7.1. Младенческий возраст (МВ)

Настроить шрифт

Применим последовательный способ анализа структуры «возраста» (табл. 21 в 5.6). Т. е. будем искать признаки фаз данного «возраста» в порядке их наступления в ходе развития.

Протофаза «младенческого возраста» (МВ-П)

Ее нижняя граница – это начало всей данной стадии с его признаком (1.2.9, 5.4). Признак начала «младенческого возраста»: ребенок стал объектом регуляции со стороны взрослого посредством первосигнальной вещи (6.1). Сложной первосигнальной вещьюявляется внешняя ситуация,воспринимаемая по первой сигнальной системе (1.2.7,4.8.2).

Начало «младенческого возраста» – около 2 месяцев (6.1; табл. 35 в 6.6). Нижняя граница его протофазы характеризуется этим же признаком и временем его появления.

Верхняя граница протофазы – это нижняя граница аллофазы [3] (1.2.9, 5.4).

Аллофаза «младенческого возраста» (МВ-А)

Признак начала этой аллофазы: ребенок стал субъектом регуляции поведения взрослого (1.2.9, 5.4) посредством первосигнальной вещи [4]. Этот признак надо искать внутри стадии – между 2 и 14-15 месяцами (6.1; табл. 35 в 6.6).

После 6 месяцев – «во втором полугодии» 1-го года – у младенца наблюдается «активное стремление к общению», выражающееся, в частности, в том, что ребенок «тянется к человеку, хватает его и недоволен, когда тот удаляется» [5]. Хватая и пытаясь удержать взрослого, младенец осуществляет регулятивное воздействие на него (насколько успешно – другой вопрос). «Во второй половине первого года» в поведении ребенка появляются и «элементы привлечения внимания взрослых в виде манипулятивных действий», он также «пытается вовлечь взрослого в продолжение … действия» [6]. Например, ребенок после 6 месяцев (а именно в 8 месяцев) хватает руку матери, «кладет руку матери» на предмет, которым она до того манипулировала, «и подталкивает, чтобы заставить мать повторить действие» [7]. Овладевая хватанием, ребенок обретает возможность, воздействуя на окружающее, создавать или изменять внешнюю ситуацию (средство регуляции) и таким путем регулировать поведение взрослого.

М. И. Лисина проводит границу внутри младенчества в 6 месяцев в связи с окончанием эпохи «ситуативно-личностного общения ребенка со взрослым», для которой характерно то, что «дети еще не овладели хватательными движениями». S. и N. Greenspan выделили в младенчестве этап от 2 до 7 месяцев, который они назвали «влюбленностью» ребенка во взрослого. Окончание «влюбленности», по-видимому, связано с тем, что ребенок стал субъектом регуляции взрослого [8].

Становление субъектом регуляции связано с овладением ее средством (5.4), в данном «возрасте» – первосигнальной вещью; сложной первосигнальной вещью является внешняя ситуация (6.1). После 6 месяцев младенец способен применять хватание для создания такой ситуации и регуляции взрослого с ее помощью. Такая активность ребенка может рассматриваться как регулятивная моторика в отличие от присущей младенцу и ранее исполнительной моторики (внутриситуативной, регулируемой) [9].

Ориентировочная дата нижней границы аллофазы – 6-7 месяцев. Таким образом, верхняя граница протофазы – тоже 6-7 месяцев. Отразим это в таблице 37.

Таблица 37

Ориентировочные хронологические границы фаз «младенческого возраста» (МВ) и связанных с ними ЗБР [10]

Стадия и ее хронологические границы

МВ
2 – 14-15 месяцев

Фазы и их хронологические границы

МВ-П
2 – 6-7 мес.

МВ-А
6-7 – 9-10 мес.

МВ-Э
9-10 – 12 мес.

МВ-И
12 – 14-15 мес.


Верхняя граница (конец) аллофазы – это нижняя граница (начало) экстрафазы (5.4).

Экстрафаза «младенческого возраста» (МВ-Э)

Признак ее начала: ребенок стал субъектом внешней саморегуляции (1.2.9, 5.3) посредством первосигнальной вещи (4.8.2, 6.1). Другая сторона этого же признака – появление негативного поведения (5.5.1).

«Знаменательный поворотный пункт» в развитии младенца – «10-й месяц», когда происходит «исчезновение бесцельных движений» [11]. Движения перестали быть бесцельными –значит, они стали регулироваться младенцем.

Отметив, что «в опытах Бюлера первые проявления практического интеллекта относились к 10–12-му месяцам», Выготский уточнил: уже «у 9-месячного эти проявления наблюдаются в развернутом виде». Причем «сущность интеллектуальных проявлений ребенка заключается в первых разумных и целесообразных, не врожденных и не заученных, а вновь возникающих в данной ситуации действиях руки, связанных с наипростейшим применением обходных путей и употреблением орудий» [12]. Это – саморегулируемая активность младенца.

