенности на Востоке подобные сюжеты в Европе чаще всего переводные или поздние сказочные повести, описывающие путешествия героя по разным странам («Бова Королевич», «Еруслан Лазаревич», «Сильный богатырь Буслай Буслаевич», «Петр Златы Ключи», «Известие о храбром рыцаре Франциле Венциане и о прекрасной королеве Ренцивене» и т.д.). Хотя основной целью сюжета является добывание сокровища или жены, она постепенно становится второстепенной, а на первый план выступает именно описание экзотических земель как ведущая линия лубочных сказок. Такой вид сюжетов получил широкое распространение в литературных сказочных повестях: «Приключения барона Мюнхаузена» Э. Распе, «Симплициссимус» Г.Я.К. Гримельзгаузена, в целом ряде новеллистических сборников с элементами сказки типа «Декамерона» Д. Боккаччо, «Гептамерона» Маргариты Наваррской и т.д.
В каталоге восточнославянских сказок Аарне—Андреева они довольны редки.
*707 I. Бова-Королевич: бежит от своего отчима в другую страну, побеждает соперника и женится на красавице; разлучен с женой и возвращается в тот момент, когда она должна выйти за другого; снова разлучен и хочет жениться на другой, но являются его дети от первой жены и сообщают о матери.
1.1.2В. Получение хитрого ремесла
В таких сказках герой на стороне добывает неизвестные ранее навыки, умения или хитрое ремесло, которое в определенный момент становится крайне необходимым для него самого и его окружения.
*650 IV. Василий Буслаевич: бьется с богатырем-учителем.
653. Семь Симеонов: отец посылает детей учиться; один учится воровать, другой стрелять, третий лечить и т.д.; показывают свое искусство, затем добывают царю невесту.
654. Три искусных брата: отец посылает их учиться; они показывают свое искусство: фехтовальщик машет своей шпагой так, что ее не мочит сильный дождь, цирюльник бреет на бегу зайца и т.д.
*654 I. Купеческий сын: учится играть на скрипке (играть в шашки, писать и т.п.); с помощью этих знаний добивается богатства (царства и т.п.).
1.1.20. Получение ума
Под получением ума имеется в виду обретение способа мышления, формирующего мудрость: герой изначально постулируется в том качестве, к которому не способен, но судьба к нему благоволит. В результате он, получив ум, а не только везение, обретает царство и жену. Момент добычи и является фиксацией его нового статуса. Типичной сказкой такого рода является «Храбрый портняжка». В ряде случаев герой, являясь обычным человеком, в ходе встреч с людьми и попадания в различные ситуации набирается ума. Например, муж выясняет, что его глупая жена — далеко не худший вариант по сравнению со встреченными им образцами женского недомыслия.
650В. Герой ищет сильного противника (сильнее себя); спит между двумя силачами, убегает от них; третий силач борется с преследователями и побеждает их.
1640. Фома Беренников: убивает одним ударом семь мух (и т.п.); к нему присоединяются богатыри, побеждают врагов, Фома с завязанными глазами и т.п. убивает главного противника; он становится мужем царевны.
1.1.3. Поиск брачного партнера
Определяющим является то, что герой прилагает личные усилия в поиске брачного партнера. От типа, описанного в п. 1.1.1В, этот вариант отличается тем, что даже при наличии помощников и волшебных предметов герой вплоть до конца сказки (то есть до своего «воцарения» и соотносящейся с этим свадьбы) должен прикладывать личные усилия и проявлять правильное поведение; в категории п. 1В определяющим являются правильные действия по отношению к помощникам и советчикам, и тогда достижение цели у преображенного героя происходит «само собой».
Брачный партнер, являющийся целью поиска, как правило, обладает сверхординарными способностями. Модератором фиксации нового статуса героя (воцарение) является факт брака, благодаря которому привносятся новые знания и родовые связи, расширяющие возможности и влиятельность племени или страны. Сказки данного типа имеют ярко выраженное тендерное различие.
1.1.3А. Получение невесты (мужской тип героя сказки)
Герой сказки напрямую или используя чью-то помощь добывает или спасает будущего брачного партнера, который не заколдовывается и физически не изменяется, не считая органически присущих ему свойств оборотничества («Царевна-Лебедь» и др.)- Герой, как правило, мужчина, должен проявить мужские качества, необходимые для последующего брака: силу, настойчивость, ум, смекалку и находчивость, доброту и сострадание.
300А. Победитель змея (освобождение царевны).
300В. Бой на Калиновом мосту: герой побеждает три раза змеев на Калиновом мосту; подслушивает разговор дочерей змея с матерью и губит их дочерей и саму змеиху, превратив ее в кузнице в кобылу.
301. Три царства: золотое, серебряное и медное.
301А. Герои идут на поиски за исчезнувшими царевнами; поочередно варят обед; мужичок с ноготок, борода с локоток; один из героев через отверстие спускается под землю и спасает царевен от змея и т.п.; спутники не вытаскивают его из ямы, но он в конце концов спасается.
301В. То же самое, но с вступлением: силач и его спутники (Вырвидуб, Вернигора и пр.)
301*С. Солдат находит исчезнувшую царевну на острове, спутники оставляют его на острове, но он спасается, возвращается в день свадьбы царевны с генералом (и т.п.) и женится на ней.
307. Девушка, встающая из гроба: каждое утро сторожа находят мертвым; юноша берется караулить труп три ночи, спасается и получает руку ожившей девушки.
