5.3. «Интер», «экстра», «интра»: фазы интериоризации регуляции

Настроить шрифт

На протяжении стабильной стадии (в стабильной стадиальной ЗБР) происходит формирование саморегуляции путем интериоризации внешней регуляции (4.5.4).

Процесс интериоризации протекает в три этапа, наступающие в ходе развития в такой последовательности: 1) интерпсихологический, 2) экстрапсихологический, 3) интрапсихологический [22]. Выготский выделял эти этапы применительно к регуляции, о чем свидетельствуют его слова об интерпсихологическом этапе: «я приказываю, вы выполняете» [23]. Этими словами ученый привел пример интерпсихологической (т. е. внешней) регуляции, но не исчерпал здесь ее варианты: если вы приказываете, а я выполняю, то регуляция также является интерпсихологической, хотя и имеет противоположную направленность. На наличие двух направленностей интерпсихологической регуляции Выготский указал в другом месте: «Средство воздействия (личности. – С.К.) на себя первоначально есть средство воздействия (этой личности. – С.К.) на других или средство воздействия других на личность» [24].

Так как интериоризация регуляции происходит именно на протяжении стабильной стадии (4.5.4), эта стадия состоит из трех указанных этапов. Или, иначе говоря, стабильная стадия разделяется на эти этапы как на определенные части (фазы).

При понимании перечисленных этапов интериоризации регуляции как фаз стабильного «возраста» логично называть интерпсихологический этап интерфазой, экстрапсихологический этап – экстрафазой, интрапсихологический этап – интрафазой [25] А связанные с этими фазами возрастные ЗБР называть, соответственно, интерфазной ЗБР, экстрафазной ЗБР и интрафазной ЗБР.

Как и все отрезки развития, фазы интериоризации регуляции должны выделяться по признаку их начала (3.4.1). В данном случае оно определяется по сложившемуся к началу фазы подвиду регуляции: вид регуляции выше был соотнесен с целой стадией (4.8.2, 4.8.4). Причем конец всякого отрезка развития – это начало следующего смежного отрезка развития, а признак конца предыдущего отрезка развития – это признак начала следующего смежного отрезка развития (3.4.1). Поэтому любую фазу интериоризации регуляции надо понимать как отрезок развития от момента, к которому сформирован один из этих подвидов регуляции, до момента, к которому сформирован следующий ее подвид [26]. (Или вид, если в качестве смежного отрезка развития рассматривается иная стадия, а не фаза той же стадии.)

Выявим признаки границ интерфазы, экстрафазы и интрафазы.

Интерфаза

Она – первая из фаз интериоризации регуляции, на которые разделяется стабильный «возраст» (см. выше). Значит, начало интерфазы – это начало всей стабильной стадии. Соответственно, признак начала интерфазы – это уже известный нам признак начала стабильного «возраста» (4.7). Таким образом, признак начала интерфазы стабильной стадии – сформированная внешняя регуляция ребенка взрослым.

В начале «второй» фазы ребенок является уже не только объектом внешней регуляции, но и субъектом внешней же регуляции взрослого (5.2). В обоих этих вариантах регуляция является процессом внешним, интерпсихологическим. Так как она остается интерпсихологическим процессом и после начала «второй» фазы, на границе «первой» и «второй» фаз интерфаза не заканчивается. Эта граница разделяет интерфазу надвое [27] (табл. 15; ср. табл. 13).

Фазы интериоризации регуляции

Интерфаза не совпадает ни с «первой» фазой, ни со «второй», являясь особой частью (фазой) стабильного «возраста». Как и остальные фазы интериоризации регуляции (табл. 15).

Конец интерфазы – это начало экстрафазы.

Экстрафаза

Она представляет собой экстрапсихологический этап интериоризации регуляции. Признак начала которого – сформированная внешняя саморегуляция с помощью внешнего же средства: «я начинаю говорить (т. е. «приказывать». – С.К.) сам себе» [28]. Признак начала экстрафазы: ребенок стал субъектом внешней саморегуляции.

Конец экстрафазы – это начало интрафазы (табл. 15).

