Эйнштейн однажды написал: «Человек является частью целого, называемого “вселенная”, частью, ограниченной в пространстве и времени. Он ощущает себя, свои мысли и переживания как нечто, отдельное от остального, но это иллюзия, что-то вроде оптического обмана его сознания...».
Помните о своей связи с жизнью
В университете я изучал антропологию — науку о человеческой природе и культуре. В ходе своих исследований я узнал, что взаимосвязь людей — антропологический факт. Мы не существуем сами по себе, мы надежно вплетены в большую паутину живых существ. Мы тесно связаны в биологическом, экономическом, социальном и культурном планах. Однако все мы слишком легко забываем нашу связь с жизнью.
Иногда взгляд через «оптический обман» Эйнштейна вызывает настоящий шок. Доктор Джил Боулт Тейлор, нейрофизиолог из Гарварда, в возрасте тридцати семи лет перенесла инсульт, поразивший левое полушарие мозга. «Сколь многим ученым представляется возможность изучить собственный мозг изнутри? — спрашивала она. — В течение четырех часов я наблюдала за тем, как мой мозг теряет способность обрабатывать информацию. В то утро я не могла ходить, говорить, читать, писать или вспомнить хоть какой-то момент из своей жизни».
Тогда же Тейлор, к ее великому удивлению, начала испытывать эйфорию: она избавилась от всех тревог. «Представьте, как бы вы чувствовали себя, отключившись от постоянной болтовни мозга. Я ощущала миролюбие». Чувство обособленности — оптическая иллюзия — исчезло, и Тейлор снова ощутила связь с жизнью. Даже не подозревая об этом, Джил изменила восприятие мира на дружелюбное.
Ей понадобилось восемь лет, чтобы оправиться от инсульта. Процесс восстановления протекал медленно и сложно, но желание Тейлор поделиться с другими состоянием счастья и покоя мотивировало ее. Она разобралась в происходящем с точки зрения различий функций мозговых полушарий.
Если коротко, то левая сторона мозга (пострадавшая у Тейлор) отвечает за речь, логику, суждения и чувство времени — инструменты, необходимые в повседневной жизни.
«Наше левое полушарие мыслит линейно, создает и понимает речь, определяет границы ее начала и конца, делает суждения о том, что верно, а что нет, и является владыкой деталей, деталей и деталей этих деталей... Оно сосредотачивается на наших отличиях и специализируется на критике непохожих на нас.» — полагает Тейлор [11].
Если левое полушарие отвечает за чувство обособленности от других, то за счет правого мы ощущаем связь с жизнью и окружающими.
«Наше правое полушарие фокусируется на сходствах, на настоящем моменте. оно сострадательно, эмоционально, открыто и поддерживает посторонних людей», — считает Тейлор.
Мы нуждаемся в левом полушарии: оно защищает от опасностей. Но правое также необходимо, чтобы мы ощущали связь с миром и удовлетворенность, которую почувствовала Тейлор после инсульта. Правое полушарие помогает нам утвердительно ответить на вопрос Эйнштейна.
Тейлор случайно удалось полностью «подключиться» к правому полушарию. А найдя этот путь один раз, она смогла находить его снова и снова. Но как насчет остальных? Как нам сознательно заглушить голос левого полушария, когда он не приносит пользу?
Один из способов, по мнению Тейлор, — творческие и физические занятия, тренирующие правое полушарие. Сама Джилл, например, катается на водных лыжах, играет на гитаре и создает витражи. А моим любимым времяпрепровождением (с шестилетнего возраста: тогда я жил в швейцарских Альпах) является восхождение в горы. Вид с вершины захватывает дух. Кажется, что мир простирается подо мной, а небо — надо мной, а я уменьшаюсь, ухожу на второй план — маленькая точка заняла свое место на холсте вселенной. Я чувствую себя бесконечно ничтожным и одновременно бесконечно большим, присмиренным и возвышенным.
Мы настолько привыкли видеть мир через призму левого полушария, логического, критического и полного границ, что такую всеобщую связанность трудно понять.
Однако мы рождаемся с этим ощущением: младенцы в утробе и новорожденные, сосущие грудь, естественным образом чувствуют связь, плохо представляя, где заканчивается их тело и начинается тело матери. Будучи взрослыми, мы ловим проблески большей картины в моменты глубокой любви или созерцая красоту. Каждый имеет врожденную способность соединиться с окружающим, нужно всего лишь практиковаться.
Поскольку действительность гораздо чаще привлекает к работе левое полушарие, нам стоит ежедневно тренироваться и развивать способности правого.
Каждый день мы можем провести некоторое время на нашей «внутренней горе» — погуляв в парке, немного посидев в тишине или уделив время медитации или молитве. Мы можем созерцать или создать произведение искусства, мы можем послушать или сыграть красивое музыкальное произведение. Регулярно медитируя, гуляя в парке, просто сидя в тишине, мы создаем нервные пути назад к правому полушарию, и чем чаще они используются, тем сильнее становятся.
И потом, если мы попадем в трудную ситуацию, нам будет проще получить доступ к правому полушарию. Я вспоминаю, как отправился гулять по Парижу перед важными деловыми переговорами, которые должны были прекратить ожесточенный спор с большими ставками. Обе стороны переживали: борьба касалась их семей, а юридические услуги стоили миллионы долларов. В конце моей прогулки я случайно наткнулся на новую выставку скульптур на Вандом- ской площади. Под ярким солнцем статуи выглядели потрясающе: гигантские серебряные и золотые будды из Китая, сияющие улыбками и явно вовсю наслаждающиеся жизнью. Их созерцание дало мне возможность увидеть острый конфликт в иной перспективе.
Час спустя, за обедом, мой коллега, выдающийся банкир, представляя другую сторону, спросил меня, почему я попросил о встрече. И я ответил: «Потому что жизнь слишком коротка! Слишком коротка для этих взаимно разрушительных споров, создающих стресс окружающим и сопровождающихся напряжением и огромными потерями ресурсов». Эта простая фраза, вызвавшая картину взаимосвязанности, помогла установить конструктивный тон для последовавших успешных переговоров.
Уильям Юри. Договорись с собой... и другими достойными оппонентами.