4.7. Определения стабильных и нестабильных стадий и ЗБР

Настроить шрифт

Социальная ситуация развития связана не с «кризисами», а именно со стабильными «возрастами» (4.5), и, следовательно, с минимумом «относительной трудновоспитуемости» (4.2). Т. е. с максимумом подчинения ребенка внешней среде, внешней регуляции его поведения взрослыми.

Связанная с этим максимумом социальная ситуация развития «складывается» к началу стабильной стадии и затем постепенно разрушается вплоть до полного «аннулирования» в ее конце (4.5). Таким образом, максимум подчинения ребенка внешней среде, внешней регуляции его поведения взрослыми относится к началу стабильной стадии и может рассматриваться как признак ее начала.

«Аннулирование» той же социальной ситуации развития (исчезновение подчинения ребенка той же внешней регуляции) происходит в конце стабильного «возраста», т. е. в начале следующего за ним «кризиса» (4.5). Таким образом, конец стабильной стадии связан с минимумом подчинения ребенка внешней среде, внешней регуляции его поведения взрослыми (с отвержением, игнорированием такой регуляции).А значит, этот минимум может рассматриваться как признак конца стабильной стадии (начала «кризиса»)

Чтобы выявить в непрерывном течении процесса развития начало стабильной стадии, надо определить тот момент, когда уже сформирована соответствующая социальная ситуация развития, т. е. когда ребенок подчинился характерному для данной стадии виду внешней регуляции. Чтобы найти конец этой стабильной стадии, надо выяснить, когда ребенок стал способен отвергать внешнюю регуляцию того же вида (игнорировать ее)

Речь идет не об автоматическом отвержении внешней регуляции, а о том, что ребенок, перестав быть объектом внешней регуляции и став субъектом саморегуляции, на этом высшем регулятивном уровне самостоятельно принимает решение, подчиниться ли ему внешней регуляции: «Самым характерным для овладения собственным поведением является выбор» [93]. При этом ребенок может принять как решение подчиниться, так и решение не подчиниться. Но подчинение имело место на всем протяжении стабильного «возраста», с его начала (см. выше), поэтому признаком конца стабильной стадии (начала нестабильной) является именно появление неподчинения. Здесь имеется в виду не всякое неподчинение, а именно неподчинение на уровне способности к отвержению (игнорированию) внешней регуляции [94], что является высшим проявлением «относительной трудновоспитуемости» (4.2).

После начала нестабильной стадии «трудновоспитуемость» может снизиться: ребенок находится на пути к новой стабильной стадии, идет процесс формирования новой социальной ситуации развития, связанной с подчинением ребенка внешней регуляции (нового вида). Ребенку, уже способному просто игнорировать прежнюю внешнюю регуляцию, нет нужды бороться со взрослыми, если они считаются с уровнем самостоятельности, достигнутым ребенком. Если же они пытаются управлять им путем насилия, то, разумеется, возможно резкое нарастание у ребенка «абсолютной трудновоспитуемости». Однако сейчас для нас важно лишь то, что «относительная трудновоспитуемость» в начале «кризиса» выше, чем в начале стабильной стадии развития, и достигает максимума в ее конце (т. е. в начале «кризиса»)

Мы выявили общие признаки границ стадий и стадиальных ЗБР, т. е. созревающие к этим границам регулятивные процессы. Сведем их в таблицу 6.

Общие психологические признаки границ стадий и стадиальных ЗБР

Теперь мы можем реконструировать определения стабильной и нестабильной стадий, учитывая, что стадия определяется по признаку ее начала, а не по признаку ее окончания (3.4).

Стабильной называется стадия, в начале которой ребенок подчинился внешней регуляции. Нестабильной называется стадия, в начале которой ребенок стал способен не подчиняться внешней регуляции (отвергать, «отталкивать», игнорировать ее).

То же – иными словами. Признак начала стабильной стадии: ребенок стал объектом характерного для нее вида внешней регуляции. Признак конца стабильной стадии: ребенок перестал быть объектом внешней регуляции того же вида. Причем признак конца стабильной стадии – это признак начала нестабильной стадии (3.5). Поэтому признак начала нестабильной стадии таков: ребенок перестал быть объектом внешней регуляции того ее вида, который характерен для предшествующей стадии развития.

Границы стадиальных ЗБР

Границы стадиальных ЗБР – это границы связанных с ними стадий (3.4). Что дает возможность выявить и определения двух видов стадиальных ЗБР: стабильных и нестабильных. Стабильной называется стадиальная ЗБР, нижней границей которой является начало стабильной стадии. Нестабильной называется стадиальная ЗБР, нижней границей которой является начало нестабильной стадии (т. е. конец стабильной стадии).

Эти определения имеют связь с педагогическим процессом и практической психологией. В стабильной ЗБР находится путь от внешней регуляции к внутренней регуляции [96] (саморегуляции). В нестабильной ЗБР – путь от внутренней регуляции (саморегуляции) к внешней регуляции. Оба этих пути ребенок проходит под влиянием находящегося в данной стадиальной ЗБР обучения, шире – культурного контекста развития (включая работу психологов с детьми и подростками [97]). Очевидно, что педагогический процесс и психологическая практика в стабильной ЗБР и в нестабильной ЗБР имеютсущественно различные особенности.

Сноски

[93] Выготский Л. С., [52], с. 274.

[94] Спор или ссора ребенка со взрослым ради того, чтобы тот отменил свой запрет, означает еще не изжитую ребенком зависимость от взрослого: став способным отвергать внешнюю регуляцию, ребенок уже даже не спорит со взрослым, а попросту игнорирует его воздействия, так как в конце стабильной стадии перестал быть объектом характерной для нее внешней регуляции (4.5). Разумеется, речь не идет о тех случаях, когда взрослый применяет насилие: тогда ссора может быть и позднее.

[95] Осуществляемая независимо от внешней регуляции (с ее отвержением, игнорированием), вышедшая из ЗБР.

[96] Ср.: «Зона ближайшего развития – логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в (внешней. – С. К.) совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, (затем. – С. К.) постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в (внешней. – С. К.) совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится (путем интериоризации. – С. К.) формой актуального развития субъекта» – внутренним психическим процессом (Обухова Л.Ф., [224], с. 223).

[97] Она должна происходить в ЗБР (1.1.2, 3.1).

Касвинов С. Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков.