8.2.4. Построение теории без непосредственного обращения к чувственному опыту

Настроить шрифт

В последнее время стала актуальной проблема создания «теоретической психологии как особой отрасли науки». Хотя «психологии по своим теоретическим достижениям … далеко до физики», психологи уже тоже не могут ограничиваться лишь областью эмпирического опыта: рядом с экспериментальной психологией должна существовать теоретическая психология [162].

 Имеется в виду такое «теоретическое знание», которое представляет собой «систематически изложенное обобщение, позволяющее объяснять и предсказывать явления», дающее возможность «переходов от одного утверждения к другому без непосредственного обращения к чувственному опыту» [163].

Следует подчеркнуть: в психологии теоретическое мышление может оперировать понятиями без непосредственного обращения к эмпирическим данным, но не без опосредованного обращения к ним [164].

Л. С. Выготский – «один из крупнейших психологов-теоретиков ХХ в.», и «именно в теоретико-методологическом плане сегодняшняя актуальность работ» ученого [165]. Сейчас для нас важно то, что эти работы отражают его представления о построении теории в психологии. При изучении части его психологической системы мы пытались понять, какой могла бы быть эта часть в завершенном автором виде. Тем самым, мы пытались также понять, что такое психологическая теория в «логике» Выготского [166] (2.2). Она действительно позволяет строить логичную теорию в психологии, переходя «от одного утверждения к другому без непосредственного обращения к чувственному опыту» [167]. Что представляет интерес в плане продвижения к созданию теоретической психологии.

В части II нетрудно найти фактически осуществленные или основательно подготовленные Выготским [168] примеры теоретизирования без непосредственного обращения к эмпирическому опыту. В частности, из «возрастной периодизации» (3.4.1), периодического чередования в ней «возрастов» и «кризисов» (3.5) как процессов формирования регуляции (4.1), соответствующих колебаний величины «относительной трудновоспитуемости» (4.2), а также периодических «складываний» и «аннулирований» «социальной ситуации развития» (4.5) логически вытекают признаки стадий (4.7). Из этих признаков и структуры процесса интериоризации следует вывод о существовании в каждой такой стадии интерфазы, экстрафазы и интрафазы (5.3). В ходе реконструкции в этих случаях непосредственная опора на эмпирические данные отсутствует. Теоретическая же психология, в сущности, отличается от теоретической реконструкции в истории психологии тем, что там осуществляется конструкция (конструирование) новой теории, а не реконструкция уже существующей.

Отсутствие такой опоры ни в коей мере не превращает изучаемую часть психологической системы Выготского (часть II и глава 1) в чисто теоретическую схему, не имеющую связи с опытом, с эмпирической реальностью (часть III). Реконструированная теория ученого построена без непосредственного обращения к чувственному опыту, но с опосредованным обращением к нему, осуществляемым через отражающие этот опыт понятия, из которых строится теория и которыми она оперирует. Именно такой и должна быть теоретическая психология: логичной, отвлеченной, но в то же время связанной с реальностью [169].

Примеры теоретических рассуждений в русле реконструированной части психологической системы Выготского приведены чуть ниже (8.3).

Сноски


[162] В физике давно выделены две сферы: теоретическая физика и экспериментальная физика. Соответственно, среди ученых есть физики-теоретики и физики-экспериментаторы. 
[163] Петровский А.В., Ярошевский М.Г., [231], с. 3, 11-12, 25 (курсив мой – С. К.). Ср. выведение в физике одних формул из других чисто теоретическим путем математических преобразований. Разумеется, это – не единственно возможный способ отвлеченного теоретизирования. В психологии оно может иметь иную форму. Например, ту, какую оно имеет в реконструированной теории Выготского: напоминающую, скорее, способ рассуждения на основе таблицы Менделеева в химии, чем выведение формул в физике. 
[164] Сами научные понятия, которыми оперирует теоретик, отражают (в отвлеченном виде) эмпирический опыт. Если бы, например, теоретик абстрагировал от понятий условный рефлекс и безусловный рефлекс более общее понятие рефлекс, то ученый, пусть неявно и не непосредственно, но все же опирался бы на эмпирический опыт, отраженный в понятиях условный рефлекс и безусловный рефлекс.
[165] Леонтьев А.Н., [176], с. 10.
[166] К «логике» ученого относится присущий ему способ мышления, который логичен, что нетрудно заметить при внимательном чтении работ Л. С. Выготского. Это не удивительно: он учился на юридическом факультете, где, очевидно, изучал формальную логику. Поскольку же будущий великий психолог уже в гимназические годы увлекся диалектикой Г. В. Ф. Гегеля, надо отметить следующее. Формально-логическая правильность для истинно диалектической теории неизбежна: как подчеркнул В. В. Давыдов, присущая формальной логике «рассудочность» – необходимый момент диалектического мышления, придающий «его понятиям твердость и определенность». В связи с этим Давыдов привел следующие слова Гегеля: «Образованный человек не удовлетворяется туманным и неопределенным, а схватывает предметы в их четкой определенности» ( [90], с. 181-182). В реконструированной теории Выготского логика применяется, а «туман» отсутствует. Речь идет, разумеется, о логичности рассуждений, а не об использовании в психологической теории терминов и формул науки логики в явном виде.
[167] Как мы видели выше в процессе реконструкции (часть II).
[168] Но вследствие его ранней смерти не всегда доведенные им до полной отчетливости.
[169] Ср., например, теоретические построения И. Ньютона и А. Эйнштейна в физике.

Касвинов С. Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков. - Харьков: Райдер, 2013. Опубликовано с разрешения автора.