5.2. Двухчленное строение

Настроить шрифт

Стабильная стадия («возраст») имеет «двухчленное строение», т. е. делится на 2 части – «первую» и «вторую» [11]. Выготский привел пример разделения стабильной стадии на две фазы в работе, посвященной «раннему возрасту».

В нем их эмпирически выявили «немецкие исследователи», назвавшие его первую фазу «Ur-wir» («пра-мы»), а вторую фазу обозначившие как «стадию внешнего "я" – в этом "мы"» [12]. Отразим эту «двухчленную» структуру «раннего возраста» в табл. 12.

Двухчленное строение раннего возраста

Обе фазы имеют конкретный психологический смысл в плане развития регуляции. Для первой фазы («пра-мы») характерно такое слитное со взрослым сознание ребенка, «которое предшествует пониманию "я" и из которого "я" только выделяется». До окончания этой фазы ребенок еще не стал субъектом регуляции наряду с взрослым и подчинен внешней регуляции со стороны взрослого. Во второй фазе («внешнего "я" – в этом "мы"») уже «я» ребенка из начальной слитности выделилось (стало в этом смысле «внешним "я"»): теперь ребенок – тоже субъект регуляции. При этом ребенок еще продолжает быть «в этом "мы"», оставаясь в пределах «возраста» «вплетенным в состояние "пра-мы"», т. е. подчиненным внешней регуляции со стороны взрослого [13]. Иными словами, во второй фазе ребенок, оставаясь объектом регуляции, уже является и ее субъектом.

Превращение ребенка в субъекта регуляции наряду с взрослым представляет интерес как психологический признак, отличающий вторую фазу от первой. Причем признак, существенный в плане развития регуляции (формирования саморегуляции) [14].

Если «немецкие исследователи» разделили на две фазы конкретную стадию развития – «ранний возраст» (табл. 12), то Выготский ввел разделение на две фазы стабильного «возраста». С такой точки зрения, все стабильные стадии имеют «двухчленное строение»: делятся на две части – «первую» и «вторую» [15]. Отразим эту общую схему «двухчленного строения» всякого стабильного «возраста» в таблице 13.

Двухчленное строение стабильной стадии

При разделении стадии на две такие смежные фазы начало «первой» из них – это начало всей стадии, конец «второй» – это конец той же стадии, а конец «первой» фазы – это начало «второй» (табл. 13). Если выясняется, что две границы в действительности являются одной границей, то они определяются по одному и тому же признаку (3.4.1). Поэтому признак начала «первой» фазы – это признак начала всей стадии, признак конца «первой» фазы – это признак начала «второй», а признак конца «второй» фазы – это признак конца всей стадии (т. е. начала следующей). Как и стадии, фазы определяются по признаку их начала, а не окончания (3.4.1).

Общие признаки начала и окончания стабильной стадии уже выявлены: в ее начале ребенок стал объектом внешней регуляции со стороны взрослого; в ее конце ребенок перестал быть объектом внешней регуляции со стороны взрослого (4.7). Вначале «второй» фазы ребенок впервые в данном «возрасте» стал субъектом регуляции (см. выше). Кто при этом является ее объектом – взрослый [16] или сам ребенок? «Общая последовательность культурного развития ребенка такова: сначала другие люди (регулятивно. – С. К.) действуют по отношению к ребенку, затем ребенок … начинает действовать на других и только в конце начинает действовать по отношению к себе» [17]. Ребенок стал субъектом регуляции уже в тот момент, когда начал воздействовать на других. Значит, вначале «второй» фазы ребенок стал субъектом регуляции по отношению к взрослому, а не к самому себе [18].

Исходя из этого, общий признак «первой» фазы любой стабильной стадии: ребенок стал объектом внешней регуляции со стороны взрослого. Общий признак «второй» фазы любой стабильной стадии: ребенок стал субъектом внешней регуляции поведения взрослого. Признаки «первой» и «второй» фаз – это сформированные к их началу регулятивные процессы.

Каждой фазе стабильной стадии соответствует неразрывно связанная с ней фазная ЗБР, причем ее границами являются границы фазы (с теми же признаками): подобно тому, как дело обстоит со стадиями и стадиальными ЗБР, и на том же основании (3.4.2). Для установления же направления дальнейшего развития важен признак окончания фазы (уровня потенциального развития фазной ЗБР). Если в поведении ребенка появился признак начала фазы, то в его фазной ЗБР находится признак конца этой же фазы, т. е. признак начала следующего смежного отрезка развития [19].

Отразим сказанное в табл. 14 (ср. информацию о стабильной стадии в табл. 6 в 4.7).

Двухчленное строение стабильного возраста и фазные ЗБР

В таблице 14 указана регуляция ее субъектом ее объекта [21](например: взрослым ребенка, ребенком – взрослого, ребенком – себя). Таким же образом будем поступать и в дальнейшем.

Сноски

[11] Выготский Л. С., [69], с. 255. Существование внутри каждого стабильного возраста («периода») двух «фаз» отметил на своей схеме периодизации онтогенеза и Д.Б. Эльконин ([305], с. 19). У Л. С. Выготского использовано слово «стадии» ([69], с. 255). Но мы не можем называть части «возраста» стадиями, так как уже зафиксировали слово «стадия» в качестве термина, обозначающего целые «возрасты» и «кризисы» (3.4.1), а не их части. См. также Приложение 1.
[12] Выготский Л. С., [79], с. 346-347.
[13] Выготский Л. С., [79], с. 346-347. «Вплетенность» преодолевается в конце «возраста», когда ребенок уже способен отвергать внешнюю регуляцию со стороны взрослого (4.7).
[14] Ср. уже опубликованный анализ двухфазного строения «младенческого», «раннего» и «дошкольного» «возрастов»: Касвинов C. Г., [138], [139], [140].
[15] Выготский Л. С., [69], с. 255.
[16] В настоящем исследовании нас интересуют прежде всего регулятивные отношения между ребенком и взрослым (родителем, педагогом, психологом), а не между ребенком и другими детьми: именно взрослый является организатором воспитания, обучения, психологической практики (Выготский Л. С., [65], с. 62, на примере учителя).
[17] Выготский Л. С., [52], с. 225.
[18] Далее это будет показано на примере не только «раннего возраста», но и других стабильных стадий. См. также: Касвинов С.Г., [138], с. 141, и [140], с. 86, 91.
[19] Начала следующей фазы стабильного «возраста» или (для его последней фазы) начала новой нестабильной стадии.
[20] Осуществляемая независимо от внешней регуляции (с ее отвержением, игнорированием).
[21] Взрослый регулирует не непосредственно поведение ребенка, а его внутреннее состояние, вследствие изменения которого сам ребенок меняет свое поведение как субъект этой исполнительной активности (4.1.2). Например, взрослый (в регулятивных целях) предлагает детям игру, в которой они согласно сюжету должны будут совершить нужные взрослому действия (Эльконин Д.Б., [309], с. 4). И дети совершают эти действия потому, что они взяли на себя роль, т. е. как субъекты соответствующей исполнительной активности внутри игровой ситуации.

Касвинов С. Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков.