В работе рассказывается о возможностях личности справляться с постстрессовыми состояниями и при использовании музыкотерапии и ароматеропии снижать уровень тревожных и депрессивных расстройств.
Исследование влияния музыки и запахов на психо-эмоциональную сферу личности в постстрессовый период
Аннотация
В работе рассказывается о возможностях личности справляться с постстрессовыми состояниями и при использовании математических методов исследования показывается снижение уровня тревожных и депрессивных расстройств. Для этой цели использовалась разновидность арт-терапии, специально разработанная программа музыко - ароматерапии. Известно свойство организма содержать все органы и функциональные состояния в постоянной равновесности; что гомеостаз выдерживает такое равновесие даже при сбоях в одной из систем и может независимо протекать параллельно этому негативу. Подобного можно ожидать и от системы «человек–изменяющаяся среда».
Данная модель построения личностью собственной регуляторно – адаптационной системы призвана создать регуляторный барьер восприятию негативных явлений и возникновению тревожности и депрессий. Это подтверждает проведённый эксперимент.
В основе представленной модели – «способ коррекции психо-эмоциональных состояний» И. Обуховой, получивший приоритет Института Патентоведения РФ (Патент № 2180242 «Способ коррекции психоэмоциональных состояний» от 26.03.01). Способ успешно прошел апробацию в нескольких санаториях.
Введение
Глава 1.Теоретическое обоснование, исследование и обзор литературы по теме: «Исследование влияния музыки и запахов на психо-эмоциональную сферу личности в постстрессовый период»
1.1. Особенности личностной сферы человека в постстрессовый период. Стресс, источники стресса, последствия стресса: тревожность, фрустрация, депрессия
1.2. Арт - терапия (музыка и запахи), история становления направления терапии, основные положения
Глава 2.Процедура и методы исследования
2.1. Общая гипотеза, цель и задачи исследования
2.2. Процедура экспериментального исследования
2.3. Обработка результатов исследования
Выводы
Заключение
Использованные литературные источники
Приложения
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена современными условиями информационных перегрузок, проблемами экологии, накопления стрессовых ситуаций, а также возросшим риском заболеваний депрессией, приводящей к утрате трудоспособности, Альтернативные, комплементарные, интегративные методы адаптации – психокоррекция, арт-терапия, музыко-арома-терапия находят все большее применение. В системе «человек-среда» все уравновешено для поддержания гомеостаза, и индивиду как личности нужно лишь найти способ соизмерения своих потребностей с возможностями. Здесь адаптация протекает сложнее, поскольку негатив стрессоров ударяет по управленческому центру – центральной вегетативной нервной системе. Представленная модель снижения уровня тревожности и депрессии должна без помощи медикаментов справиться с задачей повышения активности психо-эмоциональной сферы личности независимо от силы стрессора. Участившиеся формы аллергии (пищевые, медикаментозные и- на сезонное цветение) подтверждают важность и необходимость использования арт-терапевтических приемов в сочетании с антиаллергентным компонентом.
Новизна выбранной темы заключается:
1. В одновременном воздействии на несколько анализаторов, в отличие от только слухового в уже известных методиках.
2. В привлечении сочетающихся антистрессовых притч-атрибутов логотерапии.
3. В прологнировании достигнутых состояний путем использования ассоциативного действия запахов.
4. В применении методов математического исследования динамики выраженности состояний.
Основная гипотеза предполагает, что модель адаптации и саморегуляции «Арома-арт» снизит уровень тревожности и умеренных депрессий, поможет клиенту повысить социальную активность и работоспособность.
Предполагается, что клиенты в состоянии тревожности и умеренной депрессии, пройдут курс арома-арт-терапии (10 успокаивающих и 9 тонизирующих сеансов) специально составленных и подобранных для них арома-музыкальных совмещений и этическо-философских установок логотерапии . После пройденного курса регуляции показатели выраженности их состояний снизятся и испытуемые смогут быть работоспособными, активными и востребованными. Изменения измерятся методикой ТиД до и после сеансов. Динамика активности проверяется при помощи методики САН(самочувствие, активность, настроение).
Клиенты в состоянии – фрустрации и тревожности смогут самостоятельно легче реагировать на внезапные эмоциональные перегрузки, воспитав в себе устойчивость и адекватное отношение к действительности.
Эстетика и физиология запахов и осязательного элемента поможет пролонгировать достигнутое состояние, настроит на позитивное мышление.
С помощью информации Школы долголетия, проводимой на сеансах, участники психокоррекции позволят нормализовать волевые процессы для того, чтобы каждый ее участник отделял себя от группы неэстетичных депрессивных и относил себя к полноценным членам коллектива, привлекательным со стороны.
Объект исследования - психоэмоциональная сфера личности, принимающей сеансы музыко-арома-терапии.
Предмет исследования – динамика эмоциональных состояний личности, принимающей сеансы музыко-арома-терапии.
Теоретические постулаты, на которых основана работа:
- Гуманистическое направление арт-терапии (К.Юнг и Р.Роджерс).
- Учение о темпераментах (Аристотель, К.Юнг, И.Павлов, Л.С. Выготский).
- Эмоции, Воля, Активность, Стресс (Г.Селье), Креативность (Маслоу).
- Бессознательное, Символ (З.Фрейд)
- Личность (Фрейд, ).
- Логотерапия ( В. Франкл)
Цель:
- Снизить уровень тревожности и фрустрации с помощью успокаивающего ряда совмещений музыки и запаха.
- Повысить уровень активности и улучшить самочувствие, настроение с помощью тонизирующих совмещений и тезисов логотерапии.
- Создать условия для повышения личностного адаптационного потенциала совмещением арома- и музыкальных компонентов с методом логотерапии , специальных методик.
- Провести эксперимент, выявляющий разницу уровней состояний тревожности и депрессии, и доказать её эффективность.
Задачи:
- изучить первоисточники по арт-терапии, музыкотерапии, ароматерапии, составить порядок получения музыкальной и арома-терапии, разработать методическую последовательность получения сеансов тревожными, фрустрационноыми и депрессивными клиентами (продолжительность, кратность сеансов);
- разработать программу психокоррекции с использованием методик воздействия на несколько анализаторов одновременно: обоняние, слух, осязание, зрение, вкус;
- изучить выраженность тревожности, активности, настроения и др. состояний клиентов до посещения сеансов программы арома-арт-терапии и - после проведённого курса;
- выявить изменения в состоянии испытуемых и эффективность данной методики;
- разработать систему антистрессовой этики в коротких логотерапевтических притчах-тезисах;
- разработать методику пролонгирования достигнутых состояний;
- разработать школу долголетия;
- разработать метод антиаллергенной терапии;
- провести экспериментальное исследование по методике САН, методике Т.и Д.
(Глава 1 - см. Содержание работы)
Глава 2. Процедура и методы исследования
2.1 Общая гипотеза, цель и задачи исследования
Предполагается, что в ходе экспериментального исследования будут получены математические данные о разнице выраженности тревоги и депрессии по методике ТиД и методике САН; выявить состояние тревожности и депрессии, обусловленные неуравновешенностью нервных процессов.
2.2. Процедура экспериментального исследования
В эксперименте принимало участие 30 испытуемых возрастом от 30 до 50, из служащих, проживающих в городе С. Использовались методики ТиД (измерение выраженности тревоги и депрессии) и методика САН (измерение выраженности самочувствия, активности настроения) до проведения сеансов и после них.
Ход работы по методике ТиД.
Предлагается ответить на вопросы анкеты, которая сопровождается следующей инструкцией: "Просим Вас ответить на серию вопросов, которые помогут нам выяснить ваше самочувствие. Отвечайте, пожалуйста, искренне".
- Если состояний, указанных в вопросе, у Вас никогда не было, поставьте 5 баллов;
- если встречаются очень редко — 4 балла;
- если бывают временами — 3 балла;
- если они бывают часто — 2 балла;
- если почти постоянно или всегда — 1 балл.
- Если вопрос Вам не понятен — обратитесь за разъяснением.
Исследование коллективное.
Тестируемые получают бланк ответов, их внимание обращается на то, чтобы они не допускали ошибок при заполнении бланка.
2.3. Обработка полученных данных
Проставленные тестируемыми баллы принимают определенные числовые значения, которые указаны в таблицах.
По значениям, указанным в таблицах, балл самочувствия заменяется диагностическим коэффициентом. Вслед за перекодировкой подсчитывают алгебраическую сумму (с учетом положительного или отрицательного знака) диагностических коэффициентов для каждой шкалы отдельно.
Алгебраическая сумма коэффициентов, большая +1,28, свидетельствует о хорошем психическом состоянии. Сумма, меньшая -1,28, говорит о выраженной психической напряженности, тревожности, депрессии. Промежуточные значения (от -1,28 до +1,28) говорят о неопределенности данных. Обычно пограничные значения характеризуются коэффициентами в пределах от -5,6 до -1,28.
Таблица 1. Значение диагностических коэффициентов тревожности
номера |
баллы |
||||
признаков |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
-1,38 |
-0,44 |
1,18 |
1,31 |
0,87 |
4 |
-1,08 |
-1,3 |
-0,6 |
0,37 |
1,44 |
8 |
-1,6 |
-1,34 |
-0,4 |
0,6 |
0,88 |
9 |
-1,11 |
0 |
0,54 |
1,22 |
0,47 |
10 |
-0,9 |
-1,32 |
-0,41 |
-0,41 |
1,2 |
11 |
-1,19 |
-0,2 |
1,04 |
1,03 |
0,4 |
13 |
-0,78 |
-1,48 |
-1,38 |
0,11 |
0,48 |
14 |
-1,26 |
-0,93 |
-0,4 |
0,34 |
1,24 |
17 |
-1,23 |
-0,74 |
0 |
0,37 |
0,63 |
19 |
-1,92 |
-0,36 |
0,28 |
0,56 |
0,1 |
В результате исследования уровня тревожности до проводимых сеансов получились результаты, приведенные в таблице 2.
Данные эксперимента показали необходимость проведения сеансов арома-арт-терапии. Приведем пример проведения сеанса.
Таблица 2 - Сводные значения коэффициентов тревожности до эксперимента
N |
Номер вопроса |
||||||||||
2 |
4 |
8 |
9 |
10 |
11 |
13 |
14 |
17 |
19 |
Sт |
|
1 |
-0,44 |
-0,6 |
0,88 |
0,54 |
-0,41 |
1,03 |
-1,48 |
-0,4 |
0 |
-1,92 |
-2,8 |
2 |
-0,44 |
-1,3 |
-1,6 |
0 |
-1,32 |
-1,19 |
-0,78 |
-0,4 |
-1,23 |
0,1 |
-8,16 |
3 |
-0,44 |
-1,3 |
-1,6 |
-1,11 |
-1,32 |
-1,19 |
-1,48 |
-0,4 |
-1,23 |
0,1 |
-9,61 |
4 |
-0,44 |
-1,3 |
-1,6 |
0 |
-1,32 |
-0,2 |
-1,48 |
0,34 |
-1,26 |
0,1 |
-7,16 |
5 |
-0,44 |
-1,08 |
-1,6 |
0 |
-1,32 |
-1,19 |
-1,38 |
-0,4 |
-0,74 |
0,56 |
-7,59 |
6 |
-0,44 |
-1,3 |
-1,6 |
0 |
-1,32 |
-1,19 |
-1,48 |
1,24 |
-0,74 |
0,56 |
-6,2 |
7 |
-0,44 |
-1,3 |
-1,34 |
0,54 |
-1,32 |
-1,19 |
-0,78 |
-0,4 |
-1,23 |
0,1 |
-7,36 |
8 |
-0,44 |
-1,3 |
-1,34 |
0 |
-1,32 |
-1,19 |
-0,78 |
-0,4 |
-0,74 |
0,1 |
-7,41 |
9 |
-0,44 |
-1,3 |
-1,6 |
0 |
-1,32 |
-0,2 |
-0,78 |
-0,93 |
-1,23 |
0,1 |
-7,7 |
10 |
-0,44 |
-1,3 |
-1,6 |
0 |
-1,32 |
-1,19 |
-0,78 |
-0,4 |
-1,23 |
0,1 |
-8,16 |
11 |
-0,44 |
-0,6 |
-1,6 |
-1,11 |
-1,32 |
-0,2 |
-1,38 |
0,34 |
-1,23 |
-,36 |
-7,9 |
12 |
-0,44 |
-1,31 |
-0,4 |
0 |
-1,32 |
-1,19 |
-0,78 |
-0,4 |
-1,23 |
0,56 |
-6,5 |
13 |
-0,44 |
-1,3 |
-1,34 |
0,47 |
-0,9 |
-0,2 |
-0,78 |
-0,4 |
-1,23 |
0,63 |
-5,49 |
14 |
1,18 |
0,37 |
-1,34 |
0,54 |
-0,9 |
-0,2 |
0,11 |
-0,93 |
-0,74 |
0,56 |
-1,35 |
15 |
-1,38 |
-1,3 |
-1,6 |
-1,11 |
-0,9 |
-0,2 |
-1,48 |
-0,4 |
-1,23 |
0,56 |
-9,04 |
1. Испытуемые располагаются в комнате в удобных креслах, и с ними проводится сеанс музыко-арома-терапии: после небольшого вступительного слова испытуемым предъявляется поэтический пролог о запахе, который они будут вдыхать на фоне звучащего музыкального фрагмента. Они берут сосуд с нужным запахом эфирного масла (все сосуды подписаны) и в течение 20-30 секунд его вдыхают. Например,
Ностальгия лавандысиней –
Свежесть лета и хвои зимней.
Я приникну к цветкам и веткам,
Улечу вместе с сизым ветром.
Далее звучит музыка «Лунной сонаты» Л.Бетховена, тактильное воздействие производят по внутренней и внешней стороне руки шифоновой тканью светло-голубого оттенка. Испытуемые читают также выставляемую притчу: «Иногда холод жизни помогает ощутить ее тепло».
Таким образом, одновременное воздействие на четыре анализатора совмещается с логотерапевтической притчей.
2. Испытуемым предъявляется поэтический пролог о следующем запахе, который они будут вдыхать на фоне звучащего музыкального фрагмента. Они берут сосуд с запахом эфирного масла мяты и в течение 20-30 секунд его вдыхают.
Волна от мяты проникающей,
Пьяняща ты и отрезвляюща.
Июньский холод, вьюги жар в тебе,
Прищур весны в прозрачном сентябре.
Далее звучит музыка симфонии «Зимние грезы» П.И.Чайковского, а тактильное воздействие производят по внутренней и внешней стороне руки шифоновой тканью голубого оттенка. Испытуемые читают также выставляемую притчу: «Негатив – неизбежная данность, прими его с улыбкой».
Два следующих примера – из тонизирующей части программы:
Совмещения под №7 открывают её:
Нет превращения естественней
Пачули замши лесо-девственной .
Его бальзам древесно-благородный –
Рецепта юности рассказ подробный.
Музыка- М. Равель. Болеро. Цвет ткани – красный, логотерапия:
Пробуждай силы для постепенной слаженности организма.
Следующее совмещение (№8):
У укропа озорного
Скоморошье-удалого –
Пряные, пьянящие
Зонтики бодрящие.
Музыка: М. Мусоргский. Лиможский рынок. Цвет ткани – светло- красный, притча: «Удивляй новизной, будь гибким и ты будешь недосягаем для стресса и депрессии».
Совмещение четырех типов воздействия на анализаторы и на формирование барьера негативным воздействиям путём специального ряда притч-тезисов постепенно выстраиваются в свод законов для личности в постстрессовый период
После проведенных сеансов испытуемым предлагается через 7 дней ответить на те же вопросы, результаты которых приведены в таблице 3.
Из рисунка 1 видно, что у группы испытуемых снизился уровень тревожности с –0,6 до 0,5, а сравнение уровня депрессии, приведенного на рисунке 2, также показывает улучшение состояния с –0,7 до 0,6. Рисунок 2 построен согласно данным таблиц 1, 2, приведенных в Приложении В.
Пограничное состояние тревожности проявляется в снижении порога возбуждения по отношению к различным стимулам, в нерешительности, нетерпеливости, непоследовательности действий. Невротическая реакция тревожности как беспокойства за собственное здоровье, за здоровье своих близких, в общении проявляется в том, что человек ведет себя неуверенно.
Таблица 3 - Сводные значения коэффициентов тревожности после эксперимента
N |
Номер вопроса |
||||||||||
2 |
4 |
8 |
9 |
10 |
11 |
13 |
14 |
17 |
19 |
SТ |
|
1 |
1,18 |
0,37 |
0,6 |
0,54 |
1,2 |
1,03 |
0,48 |
1,24 |
0,37 |
0,28 |
7,29 |
2 |
0,87 |
0,37 |
-0,4 |
0,54 |
1,2 |
1,4 |
0,48 |
-0,4 |
0,63 |
-0,36 |
4,33 |
3 |
1,31 |
0,37 |
0,6 |
1,22 |
1,2 |
1,03 |
0,48 |
0,34 |
0,37 |
0,56 |
7,48 |
4 |
1,18 |
0,37 |
0,6 |
0,54 |
1,2 |
1,03 |
0,48 |
0,34 |
0,37 |
0,28 |
6,39 |
5 |
1,18 |
0,37 |
0,6 |
1,22 |
1,2 |
1,03 |
0,48 |
1,24 |
0,63 |
-0,36 |
7,59 |
6 |
0,87 |
0,37 |
-0,4 |
0,54 |
1,2 |
1,04 |
0,48 |
1,24 |
0,48 |
0,37 |
5,71 |
7 |
1,31 |
0,37 |
0,6 |
0,54 |
1,2 |
1,3 |
0,48 |
0,34 |
0,63 |
0,28 |
7,05 |
8 |
1,31 |
0,37 |
0,6 |
0,54 |
-0,41 |
1,03 |
0,48 |
0,34 |
0,37 |
0,28 |
4,91 |
9 |
0,7 |
0,58 |
0 |
0,32 |
1,22 |
0,3 |
0,56 |
0,46 |
0,42 |
0,1 |
4,46 |
10 |
0,87 |
0,37 |
-0,4 |
0,54 |
1,2 |
1,3 |
0,48 |
-0,4 |
0,63 |
-0,36 |
4,23 |
11 |
1,18 |
0,37 |
-0,4 |
0,54 |
1,2 |
1,03 |
0,48 |
-0,4 |
0,37 |
-0,36 |
4,01 |
12 |
0,87 |
0,37 |
-0,4 |
0,54 |
1,2 |
1,03 |
0,11 |
0,34 |
0,63 |
0,28 |
4,97 |
13 |
0,87 |
1,44 |
-0,4 |
0,54 |
1,2 |
1,03 |
0,48 |
0,34 |
0,37 |
0,28 |
6,15 |
14 |
1,18 |
0,37 |
-0,4 |
0,54 |
-0,41 |
1,04 |
0,48 |
0,34 |
0,63 |
0,28 |
4,05 |
15 |
0,87 |
0,37 |
0,6 |
0,54 |
1,2 |
1,03 |
0,48 |
-0,4 |
0,37 |
0,28 |
5,34 |
Различия выраженности приведены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Выраженность тревожности до и после проводимых сеансов.
Депрессия проявляется в невротических реакциях — в ослаблении тонуса жизни и энергии, в снижении фона настроения, сужения и ограничения контактов с окружающими, наличии чувства безрадостности и одиночества.
Рисунок 2 – Выраженность депрессии до и после проводимых сеансов.
Оценка достоверности различий – аналитико-статистическая процедура установления уровня значимости различий между выборками по изучаемым показателям. Достоверность различий устанавливается с помощью параметрических и непараметрических критериев [22] .
Таблица 2 - Значение диагностических коэффициентов депрессии
баллы |
|||||
номера |
|||||
признаков |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
-1,58 |
-1,45 |
-0,41 |
0,7 |
1,46 |
3 |
-1,51 |
-1,53 |
-0,34 |
0,58 |
1,4 |
5 |
-1,45 |
-1,26 |
-1 |
0 |
0,83 |
6 |
1,38 |
-1,62 |
-0,22 |
0,32 |
0,75 |
7 |
-1,3 |
-1,5 |
-0,15 |
0,8 |
1,22 |
12 |
-1,34 |
-1,34 |
-0,5 |
0,3 |
0,72 |
15 |
-1,2 |
-1,23 |
-0,36 |
0,56 |
0,2 |
16 |
-1,08 |
-1,08 |
-1,18 |
0 |
0,46 |
18 |
-1,2 |
-1,26 |
-0,37 |
0,21 |
0,42 |
20 1— : |
-1,08 |
0,54 |
-0,1 |
0,25 |
0,32 |
Воспользуемся параметрическим Т-критерием Стьюдента, который служит основой для теории малой выборки, используется и для расчета зависимостей в зависимых выборках. К зависимым выборкам относятся результаты одной и той же группы испытуемых до и после воздействия независимой переменной.
Т-критерий Стьюдента определяется следующим соотношением:
где d – разность между результатами в каждой паре,
- сумма этих частных разностей,
- сумма квадратов разностей.
Согласно данным таблицы 3 tэт = -18,5; tэд = -16,4; tэс = -14,94; tэа = -12,47; tэн = -17,47 лежат в зоне значимости (0,1%), следовательно, результаты до и после проведенных сеансов арт-терапии различаются по всем шкалам обследования.
Приведем графики зависимости показателей тревожности и депрессии, построенные согласно экспериментальным данным, приведенным в таблицах № 3 Приложения В.
Таблица 3. Расчет Т-критерия Стьюдента
N |
Значения разностей и их квадратов по шкалам обследования |
|||||||||
dт |
dт² |
dд |
dд² |
dс |
dс² |
dа |
dа² |
dн |
dн² |
|
1 |
-10,01 |
101,8 |
-6,08 |
37 |
-0,8 |
0,64 |
-0,9 |
0,81 |
-1,3 |
1,69 |
2 |
-12,49 |
156 |
-11,57 |
133,9 |
-3,9 |
15,21 |
-4,2 |
17,64 |
-4,4 |
19,36 |
3 |
-17,09 |
292 |
-9,2 |
84,6 |
-4,5 |
20,25 |
-2,9 |
8,41 |
-4,9 |
24,01 |
4 |
-13,55 |
183,6 |
-9,16 |
83,9 |
-3,9 |
15,21 |
-4,6 |
21,16 |
-3,4 |
11,56 |
5 |
-15,18 |
230,4 |
-11,04 |
121,9 |
-3,5 |
12,25 |
-4 |
16 |
-3,2 |
10,24 |
6 |
-11,91 |
141,8 |
-9,32 |
86,9 |
-4,3 |
18,49 |
-1,5 |
2,25 |
-4,1 |
16,18 |
7 |
-14,41 |
207,4 |
-10,04 |
100,8 |
-4,4 |
19,36 |
-3,8 |
14,44 |
-3,7 |
13,69 |
8 |
-12,32 |
151,8 |
-10,15 |
103 |
-3,7 |
13,69 |
-3,6 |
12,96 |
-4,3 |
18.49 |
9 |
-12,16 |
147,9 |
-14,02 |
196,6 |
-4,3 |
18,49 |
-3,9 |
15,21 |
-4,1 |
16,81 |
10 |
-12,39 |
153,5 |
-5,01 |
25,1 |
-3,6 |
12,96 |
-3,4 |
11,56 |
-4,5 |
20,25 |
11 |
-11,91 |
141,8 |
-11,19 |
125,2 |
-4 |
16 |
-4,6 |
21,16 |
-3,1 |
9,61 |
12 |
-11,47 |
131,6 |
-10,5 |
110,3 |
-2,5 |
6,25 |
-4,8 |
23,04 |
-3,4 |
11,56 |
13 |
-11,64 |
135,5 |
-13,03 |
169,8 |
-3,3 |
10,89 |
-3,2 |
10,24 |
-3,6 |
12,96 |
14 |
-5,4 |
29,2 |
-9,84 |
96,8 |
-3,3 |
10,89 |
-4,4 |
19,36 |
-4,4 |
19,36 |
15 |
-14,38 |
206,8 |
-13,09 |
171,3 |
-3,6 |
12,96 |
-3,6 |
12,96 |
-3,9 |
15,21 |
S |
-186,4 |
2411,1 |
-153,2 |
1647,1 |
-53,6 |
203,54 |
-53,4 |
207,2 |
-56,3 |
221,61 |
Следующий этап эксперимента состоял
в измерении индивидуальной выраженности
динамики активности
по методике САН.