310. Девушка в башне: спускает из окна свои волосы, по которым взбирается наверх колдунья (девушка была ей обещана), за колдуньей следует царевич; колдунья ведет девушку в пустыню, где царевич наконец находит ее.
326*В. Бесстрашный: забирает мертвеца, затем другого; мертвецами пугает разбойников, затем расправляется с нечистой силой и освобождает царевну.
401. Заколдованная царевна: превращена в лань и т.п.; царевич охотится, освобождает царевну от чар, проведя три ночи в покинутом дворце, и берет ее в жены.
402. Царевна-лягушка: младший брат ищет невесту в болоте; лучше всех выполняет поручения отца, приносит самый лучший ковер и т.д.; лягушка превращается в царевну.
408. Любовь к трем апельсинам: герой получает три апельсина и т.п., из которых выходят девушки; две девушки умирают от жажды, третья становится невестой героя; злая противница сталкивает девушку в воду и сама занимает ее место; в конце концов все выясняется.
*410 I. Окаменелое царство: солдат отчитывает (Имеется в виду: избавляет от нечисти чтением Евангелия) окаменелое царство, проведя три ночи во дворце, несмотря ни на какие страсти; женится на царевне.
466. Путешествие в ад: юноша спасает трех девушек от змеев, освобождает от чар царевну, превращенную в змея, и получает ее руку.
705. Девушка, родившаяся от съеденной рыбы: царевич находит немую девушку в гнезде птицы и женится на ней; детей прячут, муж прогоняет ее; все выясняется.
1.1.3В. Расколдование (женский тип героя сказки)
Идеей таких сказок (и собственно инициацией героя) является умение увидеть настоящее под внешним обликом. В ряде случаев главный персонаж через правильное поведение компенсирует ранее нанесенный себе ущерб, как, например, в сказке «Безручка». Герой, а чаще всего героиня сказки проявляет выдержку и терпение перед смертельной опасностью, когда будущий брачный партнер выступает как опасное существо или кажется таковым. В подобных сюжетах воспеваются положительные качества женщины, которые она должна проявлять после свадьбы: терпение, чистота, правдивость, трудолюбие и стойкость перед трудностями и опасностями, сострадание и доброта. Этот тип сказки, по-видимому, имеет древние шаманские корни, восходящие к брачным связям шамана (героя) с различными богами и духами, которые могут принимать как зооморфный, так и антропоморфный облик.
410. Спящая царевна: все царство усыплено злой колдуньей; царевич проникает во дворец, целует девушку и освобождает всех от сна.
425А. Амур и Психея: девушка отдана чудовищу, превращающемуся ночью в красавца; она хочет взглянуть на него при свете, муж исчезает; она ищет его.
425С. Аленький цветочек: младшая из трех сестер просит отца привезти ей в подарок цветок; должна стать женой медведя (змея и т.п.), который превращается в царевича.
426. Две девушки, медведь и карлик: девушки впускают в дом медведя; спасают от смерти неблагодарного карлика; медведь убивает карлика и превращается в царевича: он был заколдован карликом.
428. Царевич-волк: девушка на службе у колдуньи, поручающей ей невыполнимые задачи, и, наконец, доставить другой колдунье письмо, в котором заключается требование убить девушку; ей помогает волк, превращающийся затем в царевича; он женится на девушке.
430. Царевич-осел (козел): девушка освобождает его от чар, становится его женой.
431. Лесной дом: три девушки одна за другой попадают в лес, где находят старика, петуха, курицу и корову; старшие сестры брошены в погреб, младшая кормит животных; они освобождаются от чар: старик оказывается царевичем, животные — его слугами; он женится на девушке.
432. Финист-Ясный сокол: царевич в виде сокола посещает девушку; вследствие хитрости мачехи ранит себя в окне; девушка находит и исцеляет его.
433. Царевич-змея (рак и т.п.).
433А. Змея уносит царевну к себе; девушка поцелуем освобождает юношу от чар.
433В. Бездетная царица родит сына, покидающего дом в виде змеи; девушка освобождает его от чар.
440. Царевич-лягушка: девушка обещает исполнять желания лягушки в колодце; лягушка у дверей, за столом, в постели; превращается в царевича.
442. Царевич-дерево: девушка освобождает от чар царевича, превращенного в дерево колдуньей; добывает у колдуньи волшебное кольцо; свадьба.
451. Братья-вороны (лебеди): царица дает сыновьям знак, родился ли у нее мальчик или девочка; сыновья скрываются; девочка срывает 12 цветов, братья превращаются в воронов; она должна 7 дет оставаться немой, чтобы освободить их; живет в лесу; царевич находит ее и женится на ней; ее хотят сжечь, как колдунью, но в последний момент срок кончается.
406. Дочь-людоедка: у супругов родится ребенок, пожирающий всех, кроме царя; последнему удается разрушить чары, людоедка превращается в обыкновенную девушку и выходит за него замуж.
706. Безручка: брат (отец) отрубает девушке руки; она становится женой царя; изгнана вследствие клеветы; исцеляется и вновь принята мужем.
870. Царевна в подземелье (в башне): король запирает свою дочь в подземелье; умирает; она копает землю и выбирается, становится служанкой в королевском замке, должна заменить невесту на свадьбе царевича; разговаривает с лошадью своего отца и т.п., царевич узнает в ней свою прежнюю невесту и женится на ней.
Наговицын А.Е., Пономарева В.И. Типология сказки. - М.: Генезис, 2011. - 336 с. -
(Сказкотерапия: теория и практика).