Общая характеристика мышления

Настроить шрифт

МышлениеМышление, как ощущение и восприятие, — психический процесс. Однако, в отличие от процессов чувственного познания, в процессе мышления происходит отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, свя­зях и отношениях.

Путем восприятия человек познает единичные предметы в совокупности всех их случайных и основ­ных признаков. Выделяя в процессе мышления основное, суще­ственное в явлениях, человек «проникает в глубь вещей», познает разнообразные зависимости между явлениями и их закономер­ности.

 

Этот процесс  характеризуется  следующими   особенностями:

1.  Процесс мышления и речи составляет сложное  единство. Мышление не «связано» с языком, но выражено в языке. Это было с предельной четкостью высказано К. Марксом, кото­рый говорил о том, что язык есть непосредственная действитель­ность мысли.

Несмотря на то что в онтогенезе отношения мышления и ре­чи своеобразны и изменчивы, невозможно изучать процесс мыш­ления у ребенка вне анализа развития его речи.

2. Мышление взрослого человека имеет обобщенный характер. О чем бы человек ни думал, над решением какой бы конкретной задачи ни трудился, он всегда мыслит посредством языка, значит, обобщенно. Слово «весна» обобщенно обозначает множество яв­лений обновления природы. Обобщенное понимание содержания, обозначенного словом «весна», позволяет человеку обозначить этим же словом и определенный период жизни человека, время расцвета его физических и духовных сил.

И. П. Павлов, определяя слово как особый сигнал действи­тельности, как специфический раздражитель, имеющий обобщен­ный характер, раскрывает и его отношение к мышлению.

Он писал о том, что речевые сигналы «представляют собой отвлечение от действительности и допускают обоб­щение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпи­ризм, а наконец и науку — орудие высшей ориентировки чело­века в окружающем мире и в себе самом» 1 .

-----------

1 И. П. Павлов. Поли. собр. соч., изд. 2, т. 111, кн. 2. М.— Л., Изд-во АН СССР, 1951, стр. 232—233.

Отражение связей, существующих между предметами н явле­ниями, совершается обычно в языковых формах, хотя некоторые связи, например пространственные и временные, человек может воспринимать и непосредственно.

Слова, обозначающие связи, существующие между какими-либо конкретными явлениями, выражают всегда обобщенное по­знание определенного рода отношений, существующих между предметами и явлениями окружающего нас мира.

Если сравнить два разных по содержанию предложения, на­пример: «Деревья шумят и клонятся, потому что сегодня силь­ный ветер» и «Движение борьбы за мир неуклонно разрастается, потому что все более активно народы мира выступают про­тив войны», то можно заметить, что в обоих этих утверждениях человек говорит о причинных связях, т. е. о связях одной и той же категории. Эти связи выражены словами «потому что», которые и являются обобщенным обозначением причинных за­висимостей, существующих в мире.

Следовательно, обобщенность мышления обеспечена обобща­ющим значением слова, являющегося сигналом, обозначающим различные, но всегда определенные категории связей.

3.  Для мышления характерна проблемность, т. е. поиск связей в каждом конкретном случае, в каждом явлении, состав­ляющем объект познания. Этот поиск начинается обычно в ответ на словесный сигнал. Таким сигналом является вопрос, с которо­го начинается процесс мышления. В вопросе формулируется за­дача мышления. При этом каждый вопрос сигнализирует совер­шенно определенный тип связи, раскрытие  которого  в  данном конкретном явлении и составляет задачу, вставшую перед чело­веком. Вопрос: «Чей мяч укатился?» — требует установления свя­зи только одной категории — отношений принадлежности. Вопрос: «Куда мяч покатился?» — сигнализирует также только один тип связи — направление,   место. Вопрос: «Почему мяч покатился?» — вызывает поиски причинных связей.

Вопрос есть одна из наиболее доказательных форм единства мышления и языка. Вопрос есть сигнал, и он вызывает ответ — специфическую для человека ориентировочную реакцию, поис­ковую  мыслительную деятельность.

Мышление есть решение определенной задачи, сформули­рованной в вопросе. Поиск ответа на поставленный вопрос придает процессу мышления нацеленный, организованный характер.