Испытуемые заполнили бланки
типовой карты методики,
отмечая степень
своего самочувствия
следующим образом:
Самочувствие хорошее |
3 2 1 0 1 2 3 |
Самочувствие плохое |
Чувствую себя сильным |
3 2 1 0 1 2 3 |
Чувствую себя слабым |
Пассивный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Активный |
Малоподвижный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Подвижный |
Веселый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Грустный |
Хорошее настроение |
3 2 1 0 1 2 3 |
Плохое настроение |
Работоспособный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Разбитый |
Полный сил |
3 2 1 0 1 2 3 |
Обессиленный |
Медлительный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Быстрый |
Бездеятельный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Деятельный |
Счастливый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Несчастный |
Жизнерадостный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Мрачный |
Напряженный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Расслабленный |
Здоровый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Больной |
Безучастный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Увлеченный |
Равнодушный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Взволнованный |
Восторженный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Унылый |
Радостный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Печальный |
Отдохнувший |
3 2 1 0 1 2 3 |
Усталый |
Свежий |
3 2 1 0 1 2 3 |
Изнуренный |
Сонливый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Возбужденный |
Желание отдохнуть |
3 2 1 0 1 2 3 |
Желание работать |
Спокойный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Озабоченный |
Оптимистичный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Пессимистичный |
Выносливый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Утомляемый |
Бодрый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Вялый |
Соображать трудно |
3 2 1 0 1 2 3 |
Соображать легко |
Рассеянный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Внимательный |
Полный надежд |
3 2 1 0 1 2 3 |
Разочарованный |
Довольный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Недовольный |
В соответствии с «кодом опросника» [32] построим графики по каждому из критериев выраженности: САМОЧУВСТВИЯ, АКТИВНОСТИ, НАСТРОЕНИЯ.
Рисунок 3 – Индивидуальная выраженность самочувствия по методике САН
По приведённым выше примерам видно, что испытуемый Симонов (№14) до проведения эксперимента имел показатель самочувствия 3,5 балла, а после сеансов – 7 баллов.
Активность клиентов также повышалась. Так, испытуемая Звягинцева(№5) до проведения арт-терапии была активна на 4,3 балла, а после сеансов - на 5,9 балла.
Рисунок 4 – Индивидуальная выраженность активности по методике САН
На рисунке 5 приведен график изменения выраженности настроения до и после арт-терапии. Михайлова(№3) показала самый широкий скачок настроения – с 2 до 7 баллов.
Рисунок 5 – Индивидуальная выраженность настроения по методике САН
Тревога (англ. anxiety) – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха как реакции на конкретную реальную опасность тревога – переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы. Тревога испытывается при социальной угрозе (личности, представлению о себе, потребностям Я, межличностным отношениям, положению в обществе).
Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге ее возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.
Метод логотерапии вместе с рассказом об авторе музыкальных произведений, о свойствах эфирных масле, вдыхаемых на сеансе, о личностных качествах, приводящих к депрессии, а значит, - снижению работоспособности, представляет собой школу долголетия (см. приложение Ш)
Вывод
Сочетая тот факт, что принцип удовольствия – регулятор бессознательного, а также то, что бессознательное реализуется и проявляется в том числе и в невротических нарушениях, приходим к выводу, что символический язык искусства как бы добирается до разных форм проявления бессознательного и способен стать ключом к его разгадке. Арома-арт-терапия помогает сначала слиться с бессознательным, а затем заставить взглянуть на проблему другими, свежим взглядом. Более того, способна вызвать высшие чувства: вдохновение, являющееся высшим бессознательным. Используемое ассоциативное действие запахов позволяет пролонгировать достигнутое состояние с помощью вдыхания из керамических аромамедальонов, а также их тактильного воздействия.
Для постстрессовых состояний музыко-арома-программа предлагает два типа сеансов: антистрессовый, успокаивающий и антидепрессантный – тонизирующий. Разница для первых и вторых состояний лишь в количестве успокаивающих психокоррекционных сеансов – 5 – для недепрессивных, 10 – для депрессивных. В целом, кратность сеансов определяется индивидуально, но можно выделить такой порядок:
невротический стресс – 5 успокаивающих + 4 тонизирующих;
умеренная депрессия – 10 успокаивающих + 7 тонизирующих.
Общий вывод
Итак, физическое музыкальное, сочетаясь с химическим и физическим ароматным, а также с осязательным ощущением материала (ткани или керамики) в руке дает полное воздействие на эмоциональный фон личности в состоянии фрустрации и депрессии.
Арома- музыкальная и логотерапия способна помочь справиться пострадавшим, пережившим эмоционально-психологический стресс выстроенной системой сочетаний звуковых, ароматических волн и системы антистрессовой этики.
Методика подачи информации по ароматерапии
Данная методика представляет собой сообщение кратких сведений о свойствах эфирных масел, вдыхаемых в данный момент на сеансе. Особое внимание следует уделять успокаивающим свойствам эфирных масел на релаксационных сеансах и – тонизирующим свойствам – на тонизирующих.
Например, лавандовое масло устраняет перевозбуждение, истероидные реакции и бессонницу, плаксивость. Шалфейное же масло повышает внимание, активность, корректирует поведенческие реакции.
Такая близкая по настрою каждому из присутствующих информация позволяет клиенту сосредоточиться на себе. Однако объединяющая роль музыки постоянно выводит его из состояния «зацикливания на себе».
Методика подачи информации по музыкотерапии
Информация представляет собой краткие рассказы о композиторе и произведении, прослушиваемом на сеансе. Акцентируется внимание на каком-либо автобиографическом факте композитора, например: поскольку в состоянии постстресса личность нуждается в сочувствии, упорядоченные восьмые неторопливого темпа в «Лунной сонате» Л. Бетховена способствую такой эмпатии. Написанная под впечатлением чувства безответной любви Бетховена к своей ученице Джульетте Гвиччарди, эта «соната как фантазия» (именно так назвал автор свое произведение) даже через века способна вызывать чувство понимания слушателя в его беде – непонимания, недооценки, недослышания другими. К тому же, большинству из нас знакомо чувство безответной любви. Темп музыкального произведения заставляет взбудораженный пульс увеличить интервал между ударами.
Методика составления реабилитационных программ по типу темперамента
Каждый человек отличается процентом своей активности соответственно стимулу, физиологическому, природному тонусу. Учитывая «интравертность и экстравертность» К. Юнга [21] , жидкостную характеристику Гиппократа, стоит все-таки заметить, что нет человека с одним видом темперамента, они присутствуют все сразу в каждом из нас, но давлеющий над нами социум в сочетании с природно-конституционной нашей сущностью и заставляет строить наш мотивационно-потребностный фон как сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, в зависимости от ситуации. В работе коллектива часто считают работоспособными 1 и 2 типов, а мало - или низко-работоспособными – двух последних. На примере понятий стимул и тонус (+ -; + -) высвечивается следующая картина:
- сангвиник – человек в тонусе, но нуждается в стимуле (- +);
- холерик – человек и в стимуле и в тонусе (+ +);
- флегматик – ни стимула, ни тонуса (- -);
- меланхолик – этот человек готов выполнить много работы, но его тонус слаб (+ -).
Получается, что с большим плюсом-стимулом у нас только холерик и меланхолик, в то время, как сангвиник относится к группе с флегматиками. Следующая таблица температурно-вкусовой, динамично-пластичной, душевной характеристики подтверждает это положение.
Завершает его - геометрическое изображение типов работоспособности которое представляет собой заряд – вибрацию. Такой заряд есть в каждой личности: ведь не может холерик работать в одном режиме и периодически он бывает в состоянии флегматичности, затем переходит в сангвиническое. Душевный заряд эмоциональной меланхолии дает силы для постоянства выдачи энергии для надежной работы. Эти данные нагляднее можно пронаблюдать по таблице Т приложения.
Вывод: порядок подачи последовательности музыки и запаха обеспечивает проникновение этими видами анализаторов в психологическое состояние пациента: сначала эмпатия (1, 2, 3 связка музыка + запах), затем вторжение (4), чтобы вызвать вытеснение (5, 6) и катарсис, а затем гибкая толерантность (7 – 8 – 9), адекватное жизненной ситуации: эмоциональность меланхолика подгоняет интуицию холерика (К. Юнг, Гиппократ), но без ощущений флегматика и мыслительного сангвиника этого сделать невозможно. Таким образом, идя в ногу с постепенным пробуждением холерической работоспособности у клиента в постстрессовой депрессии умеренного типа можно достичь сбалансированности бессознательного с сознательным за счет снижения уровня тревожности рядом с музыкальных и ароматических связок, подобранных определенным образом.
Методика подбора музыкальных произведений для релаксационной музыкотерапии
Методика подбора музыки для сеансов основывается на следующих принципах:
- Известное, но не до банальности заигранное произведение.
- Ритмически и логически осмысленное произведение.
- Не звучащее с мобильных телефонов.
- Не вызывающее негативные ассоциации и патриотических чувств (море, гроза, похороны).
- Вступительная и заключительная характеристика произведения.
- Преимущественно картинного созерцательного характера и, раскрывающие неглубокие душевные переживание, программного типа: от сочувствия – к философии, - к жизнеутверждающему.
- Ритм – главная составляющая таких программ.
Сочетание с эфирными маслами – по температурно-вкусовому признаку. В результате получилась следующая поледовательность:
- Л. Бетховен, Лунная соната
- П. Чайковский, Симф №1 «Зимние грезы»
- К. Сен-Санс «Лебедь»
- Г. Свиридов Романс из муз к/ф «Метель» по пов.
- А.С. Пушкина
- П. Чайковский б. «Щелкунчик» Адажио
- А. Бородин «КнязьИгорь», хор полвецких девушек
- М. Равель «Болеро»
- И. С. Бах «Органная Токката и фуга ре минор»
Статичность ритмических фигур и прохлада «Лебедя» К.Сен-Санса, завершает подготовку к принятию главного фрагмента сеанса - «Романса» из музыки Г.Свиридова к к/ф « Метель» по повести А.С. Пушкина. Кульминационный характер пьесы для данного ряда по силе эмоциональности способен вызвать катарсис и дать волю эмоциям (слезам) слушателей. Тембры струнной группы оркестра настолько ярко передают гамму внутренних, как бы скрытых от сознания переживаний, что аффекторность эмоций меняется местами: трагедия сменяется чувством торжественности в теме трубы, а глубинные переживания не смогли сдерживать себя и вышли наружу: тема трубы на фоне tutti всего оркестра - один из самых выразительных примеров откровения чувств
Методика подбора ряда эфирных масел для вдыхания на фоне музыки
Данная методика представляет также подчинение главной цели исследования - постепенному введению испытуемого сначала в состояние расслабления, а затем – в тонизирующее. Вот её принципы:
- от горького к сладкому, а затем – к цитрусовому;
- от простых к сложным и снова к простым;
- от средней летучести – к низкой и затем – к высокой;
- от холодных – к теплым, затем – нейтральным и снова к прохладным. Исходя из этого получился такой ряд:
Успокаивающий : лаванда, мята, нероли, роза, иланг-иланг.
Тонизирующий ряд: пачули, укроп, можжевельник, шалфей, лимон.
Методика пролонгирования достигнутых состояний
Для этой методики используется свойство материала – красной и белой глины, служащей для изготовления миниатюрных сосудов – керамических аромамедальонов, легко впитывающих, но воссоздающих при тепло-контакте запахи эфирных масел. Клиент, прошедший курс сеансов, выбирает понравившийся по форме керамический аромамедальон и ароматизирует его понравившимся за время сеансов ароматом эфирного масла. Он вдыхает его и используя эффект ассоциативности запахов воссоздаёт нужное состояние психики в любое время.
Рекомендация по снижению риска аллергии к эфирным маслам
Здесь используется свойство косточкового масла как обволакивающее, противоотёчное, и не вызывающее аллергию.
Перед началом курса сеансов клиентам предлагается слегка пропитанная косточковым маслом, индивидуальная салфетка, которую они используют нанесением тонкого слоя на область над верхней губой в случае проявления непереносимости какого-либо эфирного масла.
Выводы
1. В каждом из компонентов арома-арт-терапевтического сеанса присутствует два типа воздействия:
в музыке – физическое (колебания) и эстетическое;
в аромате – физическое (колебания) и химическое;
в логотерапии – философское и этическое;
в осязании – физиологическое и эстетическое.
2. Символическое превращение образов, полученных от прослушивания и вдыхания, выливаются в образы музыки и запахов, запечатленные на рисунках участником сеансов психокоррекции.
3. Активируя креативные возможности, личность преодолевает препятствия в вытеснении из бессознательно нежелательных образов, и нормализует волевой процесс для осознанного отмежевания себя из депрессивных.
4. Депрессивность слишком неэстетична и информативность об этом Школы долголетия заставляет субъекта соразмерять себя в социуме, воспитывает адекватное отношение к действительности с помощью антистрессовой этики в притчах.
5. Все, что делает человек – остается в виде опыта последующим поколениям, поэтому только в деятельности каждый человек может найти применение смысла жизни, в надобности, востребованности продуктов его труда – социуму.
6. Индивидуальность личности, проявляемая в типе темперамента, в постсрессовой психике делится на:
а) непроизводительный, слабый (флегматик, сангвиник)
б) непроизводительный, сильный (меланхолик). Это подтверждает продуктивность меланхоликов композиторов (Чайковский, Шопен и др.). И чтобы добиться производительности сильного холерика, надо прежде ввести пациента в последовательность состояний:
- флегматичное;
- сангвиничное;
- меланхоличное, и уже потом говорить о работоспособности холерической.
7. Составление коррекционной программы учитывало постепенность выведения пациентов из состояния фрустрации – 5 успокаивающих и 4 тонизирующих сеанса, а из состояния депрессии – 10 успокаивающих и 9 тонизирующих сеансов.
8. При совпадении музыкально-ароматических совмещений с релаксирующим характером притч в логотерапии в первой части цикла сеансов и тонизирующим характером – во второй части цикла сеансов наблюдалось улучшение качества жизни пациентов за счет оптимистической направленности планов, снижения чувства неудовлетворенности, повышения самооценки, а также устранение механизмов психологической защиты при контактировании с психологом.
9. Результаты проведенных экспериментов показали, что метод арома-арт-терапии позволяет пролонгировать достигнутые на сеансе состояния вдыханием ароматов керамического аромамедальона, ассоциативно возвращающего пациента в позитивное расположение, состояние взаимодействия психики и тела.
10. Простота и экономичность метода, хорошая совместимость его с другими реабилитационными мероприятиями, позволяет рекомендовать его в качестве самостоятельного или дополняющего метода в комплексные реабилитационные программы, что позволит повысить эффективность проводимой психокоррекции, и улучшить прогноз.
Таким образом, при симультанном предъявлении музыкальных композиций обонятельный стимул выступает как катализатор эмоциональной активности восприятия и значительно повышает суггестивное воздействие музыки
Комплекс арома- арт -терапии позволяет
- сгладить конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями, лежащий в основе неврозов;
- сравнить свою ситуацию с другими и привить чувство способности к эмпатике;
- улучшать контакт личность – группа, и психолог-клиент;
- дать социально приемлемый выход агрессивности к другим негативным чувствам;
- пролонгировать достигнутые состояния осязательно-обонятельной терапией;
- регулировать потребности и возможности;
- сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах – занятия искусством создают богатые возможности для экспериментирования с обонятельными, зрительными, слуховыми, осязательными ощущениями и развитию способности к их восприятию;
- повысить самооценку;
- снизить тревожность информационной школой долголетия о типах депрессии и их происхождении, и возможности уходить от них определенным набором: а) этических установок, б) эстетики музыкального искусства, в) физико-химических свойств эфирных масел.
Заключение
В заключение хотелось бы сказать, что психо-эмоциональная сфера личности может справляться без привлечения медикаментов с негативными проявлениями внешних воздействий. Стрессы как проявление психологического, социального и физиологического могут легче переживаться только при воздействии на психику такой же многоуровневой программой. Помощью в построении регуляторной программы адаптации могут служить некоторые формы арт-терапии, представленные в работе как арома – арт –терапия с логотерапией.
Новизна исследования подтверждена оригинальными методиками информационной школы долголетия, с помощью эксперимента обнаружена разность коэффециента выраженности постстрессовых состояний тревожности и депрессии. Испытуемые после проведённой терапии показали хорошие результаты активности.
Гипотеза исследования, таким образом, подтвердила свою состоятельность.
Используемые литературные источники
- Блаво Р. Исцеление музыкой. СПб.: Питер, 2003. - 173 с.
- Брусиловский Л.С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979, С. 256-275.
- Дудченко Л.Г. Ароматерапия и аромамассаж. Киев: Максимум, 1999. - 332 с.
- Дьюхерст-Мэддок О. Целительный звук. Москва: КРОН-ПРЕСС , 1998. - 156 с.
- Зиглер Д. Хьелл. Теории личности. С-Пб.: Питер, 2000. - 605 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. С-Пб.: Питер, 2000. - 580 с.
- Каннингем Ск. Полная книга фимиамов, масел и зелий. Ростов- на-Дону: Феникс, 1998. - 234 с.
- Кащенко Г.Ф. , Головкин В.А., Лысенко Л.К. Эфирные масла и фито-препараты в интимной жизни. Симф.: Таврида, 2000. - 191 с.
- Коваленко И.Ю. Предболезненные нервно-психические расстройства у лиц молодого возраста в начальный период военной службы (клиника, диагностика, психокоррекция). // Автореф. дисс на правах рукописи. СПб.: Санкт-Петербургская военно-медицинская академия, 1998. - 33 с.
- Кудряшова Л. Ароматерапия. Симф.: Эра, 2000. – 189 с.
- Мак-Гилвери К. и Рид Дж. Основы ароматерапии. М.: Росмэн, 1998. - 250 с.
- Маклаков А.Г. Психология. С-Пб.: Питер, 2000. – 490 с.
- Осипова А. Общая псикоррекция. М.: Владос, 2002. – 497с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Москва: Владос, 2000. - 193 с.
- Психологические тесты в двух томах / Под ред. А.А.Карелина. М.: ВЛАДОС, 2003.-Т.1.-312с.
- Психологический словарь / ред. В.П. Зинченко. М.: Педагогика- пресс, 1997. - 440 с.
- Рюгер К. Домашняя музыкальная аптечка. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 235 с.
- Свидро Н.Н. Использование цвета и музыки в комплексном лечении больных невротической депрессией. // Автореф. дисс. – на правах рукописи М.: 1998. – 53 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. Рига.: Виеда, 1992. - 190 с.
- Семенова А., Шувалова О. Лечение маслами. С-Петербург: Невский проспект, 1999. - 143 с.
- Семенова А. Дыхание нашего дома. С.-Петербург : Невский проспект, 2000. - 168 с.
- Солдатченко С.С., Николаевский В.В., Кироленко Е.С., Гладун М.И., Кащенко Г.Ф., Небрат С.Н., Дыхнова Т.В. Эфирные масла - древнейшее лечебное средство. Симф.: Таврида, 1995.-112 с.
- Солдатченко С.С., Кащенко Г.Ф. Профилактика и лечение заболеваний эфирными маслами. Симф.: Таврида, 1998. - 92 с.
- Солдатченко С.С., Кащенко Г.Ф., Пидаев А.В. Ароматерапия. Симф.: Таврида, 1999. - 150 с.
- Солдатченко С.С., Белоусов Е., Пидаев А.В. Ароматерапия для каждой семьи. Киев: Здоровье, 2001ю - 296 с.
- Уон Л.С. Музыкотерапия в комплексном лечении артериальной гитертонии у больных ожирением. //Автореф. дисс. С- Пб.: Спб-ский гос. сан.- гигиенический мед институт. 1994, 45 с.
- Французова Б.Л., Французова С.Б., Фрегер И.М. Фитотерапия неспецифических заболеваний верхних дыхательных путей. Киев: Здоровье, 1995. - 78 с.
- Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX века. М.: Музыка, 1971. - 182 с.
- Холопова В.Н. Ритм //Музыкальный энциклопедический словарь. М: Советская энциклопедия, 1991. - С.463
- Эванс М. Основы натуротерапии. М.: Росмэн, 1997 .- 268 с.
- Юнг К.Г. Психологические типы. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: МГУ, 1982 – C. 182-202.
- Якиманская И.С. Обработка данных психолого – педагогического эксперимента: Учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. и дополн. - Оренбург: Издательство ОГПУ, 1998. - 72 с.
Приложения
Приложение А
(обязательное)
Поскольку данная авторская методика запатентована в институте Роспатент (Патент на изобретение № 2180242 от 26.03.2001 «Способ коррекции психоэмоционального состояния» И.Г. Обуховой), предполагается логичным поместить исследования невротичности тестовым тестом Люшера, проводимое в ходе процедуры патентования.
Диагностика невротичности цветовым тестом Люшера до сеансов и после проведенных сеансов
Сеанс проводят следующим образом. С пациентом проводят беседу и определяют тип психоэмоциональной дезадаптации, которая может проявляться в форме депрессии или тревоги (возбуждения). Для объективности оценки используют известный тест Люшера (Семикин В.В. Цветовой тест Люшера в задачах диагностики функционального состояния и работоспособности человека-оператора. - М. 1987, с. 61-71). После этого пациенту предлагают выбрать наиболее понравившийся ему медальон, который представляет собой керамическое изделие различной формы размером не более 2-2 см гладкой поверхности, с внутренней полостью, разноокрашенные.
Обращают внимание пациента на особенности его поверхности и на ощущение в руке, которое он вызывает. Указанный прием позволяет переключить внимание пациента и концентрирует его на приятных деталях художественного оформления арома-медальона. При этом пациент расслабляется и получает определенный уровень релаксации. Затем пациента размещают удобно в кресле, вербально углубляют состояние релаксации и предъявляют музыкальное произведение, одновременно распыляют необходимый аромат. При этом если пациент или группа пациентов находится в состоянии депрессии, то необходимым является изменить его состояние в направлении психической мобилизации, т.е. последовательно перевести его в состояние, характеризующееся высокой энергичностью, активностью, уверенностью в своих силах. Для этого в качестве музыкального произведения предъявляют:Чайковский Симфония №5 Часть 2., и/или М. Равель "Болеро" в сочетании с ароматом шалфея, и/или пачули.