Интрафаза

Выготский писал, используя язык физиологии, что с наступлением интрапсихологического этапа «два пункта мозга, которые извне возбуждаются, имеют тенденцию действовать в единой системе и превращаются в интракортикальный пункт» [29]. На язык психологии [30] это можно перевести так. На интрапсихологическом этапе (в отличие от экстрапсихологического этапа) ребенок уже способен к внутренней саморегуляции [31]. Но эти акты саморегуляции еще несамостоятельны в том смысле, что онизависимы от внешней среды, от внешней регуляции («извне возбуждаются»). Признак начала интрафазы: ребенок стал субъектом несамостоятельной внутренней саморегуляции.

При разделении стабильной стадии на смежные части (фазы) конец последней из них (интрафазы) – это конец всей стадии. Поэтому признак ее конца и является признаком конца интрафазы: ребенок стал субъектом самостоятельной внутренней саморегуляции [32](4.7).

В начале интрафазы саморегуляция уже интериоризована, но пока лишь в том смысле, что ребенок освободился от необходимости во внешней саморегуляции (с помощью внешнего средства) [33]. Внутренняя саморегуляция еще не стала самостоятельной (независимой от внешней среды, внешней регуляции), т. е. полностью сформированной.

С переходом ребенка в интрафазу повышается степень его свободы от взрослого. Последний до этого имел возможность непосредственно воздействовать на внешнюю саморегуляцию ребенка, в том числе – на ее внешнее средство (4.8.2). Теперь взрослый лишился такой возможности по отношению к внутренней саморегуляции и ее внутреннему же средству (представлению): их невозможно наблюдать извне и непосредственно контролировать.

В конце же интрафазы (и всего «возраста») ребенок уже стал способен совсем отвергать внешнюю регуляцию, игнорировать ее: «приказы» ребенка самому себе уже не «извне возбуждаются», а изнутри, независимо от внешней среды, от внешней регуляции. В этом смысле – самостоятельно, что является признаком окончания всей стабильной стадии (4.7), а значит, и ее интрафазы.

На протяжении интрафазы внутренняя саморегуляция становится самостоятельной. Результат этого процесса и завершает формирование саморегуляции в пределах «возраста» (т. е. интериоризацию регуляции).

Сведем признаки фаз интериоризации в табл. 16, выделив находящийся в каждой из соответствующих им фазных ЗБР регулятивный процесс [34]. Признаками фаз являются характерные для их начала подвиды регуляции (см. выше).

Признаки фаз интериоризации регуляции и связанных с ними фазных ЗБР

Сноски

[22] Выготский Л. С., [63], с. 130.
[23] Выготский Л. С., [63], с. 130.
[24] Выготский Л. С., [52], с. 145; курсив мой (С. К.).
[25] Разделение стабильного «возраста» на фазы отражено в научном наследии Выготского неявно, без введения терминов для обозначения фаз. См. также Приложение 1.
[26] Это не означает, что характерный для предшествующей фазы подвид регуляции исчез вместе с соответствующей разновидностью регулируемой активности (поведения): «различные генетические формы сосуществуют», подобно тому, «как в земной коре сосуществуют напластования самых различных геологических эпох» (Выготский Л. С., [60], с. 176). С такой точки зрения, в развитии нет концов, есть лишь череда начал (возникновений новых форм, каждая из которых далее развивается). В то же время необходимость диагностики развития и обоснования педагогической и психологической практики требует установления окончания каждой стадии и каждой ее фазы. Что не вызывает проблем: концом каждой предшествующей фазы или стадии является начало следующей (3.4.1). Но это не означает конца существования сложившихся в предшествующей фазе форм поведения и регуляции. В связи с этим отметим следующее. В литературе есть попытки критиковать Выготского с позиций учения Руссо, но только что сказанное вполне согласуется с «точкой зрения Руссо и его последователей», полагающих, что «любой период жизни имеет характерные только для него преимущества, и детям нужно время для совершенствования способностей, соответствующих каждому такому периоду»; однако нельзя согласиться с таким возражением: «Если мы будем постоянно подталкивать ребенка вперед, мы лишим его возможностей развивать те навыки, которые ему необходимы» (Крэйн У., [166], с. 304). Система идей Выготского не лишает ребенка таких возможностей. Просто мы должны успевать как можно лучше «развивать те навыки, которые ему необходимы», в то время, пока они находятся в ЗБР. Указанных возможностей ребенка лишает не обучение по Выготскому, а противоречащее его идеям положение «в существующей образовательной практике», где «в детском саду форсированная подготовка к школе фактически вытеснила специфические формы жизни ребенка-дошкольника (от игры до разных видов художественного творчества)»: «они либо уступают место “обучению на занятиях”, либо сами дидактизируются – в их содержании начинают зримо проступать черты учебных предметов»; а «начальная школа “подхватывает” и утилизирует наличный репертуар “дошкольных” форм познания (в основном это житейские, эмпирические представления о действительности)». При этом «достигнутый дошкольником уровень развития воображения (как, впрочем, весь его креативный потенциал) начальной школой почти не востребуется. Точнее, накопленный дошкольником опыт творчества чаще отторгается ею» (Давыдов В. В., Кудрявцев В. Т., [99]). Что препятствует развитию творчества и содействует его угасанию. Обучение дошкольников и школьников вне ЗБР неэффективно и вредно (1.1.2, 3.1). А это и происходит при переносе программ и методов из школы в детский сад или из детского сада в школу, не согласованном с возрастными ЗБР детей.
[27] В связи с выявлением в научном наследии Выготского разделения интерфазы на 2 части возникает интересный вопрос о том, не имеет ли в русле идей ученого вообще всякий процесс интериоризации не 3-этапную структуру (интер, экстра, интра), а 4-этапную (или даже еще более сложную). Но изучение этого вопроса выходит за рамки данного исследования.
[28] Выготский Л. С., [63], с. 130.
[29] Выготский Л. С., [63], с. 130.
[30] В контексте обсуждения Выготским этапов «интер» – «интра» в цитируемом месте.
[31] Ср.: «В развитии внутренних опосредованных операций фаза применения внешних знаков (средств регуляции. – С. К.) играет решающую роль. Ребенок переходит к внутренним знаковым (регулятивным. – С. К.) процессам потому, что он прошел фазу, когда эти процессы были вовне». И далее: «Мы присутствуем здесь при процессе величайшей психологической важности: то, что было внешней операцией со знаком (средством регуляции. – С. К.), известным культурным способом овладения собой извне, превращается в новый интрапсихологический слой (регулятивной активности. – С. К.), рождает новую психологическую систему, несравненно более высокую по составу и культурно-психологическую по генезису» (Выготский Л. С., [64], с. 73). По-видимому, в теории ученого «психологическую систему» следует понимать как интериоризованный слой регулятивной активности. (Не путать с применяемым в других местах выражением психологическая система как обозначением психологической теории Выготского.)
[32] Включая способность к отвержению внешней регуляции (4.7). С чем связана самостоятельность этой саморегуляции, вышедшей из зоны ближайшего развития в конце стадии.
[33] Ср.: «Ребенок, усвоив структуру какого-нибудь внешнего приема, уже в дальнейшем строит внутренние процессы по этому типу», начиная «прибегать к внутренним схемам» и «использовать в качестве знака (средства регуляции. – С.К.) свои воспоминания» (Выготский Л. С., [70], с.202). При этом знаковая (регулятивная) операция «из внешне опосредованной … становится внутренне опосредованной», и ребенок уже «не прибегает к помощи внешних знаков (средств регуляции. – С.К.), которые с этой минуты становятся не нужны ему» (Выготский Л. С., [64], с. 70-71).
[34] Аналогично тому, как это было сделано в табл. 6 и табл. 14 (в 4.7 и 5.2).
[35] Осуществляемая независимо от внешней регуляции (с ее отвержением, игнорированием), вышедшая из ЗБР.

См.: Касвинов С. Г. Система Выготского. Книга 1.