4. Мышление является стержнем любой умственной деятель­ности человека. Этим мыслительный процесс даже двухлетнего ребенка, осваивающего речь, качественно отличается от прими­тивных форм анализа и синтеза, доступных высшим животным. Поиск   путей   решения   осуществляется   животными   методами беспорядочных проб и ошибок, которые имеют направленность на достижение «приманки», но не на нацеленность. Сформулиро­ванная в вопросе потребность познать, понять имеет у человека осознанный характер. Мыслящий человек знает, что он не знает и что хочет узнать. Он знает, что он нашел, решив поставленную задачу.

Оформление задачи в вопросе является первым этапом мыс­лительного процесса, так как, прежде чем решать задачу, надо раскрыть категорию, в пределах которой лежат искомые связи. Найденное решение задачи есть понимание, т. е. установление новых для человека связей. Они составляют содержание новых знаний, которые он приобрел.

Понимание, т. е. замыкание новой связи, новой ассоциации, есть решение вставшей перед человеком новой задачи. И. П. Пав­лов писал: «Каждая маленькая первая ассоциация это есть мо­мент рождения мысли...» 1

Конечно, не только дети, но и взрослые не всегда сразу нахо­дят правильное решение поставленной задачи. Они устанавли­вают иногда не те связи, которые существуют в действительно­сти между явлениями или внутри каждого из них. Люди допус­кают ошибки. Практика рано или поздно докажет человеку правильность или ошибочность найденного им решения.

5. Процесс мышления совершается на основе уже накоплен­ного человеком опыта, имеющихся представлений, понятий, уме­ний и приемов мыслительной деятельности. Эта связь мыш­ления и знаний отчетливо выступает уже на первом этапе мыслительного процесса.

Если человеку задан такой вопрос, на который он может лег­ко ответить, используя имеющиеся у него готовые знания, мыш­ления нет. Работает только память. Если ученика III класса спра­шивают: «Какое сейчас время года?», «Как называется его род­ной город?» или «Для чего в конце предложения ставится точка?» — школьнику не надо думать, так как ответ у него име­ется в готовом виде.

Не возникает мыслительный процесс и в том случае, когда решение поставленной задачи требует использования таких зна­ний, которыми человек не владеет.

Чтобы решить математическую задачу, надо знать значение каждого числа, знать необходимые арифметические действия и уметь их применять там, где они необходимы. Однако, решая но­вую задачу, ученик должен перетасовать имеющиеся у него зна­ния, по-новому их использовать, применить их в необычных со­четаниях. Значит, в процессе мышления надо владеть не только прочными знаниями, но и рациональными способами оперирова­ния ими в соответствии с новой конкретной задачей.

–––––––––––

1 «Павловские среды», т. II. М., Изд-во АН СССР, 1955, стр. 585.

На отношение памяти и мышления   обратил   внимание еще П. П. Блонский. Ведь и результат мышления тоже связан с па­мятью: он обогащает опыт человека новым открытием.

Чем более системны, осмысленны и подвижны знания, тем более успешно может использовать их человек в мыслительной деятельности. Мышление есть оперирование зна­ниями.

6.  Мышление может   совершаться   на   уровне   практических действий или на уровне оперирования представлениями или сло­вами, т. е. «во внутреннем плане». Мыслительный процесс вклю­чает различные операции: сравнение, абстрагирование, конкретизацию и др. Каждая из этих операций есть своеобразное выражение основных процессов  анализа и синтеза. Успех решения зависит от степени овладения человеком   этими   специальными   умственными   умениями. Человек дол­жен   владеть   различными способами   (приемами)   умственной деятельности.

Чаще всего для решения мыслительной задачи нужно исполь­зовать не одну какую-то умственную операцию (только сравне­ние или только обобщение), а целую систему операций. Нужно уметь применить разные формы мышления: умозаключения, рас­суждения в определенных их сочетаниях с другими формами и операциями. Умение использовать разные операции и приемы мышления в каждом конкретном случае свидетельствует о высо­ком умственном (мыслительном) развитии человека.

7.  Процесс   мышления   неотделим   от  деятель­ности   всей   личности.   Осознание   необходимости   найти способ вернуть больному человеку работоспособность, доставить через линию фронта важное донесение или повысить эффектив­ность своей преподавательской работы побуждает врача, бойца, учителя к упорным и напряженным поискам путей для решения этих сложных задач.

Чем труднее и необычнее задача, чем желаннее цель, чем глубже искомые связи, тем более напряженным будет весь про­цесс мышления и тем выше эмоциональное отношение человека к результатам своей деятельности.

Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для сту­дентов педагогических ин-тов. М.: Просвещение, 1971. – 415 с. С. 235-238.