Стр. 1 из 6Существует специальное интервью для оценки того, как мы, взрослые, сумели осмыслить свою жизнь. Оно состоит приблизительно из следующих вопросов: каким было ваше детство?
Интервью для оценки привязанности у взрослых
- Как характеризовались отношения с каждым родителем (здесь стоит вспомнить ранний период и несколько эпизодов в качестве иллюстрации)?
- Имелись ли у вас близкие отношения с другими людьми?
- С кем вы были ближе всего и почему?
- Как вы переносили разлуку, расстройство, угрозу или страх?
- Испытали ли вы в детстве утрату, и если да, что чувствовали вы и ваша семья?
- Как менялись ваши отношения с течением времени?
- Как вам кажется, почему ваши родители вели себя именно так, а не иначе?
- Как, по-вашему, этот ранний опыт повлиял на взрослую жизнь?
В случае наличия детей задают и такие вопросы:
- Как детский опыт повлиял на ваш подход к родительству?
- Чего вы желаете детям в будущем?
- Представьте, что вашему ребенку двадцать пять лет и его спрашивают о самых важных вещах, которым вы его научили, — что бы вы хотели услышать?
Вот, пожалуй, и все.
Ответы на данные вопросы сродни глубокому погружению в нетронутые воспоминания. Когда я проводил исследования с использованием перечисленных вопросов, многие участники говорили, что это была самая полезная психотерапевтическая сессия. Она позволила сделать новые открытия даже людям, имеющим за плечами несколько лет терапии.
При опросе в рамках интервью ответы записываются и расшифровываются. Потом полученную информацию тщательно анализирует и кодирует специально обученный человек. Помимо содержания изучается и форма:
соответствуют ли подробности воспоминания сделанным вами обобщениям;
следили ли вы за тем, как разворачивается история, оценивая ее логичность;
пытались ли вы убедиться, что интервьюер понимает ваш рассказ;
наблюдались ли характерные реакции, например утверждения о том, что вы не помните прошлого, или смешение прошлого и настоящего.
Таким образом, нарративный анализ * помогает проанализировать и внутренние процессы, и межличностную коммуникацию.
Оценка привязанности на основе данного метода допускает, что память иногда подводит нас. Как вы успели убедиться, память не копировальная машина, она легко поддается внушению и часто стремится приспособиться под ваши цели и ожидания других. Даже когда мы стремимся к предельной честности, мы говорим то, что окружающие хотят от нас услышать, и таким образом, чтобы произвести нужное впечатление.
Поэтому анализ вовсе не предполагает, что изложенные факты действительно точны, и основное внимание уделяется связности истории.
Интервью выявляет взрослое состояние сознания в отношении привязанности, удивительно четко обусловливающее поведение родителей и реакцию их детей на незнакомую ситуацию.
Кроме того, дальнейшие исследования выявили, что тип привязанности в детстве позволяет предсказать тип нарратива во взрослом возрасте.
Я подробнее расскажу об этом в оставшейся части главы, а ниже представлю краткое резюме основных категорий.
Соответствие между нарративом взрослого и детской привязанностью
Тип нарратива взрослого |
|
Надежный |
Надежный |
Игнорирующий |
Избегающий |
Тревожный |
Амбивалентный |
Неразрешенный / |
Дезорганизованный / |
Хотя здесь и прослеживается причинно-следственная связь, я уже упоминал, что «багаж», переданный ребенку, не обязательно предопределяет его дальнейшую жизнь. Как подтверждает опыт Ребекки, можно развить приобретенный надежный нарратив, несмотря на ненадежную привязанность и далекое от идеального детство.
* Нарратив — изложение взаимосвязанных событий, представленных в виде последовательности слов или образов. Нарративная психология утверждает, что нам проще воспринимать собственную жизнь по законам сюжета, в виде истории. Соответственно, человек может справиться с психологическими проблемами, переосмыслив и переписав собственную историю с помощью психотерапевта. Прим. перев.