В случае если пациент или группа пациентов находится в состоянии возбуждения или тревоги, то необходимым является перевод его в состояние приятной успокаивающей релаксации, которая характеризуется низким уровнем беспокойства и тревоги при низком уровне энергичности и низком уровне психической активности. Для этого предъявляют произведения: Л. Бетховен "Лунная" соната, и/или К. Сен-Сане "Лебедь", в сочетании с эфирным маслом нероли, и/или лаванды. Для профилактики депрессивных состояний предъявляют музыкальные произведения венского классицизма оптимистического характера: Й. Гайдн симфония 98, 99, соната ми минор и/или В. Моцарт, симфония 40, и/или соната ля мажор, и/или "Маленькая ночная серенада" в сочетании с ароматами кипариса, и/или шалфея, и/или розмарина, и/или иланг-иланга.
Примеры реализации способа.
Пример 1
Пациент Б. , 27 лет, с жалобами на вялость, апатию, низкую работоспособность. В результате использования теста Люшера была получена следующая последовательность цветовых предпочтений: 11 - фиолетовый, 12 - красный, 13 - синий, 14 - коричневый, 15 -желтый, 16 - черный, 17 - зеленый, 18 - серый. Данное состояние характеризуется выраженным преобладанием депрессивного аффекта. Врач рекомендовал регуляцию психоэмоционального состояния в направлении мобилизации. На первом сеансе пациенту был предъявлен фрагмент (ария) из оперы Д. Гершвина "Порги и Бесс" в сочетании с ароматом бергамота. В заключении сеанса в арома-медальон было помещено 0,03 г эфирного масла бергамота, что позволяет пролонгировать полученное действие.
На следующем сеансе, который состоялся через два дня, было предъявлено произведение: М. Равель, "Болеро" в сочетании с ароматом пачули. Через 10 сеансов пациент не предъявлял никаких жалоб, его психоэмоциональное состояние показывало следующий результат: 11 -зеленый, 12-желтый, 13-красный, 14-синий, 15-фиолетовый, 16 - коричневый, 17 - серый, 18 - черный, что свидетельствовало о значительном изменении психоэмоционального состояния пациента в заданном направлении.
Пример 2
Группа пациентов, состояние которых по данным теста Люшера характеризовалось отклонением от нормы в направлении тревожного аффекта.
Психолог рекомендовал регуляцию психоэмоционального состояния в направлении релаксации. В соответствии с этим на первом сеансе из банка музыкальных пооизведений было использовано пооизведение
К. Сен-Санса, "Лебедь" в сочетании с ароматом нероли. На втором сеансе, который состоялся через два дня, была предъявлена музыка "Лунной" сонаты Л. Бетховена в сочетании с ароматом лаванды. Таким образом было проведено 10 сеансов. Диагностика эмоционального состояния после завершения коррекции свидетельствовала о нормализации состояния всех пациентов.
С помощью предлагаемого способа была проведена коррекция 58 пациентов, и во всех случаях был получен положительный результат, который выражался в полной нормализации состояния пациента или в значительной редукции предъявляемых жалоб.
Таким образом, предложенный способ позволяет эффективно производить коррекцию психоэмоционального состояния без использования лекарственных и физиотерапевтических средств.
Вывод: Таким образом, при симультанном предъявлении музыкальных композиций обонятельный стимул выступает как катализатор эмоциональной активности восприятия и значительно повышает суггестивное воздействие музыки.
Приложение В
(обязательное)
Таблица 2 - Сводные значения коэффициентов депрессии до эксперимента
N |
Номер вопроса |
||||||||||
1 |
3 |
5 |
6 |
7 |
12 |
15 |
16 |
18 |
20 |
Sд |
|
1 |
-1,58 |
0,58 |
0 |
-0,22 |
-1,3 |
0,3 |
0,56 |
-1,08 |
0,21 |
-0,1 |
-2,62 |
2 |
-1,45 |
-1,51 |
0,83 |
-1,62 |
-1,5 |
-1,34 |
0,56 |
0 |
-1,26 |
0,32 |
-6,98 |
3 |
-1,45 |
-1,53 |
0 |
-1,62 |
-1,5 |
-1,34 |
0,56 |
0,46 |
-1,26 |
0,32 |
-7,36 |
4 |
-1,45 |
-1,51 |
0,83 |
-1,62 |
-1,5 |
-1,34 |
0,56 |
0 |
-1,26 |
0,25 |
-5,7 |
5 |
-0,41 |
-1,53 |
0 |
-1,62 |
-1,5 |
-1,34 |
-0,36 |
-1,18 |
-1,2 |
-0,1 |
-8,42 |
6 |
-0,41 |
-1,51 |
0 |
1,38 |
-1,5 |
-1,34 |
0,56 |
0 |
-1,2 |
0,32 |
-3,7 |
7 |
-1,58 |
-1,51 |
0,83 |
-1,62 |
-1,3 |
-1,34 |
0,56 |
0 |
-1,26 |
0,32 |
-6,96 |
8 |
-1,58 |
-1,51 |
0,83 |
-1,62 |
-1,3 |
-1,34 |
-0,36 |
0 |
-1,26 |
0,25 |
-7,89 |
9 |
-0,41 |
-1,51 |
0 |
-1,62 |
-1,5 |
-1,34 |
-0,36 |
0 |
-1,26 |
0,32 |
-7,68 |
10 |
1,46 |
-1,53 |
0,83 |
-0,22 |
-1,5 |
-1,34 |
0,56 |
0,46 |
-1,2 |
0,32 |
-2,22 |
11 |
-1,45 |
-1,51 |
-1 |
1,38 |
-1,3 |
-0,5 |
0,2 |
-1,08 |
-1,26 |
-1,8 |
-8,32 |
12 |
-1,58 |
-1,53 |
0 |
1,38 |
-1,5 |
-1,34 |
0,56 |
0,46 |
-1,2 |
-0,1 |
-4,85 |
13 |
-1,45 |
-1,53 |
-1 |
-1,62 |
-1,3 |
-1,34 |
0,56 |
-1,18 |
-1,2 |
0,25 |
-9,81 |
14 |
-1,58 |
-0,34 |
0,83 |
1,38 |
-1,5 |
-1,34 |
-0,36 |
-1,8 |
-1,26 |
0,25 |
-5,72 |
15 |
-1,45 |
-1,53 |
0 |
-1,62 |
-1,3 |
-1,34 |
-0,36 |
0 |
-1,2 |
-0,1 |
-8,9 |
Таблица 3 - Сводная таблица результатов по методике «САН»
N |
До эксперимента |
После эксперимента |
||||
Результаты по шкалам |
Результаты по шкалам |
|||||
С |
А |
Н |
С |
А |
Н |
|
1 |
5,5 |
5,1 |
4,8 |
6,3 |
6,0 |
6,1 |
2 |
2,3 |
2,4 |
2,2 |
6,2 |
6,6 |
6,6 |
3 |
3,9 |
3,6 |
1,9 |
6,4 |
6,5 |
6,8 |
4 |
2,3 |
1,9 |
3,0 |
6,2 |
6,5 |
6,4 |
5 |
3,3 |
2,5 |
2,8 |
6,8 |
6,5 |
6,0 |
6 |
2,6 |
4,3 |
2,6 |
6,9 |
5,8 |
6,7 |
7 |
2,2 |
2,7 |
2,5 |
6,6 |
6,5 |
6,2 |
8 |
2,3 |
2,8 |
2,1 |
6,0 |
6,4 |
6,4 |
9 |
2,2 |
2,6 |
1,9 |
6,5 |
6,5 |
6,0 |
10 |
3,2 |
3,1 |
2,3 |
6,8 |
6,5 |
6,8 |
11 |
2,8 |
2,8 |
3,4 |
6,8 |
6,7 |
6,5 |
12 |
3,7 |
1,7 |
3,3 |
6,2 |
6,5 |
6,7 |
13 |
2,7 |
3,4 |
3,1 |
6,0 |
6,6 |
6,7 |
14 |
3,5 |
2,1 |
2,1 |
6,8 |
6,5 |
6,5 |
15 |
2,7 |
2,5 |
2,3 |
6,3 |
6,1 |
6,2 |
Приложение С
(обязательное)
Вопросник
- Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, что нет прежней энергичности?
- Вам трудно бывает заснуть, если Вас что-нибудь тревожит?
- Чувствуете ли Вы себя подавленным и угнетенным?
- Бывает ли у Вас ощущение какого-либо беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин нет?
- Замечаете ли Вы, что сейчас испытываете меньшую потребность в дружбе и ласке, чем раньше?
- Приходит ли Вам мысль, что в Вашей жизни мало радости и счастья?
- Замечаете ли Вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?
- У Вас бывают периоды такого беспокойства, что Вы даже не можете усидеть на месте?
- Ожидание Вас тревожит и нервирует?
- У Вас бывают кошмарные сновидения?
- Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или за что-нибудь?
- Бывает ли у Вас чувство, что к Вам относятся безразлично, никто не стремится Вас понять и посочувствовать Вам и Вы ощущаете себя одиноким (одинокой)?
- Вы обращали внимание на то, что руки или ноги часто находятся у Вас в беспокойном движении?
- Чувствуете ли Вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость?
- Вам часто хочется побыть одному?
- Вы замечаете, что Ваши близкие относятся к Вам равно душно или даже неприязненно?
- Вы чувствуете себя скованно и неуверенно в обществе?
- Приходят ли Вам мысли, что Ваши подруги (друзья) или близкие более счастливы, чем Вы?
- Прежде, чем принять решение, Вы долго колеблетесь?
- У Вас возникает чувство, что во многих неприятностях виноваты Вы сами?
Приложение Т
Таблица - Таблица оптимизации производительности труда
Характеристики |
Флегматик |
Сангвиник |
Меланхолик |
Холерик |
Пер. с латинского. Жидкостная характеристика |
«слизь» |
«кровь» |
«черная желчь» |
«желчь» |
Вкусовая |
пресный |
сладкий |
горький |
кислый |
Температурная |
прохладный |
теплый |
горячеватый |
горячий |
Пластичность |
твердый |
ломкий |
мягкий |
гибкий |
Динамичность |
неподвижный |
переменно- подвижный |
малоподвижный |
подвижный |
Душевная эмоциональность |
равнодушный |
недобродушный |
добродушный |
душевный |
Работоспособность |
непроизводит. |
среднепроиз-водительная |
производит. |
высоко -произво-дительная |
Геометрическое изображение |
|
|
|
Приложение Ш (школа долголетия)
Методика отмежевывания от депрессивных.
Участникам эксперимента предлагается познакомиться с 3 типами таких личностных характеристик, которые могут привести к депрессиям разной степени: «К какому из трех видов личностных характеристик вы себя отнесете?» Испытуемые внимательно слушают и пытаются причислить себя к одной из групп характеристик:
а) стремление к вниманию со стороны окружающих, эгоцентризм, внушаемость, театральность, наигранность, поверхностность чувств, постоянное желание признания, обидчивость – истерический тип;
б) нерешительность, склонность к самомнениям, тревожная мнительность, опасение за своих близких, склонность к фобиям, навязчивостям, ритуалам – психастенический тип (характерен перфекционизм, препятствующий завершению задач);
в) легко меняющиеся настроения, склонность к невротическим реакциям, недостаточным самоконтролем, неустойчивостью в межличностных отношениях – эмоционально–неустойчивый.
Клиенты сами выбирают группу, к которой наиболее подходят их акцентуации. Затем предъявляются три типа депрессии и задается вопрос.
1. К какому типу депрессии вы отнесете свое состояние, хотя, по-видимому, среди вас таких нет.
а) сниженное настроение, утрата привычных интересов, способности получать удовольствие, утомляемость, невыраженные затруднения в выполнении обычной работы и социальной активности – легкая депрессия;
б) сниженное настроение, утрата привычных интересов сочетаются уже со значительными затруднениями в выполнении домашних дел и социальной активности – умеренная депрессия;
в) утрата привычных интересов, способности получать удовольствие, значительное беспокойство или заторможенность, потеря самоуважения, чувства никчемности и вины, соматические симптомы - выраженная депрессия. При этом -почти все относят себя к «а)».
Следующим пунктом данной методики является короткая дискуссия по вопросу сексапильность: « Как вы понимаете слово сексапильность?» Чаще всего ответы бывают такими:
а) привлекательность, личность, вызывающая желание общаться;
б) готовность к репродуктивности;
в) вызывающая эстетическое наслаждение внешность.
Исходя из данного списка перечисленных качеств, ключевыми словами здесь оказываются «привлекательная», «внешность». Далее предлагается прослушать описание внешности человека в состоянии выраженной депрессии:
мимика – взгляд направлен вниз, глазной контакт непродолжителен, углы рта опущены, печальные глаза и брови, туловище наклонено вперед, плечи опущены, речь медленная, голос тихий, мимика часто невыразительна и не изменяется в течение всего интервью.
После такого описания депрессивного человека у пациентов резко возрастает желание отторгнуть себя из группы депрессивных, которые являются весьма непривлекательными внешне, абсолютно несексапильными. Согласно теории З.Фрейда, « развитие и структура личности основаны на бессознательных жизненных влечениях, и особенно половых» [23]. Даже всякая особь инстинктивно стремится быть или стать привлекательным – закон живой природы.
Такая техника фрейдистского направления позволяет клиенту справиться с идентификацией себя не с больным, а здоровым человеком, помогает самому отмежеваться от подобного негативного состояния. Метод информационной психологии «отмежевывание от депрессивных» способствует адаптации бессознательного в социальной и враждебной реальности.
Одним из наиболее ярко воспринимаемых информативных моментов является знакомство с тремя типами личности, приводящими к депрессии и три типа депрессии. В их описании дается оговорка: надеемся, что среди вас таких нет. Клиент высказывает и показывает свое нежелание быть похожим на эти личности и, таким образом, происходит постепенное отторжение качеств, приводящих к депрессии.
Еще одной важной стороной двойного влияния на травмированный психо-эмоциональный фон является логотерапия системой антистрессовой этики, побуждающей высшие эмоции к действию – «оглянуться на тех, кому хуже пришлось», «оптимизм твой передается окружающим. Он заразителен». Эта связь личности с обществом коллектива обеспечит его значимость в социуме и значимость социума для нее, как смысл жизни, хотя он свой для каждого человека. Гуманистическая арт-психология создает уверенность в силах, вдохновляет и улучшает жизнеощущения.
Методика
Логотерапия (антистрессова этика)
«Главным вопросом в постстрессовой ситуации у клиента был и остается вопрос о смысле жизни» [30]
Используя такой подход В. Франкла, автор переосмыслила его и не прибегала к акцентированию на юморе, как возможности самоотстранения.
Техника логотерапии использована в работе следующими притчами-тезисами, предъявляющимися на табличках:
- Негатив – неизбежная данность, прими его с улыбкой.
- Не будь слишком гордым, чтобы не остаться в одиночестве.
- Вспомни о своих близких, которые ждут тебя и искренне к тебе относятся.
- Уравновешивай потребности и возможности, помни о балансе эмоций и разума.
- Удивляй новизной, будь гибким и ты будешь недосягаем для стресса и депрессий.
- Приподнимись над этой ситуацией, оглянись на тех, кому хуже пришлось.
- Полнота жизни - в горечи и наслаждении, всему - свое время, во всем – мера.
- Каждому жизнь всегда оставляет шанс для возвращения доброго имени, оптимизм твой передается окружающим, он заразителен.
* * *
CD-ROM "Музыкальная арома-шкатулка. Сеанс саморазгрузки" (лицевая сторона)
CD-ROM "Музыкальная арома-шкатулка. Сеанс саморазгрузки" (обратная сторона)
Патент на изобретение "Способ коррекции психоэмоционального состояния"
Обухова Ирина Григорьевна.
Исследование влияния музыки и запахов на психо-эмоциональную сферу личности в постстрессовый период
Дипломная работа