Депрессия представляет собой загадочное явление.
Она может не только привести человека к крайне неприятным состояниям ума, подорвать его способности решать повседневные задачи, бороться с инфекциями и другими заболеваниями. Она может также побудить людей к попытке самоубийства.
Депрессия у животных и людей
Где же истоки депрессии? Создавалась ли она в течение многих миллионов лет или же возникла относительно недавно? Испытывают ли депрессию животные? По-видимому, многие виды, помимо человека, способны демонстрировать признаки того, что их эмоциональное состояние подавлено, особенно после угроз и борьбы, которая закончилась не в их пользу. Более того, после определенных травм особи многих видов претерпевают серьезные физические изменения, которые значительно уменьшают их шансы на выживание. Порой они буквально сворачиваются и умирают. Поэтому логично будет считать, что и животные могут страдать от депрессионных состояний.
Этот вывод ставит следующий вопрос: почему в течение сотен миллионов лет эволюции у многих видов, включая человека, возможны депрессивные состояния? Является ли это результатом отбора в той мере, в какой животные, у которых отсутствовал депрессивный ответ, каким-то образом оказались в невыгодном положении (KellerandNesse, 2006; Wilson, 1998)? Если бы мы могли ответить на эти вопросы, дал бы он нам ключ к разгадке депрессии? Будет ли это влиять на то, в каком ключе мы рассматриваем депрессии — как болезни, дефициты или адаптации (Gilbert, 2001a, 2001b: McGuireandTroisi 1998a; NesseandJackson, 2006; NesseandWilliams, 1995; Wilson, 1998)?
Адаптивность
Адаптивна ли депрессия? Здесь многое зависит от того, в каком смысле мы определяем адаптивность. Если мы имеем в виду изменения в генах наследственных структур, то, честно говоря, никто не знает, как депрессия влияет на показатели репликации генов. Если мы подразумеваем адаптацию индивидуума за всю его жизнь, то, хотя некоторые люди изменяются и растут через депрессию (Gut, 1989), для других депрессия не кажется очень полезной.
Здесь есть еще один интригующий вопрос. Возможно ли, чтобы один развивающийся адаптивный процесс (например, депрессия и закрытие перед лицом подавляющего стресса) и еще один развитый набор адаптивных способностей (связанных с возможностью мыслить, воображать, планировать и иметь чувство собственного достоинства и самоидентификацию) могут взаимодействовать таким образом, чтобы подчеркнуть депрессию, делая ее в некотором смысле «хуже» для нас, людей и, возможно, крайне неадекватной? Или, если мы посмотрим на другой процесс: возможно ли такое, что, если человеческие потребности в любви и привязанности находятся в социально враждебных условиях, то наша уязвимость для депрессии значительно возрастает?
Я собираюсь ответить «да» на оба этих предложения. Мы можем исследовать эволюционирующие адаптивные механизмы, лежащие в основе депрессии и служащие различным защитным функциям. Но в психике человека, в социальном и экологическом контексте эти основные механизмы защиты могут действовать очень малоадаптивно. Это связано с тем, что существуют различные способы определения дисфункциональной обратной связи, которые подчеркивают и усиливают депрессивные состояния.
Исторические упоминания о недуге
Более двух тысяч лет назад греческий врач Гиппократ назвал депрессию меланхолией. Греки считали, что депрессия возникает из-за нарушений в настрйке организма, вызванных, в частности, желтой желчью. Ранние сообщения о депрессии можно найти в многочисленных библейских текстах. Считается, что царь Соломон страдал от «злого духа» и сильных темных настроений. Ветхозаветная Книга Иова с идеями о том, что Бог нарочно наказывал его, рассматривается некоторыми как работа депрессивного человека.
- От депресии страдали многие исторические личности: композиторы (Густав Малер, Чайковский, Сибелиус), политики (Авраам Линкольн и Уинстон Черчилль), писатели (Эдгар По, Томас Манн), многочисленные художники и поэты.
- Совсем недавно известный профессор биологии Льюис Уолперт написал о своей собственной депрессии, об усилиях по ее пониманию и сделал отличную телевизионную документальную серию на BBC (Wolpert, 1999).
Хотя депрессия все еще стигматизируется, все большее число знаменитостей признают наличие проблем с этим недугом и сообщают napopravku.ru о том, что они делают, чтобы попытаться помочь себе.
Что бы еще мы ни говорили о депрессии, она находится с нами очень долгое время, является общей и может быть очень неприятной и опасной для жизни.
Литература
- Keller, M.C. and Nesse, R.M. (2005). Subtypes of low mood provide evidence of its adaptive significance. Journal of Affective Disorders, 86, 27–35.
- Wilson, D.R. (1998). Evolutionary epidemiology and manic depression. British Journal of Medical Psychology, 71, 375–95.
- Gilbert, P. (2001a). Evolutionary approaches to psychopathology: The role of natural defences. Australian and New Zealand Journal of Psychiatry, 35, 17–27.
- Gilbert, P. (2001b). Depression and stress: Abiopsychosocial exploration of evolved functions and mechanisms. Stress: The International Journal of the Biology of Stress, 4, 121–35.
- McGuire, M.T. and Troisi, A. (1998a). Darwinian Psychiatry. New York: Oxford University Press.
- McGuire, M.T. and Troisi, A. (1998b). Prevalence differences in depression among males and females: Are there evolutionary explanations? British Journal of Medical Psychology, 71, 479–92.
- Nesse, R.M. and Jackson, E.D. (2006). Evolution: Psychiatry’s nosology’s missing biological foundation. Clinical Neuropsychiatry: Journal of Treatment Evaluation, 3, 121–31.
- Nesse, R.M. and Williams, G.C. (1995). Evolution and Healing. London: Weidenfeld and Nicolson.
- Wilson, D.R. (1998). Evolutionary epidemiology and manic depression. British Journal of Medical Psychology, 71, 375–95.
- Gut, E. (1989). Productive and Unproductive Depression: Success or Failure of a Vital Process.
- London: Routledge and Kegan Paul.
- Wolpert, L. (1999). Malignant Sadness: The Anatomy of Depression. London: Faber and Faber.
Paul Gilbert. Psychotherapy and Counselling for Depression. Third Edition. SAGE Publications. 2007. P. 3-4. Перевод psixologiya.org.