На 10-м месяце – т. е. в 9-10 месяцев – обнаруживается признак начала экстрафазы: ребенок стал субъектом саморегуляции посредством внешней первосигнальной вещи (ситуации). В это время ребенок может сам создать внешнюю ситуацию: он стал способен к этому уже на нижней границе аллофазы (см. выше).

С тем, что у ребенка в это время сформирована внешняя саморегуляция, связано то, что «средний возраст, в котором младенец может принять вертикальное положение и стоять, держась за мебель, – между 9 и 10 месяцами», а многие в это время делают и «первые шаги, держась за мебель» [13]. Мебель выступает здесь в качестве компонента внешней ситуации: это – первосигнальная вещь, посредством которой ребенок регулирует свое поведение (принимает и сохраняет вертикальное положение).

Ориентировочная дата нижней границы экстрафазы – 9-10 месяцев (табл. 37).

Верхняя граница экстрафазы – это нижняя граница интрафазы (5.3).

Интрафаза «младенческого возраста» (МВ-И)

Признак ее нижней границы (начала): ребенок стал субъектом несамостоятельной внутренней саморегуляции (5.3) посредством первосигнальной вещи (ситуации) (4.8.2, 6.1). Которая в начале интрафазы тоже стала внутренней: перешла в план представлений (5.3, 6.1).

Внутренняя саморегуляция посредством представления – интериоризованной первосигнальной вещи (ситуации) – обнаруживается уже на границе 1-го и 2-го года, т. е. около 12 месяцев. «К началу второго года ребенок уже активен не только тогда, когда непосредственно воспринимает … интересные для него предметы…, но и тогда, когда им руководит лишь представление … о тех предметах, которых в данный момент нет перед его глазами» [14]. Примерно в то же время ребенок начинает ходить, уже не держась за мебель или другие дополнительные опоры, т. е. обходясь без внешней вещи как средства регуляции (а значит, осуществляя внутреннюю саморегуляцию).

Но влияние внешней воспринимаемой ситуации на младенца в начале интрафазы еще не исчезает. Оно преодолевается им лишь к 14-15 месяцам, т. е. к концу «возраста», когда у ребенка сформирована самостоятельная внутренняя регуляция (6.1). Признак конца интрафазы – это признак окончания всей стабильной стадии (5.3), т. е. отвержение ребенком внешней регуляции со стороны взрослого посредством первосигнальной вещи (ситуации) (4.8.4, 6.1). Этот признак обнаруживается около 1 года 2-3 месяцев, т. е. примерно в 14-15 месяцев, когда младенцы уже способны регулировать свое поведение исключительно представлениями, игнорируя внешнюю воспринимаемую ситуацию (6.1). В этом смысле – самостоятельно: «появление мотивирующих представлений» в конце «младенческого возраста» (6.1) «избавляет ребенка от … ситуативности» поведения [15]. На протяжении интрафазы внутренняя саморегуляция становится самостоятельной.

Ориентировочная дата нижней границы интрафазы – около 12 месяцев; верхняя граница интрафазы – в 14-15 месяцев (табл. 37).

Фазные ЗБР детей «младенческого возраста»

Границы протофазной, аллофазной, экстрафазной и интрафазной ЗБР – те же, что у связанных с ними фаз (3.4.2; табл. 37).

Сноски


[3] Эта же граница делит данный «возраст» на «первую» и «вторую» фазы (5.2), причем «первая» – это протофаза (5.4). Разделение «младенческого возраста» на «первую» и «вторую» фазы: Касвинов С. Г., [138]. 
[4] См. 1.2.7, 1.2.8, 4.8.2, 6.1. Ср.: первая собственная деятельность младенца – управление взрослым с помощью создаваемых ребенком средств (Зинченко В. П., [131], с. 414).
[5] Выготский Л. С., [59], с. 301.
[6] Эльконин Д. Б., [308], с. 49, 93.
[7] Наблюдение Ж. Пиаже. Цит. по [215], с. 59.
[8] Лисина М. И., [187], с. 158; Крайг Г., [163], с. 301-302.
[9] Например, в «комплексе оживления» при появлении взрослого (первосигнальная ситуация).
[10] Границы фазной ЗБР – это границы связанной с ней фазы, подобно тому, как границами стадиальной ЗБР являются границы стадии (3.4.2).
[11] Выготский Л. С., [59], с. 284.
[12] Выготский Л. С., [59], с. 299.
[13] Ньюкомб Н., [223], с. 126; Крайг Г., [163], с. 223. 
[14] Божович Л.И., [24], с. 169. Ср. результаты наблюдений К.Н. Поливановой: около 11 месяцев ребенок еще выдвигает свое «ярко окрашенное» аффектом требование запретного предмета, когда тот находится в поле восприятия, а «несколько позже по времени появления» симптома аналогичное требование выдвигается младенцем и тогда, когда вожделенный предмет «находится вне поля восприятия», т. е. дан лишь в представлении ( [240], с. 44).
[15] Божович Л. И., [24], с. 170.

Касвинов С. Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков. - Харьков: Райдер, 2013. Опубликовано с разрешения автора.