1.2.7. О различии между стабильными стадиями и между стабильными стадиальными ЗБР: виды внешней регуляции и ее средств

Настроить шрифт

Социальная ситуация развития – это регулятивное субъект-объектное отношение, неотделимое от процесса регуляции (1.2.6). Причем всякая конкретная социальная ситуация развития – отношение «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое» [78].

Таким образом, для разных стабильных стадий характерны различные виды внешней регуляции. Иначе говоря, на каждой стабильной стадии осуществляется и интериоризуется (а в ее конце отвергается) определенный вид внешней регуляции.

Подчинение ребенка внешней регуляции – начало стабильной стадии, а отвержение ребенком внешней регуляции – конец стабильной стадии (1.2.6). Теперь можно уточнить: по подчинению ребенка конкретному виду внешней регуляции определяется начало данной стабильной стадии, а по отвержению ребенком того же вида внешней регуляции – конец этой же стабильной стадии. Различие между видами внешней регуляции и является различием между стабильными стадиями. Сами же виды регуляции различаются по видам средств регуляции (см. ниже). В итоге стабильные стадии различаются между собой по видам средств внешней регуляции. Так же различаются между собой и связанные со стадиями стабильные стадиальные ЗБР: они имеют те же признаки, что и стадии (1.2.3).

Перечислим средства внешней регуляции, характерные для стабильных «возрастов» [79], определяемых по признакам их начал (1.2.3).

«Младенческий возраст» (МВ). Средство внешней регуляции в начале данной стадии – ситуация, воспринимаемая по первой сигнальной системе (первосигнальная ситуация). То есть воспринимаемая младенцем совокупность вещей. Причем это – вещи сами по себе, как объекты восприятия (а не вещи как игровые предметы-заместители [80], например: они смогут оказывать регулятивное воздействие на ребенка гораздо позже). Если рассматривать первосигнальную ситуацию – совокупность вещей – как одну сложную вещь, то схема такой регуляции «человек – вещь – человек» [81].

В этом смысле средство регуляции поведения младенцев – первосигнальная вещь.

«Ранний возраст» (РВ). В начале «раннего возраста» взрослый уже может регулировать поведение ребенка посредством родного языка. Произносимое «слово является командой» [82] – средством регуляции поведения. В конкретной ситуации средством регуляции при воздействии взрослого на ребенка является не язык в целом, а более или менее сложное предложение данного языка (совокупность отдельных слов). «Слово» как средство регуляции («команда») – это совокупность слов, рассматриваемая как одно сложное слово [83]. Схема такой регуляции уже не человек – вещь – человек, а человек – слово – человек. Здесь имеется в виду слово бытовой речи (или, короче, бытовое слово) в отличие от более поздних видов речи (см. ниже).

Средство внешней регуляции в «раннем возрасте» – бытовое слово.

«Дошкольный возраст» (ДВ). «Особенностью дошкольного возраста» является «игра» [84]. Выготский применял выражение «возраст игры» (как «особой формы поведения ребенка») для обозначения «типичной стадии» развития [85]. В игре средством регуляции является игровая ситуация – совокупность вещей, но уже не просто вещей, воспринимаемых по первой сигнальной системе, а игровых вещей (предметов-заместителей). Если понимать совокупность игровых вещей (игровую ситуацию) как одну сложную игровую вещь, то можно сказать, что в «дошкольном возрасте» средством регуляции снова является вещь и схема такой регуляции опять «человек – вещь – человек» [86].

Характерное для «дошкольного возраста» средство регуляции – игровая вещь.

«Школьный возраст» (ШВ). Выготский неоднократно подчеркивал особое значение в «школьном возрасте» слова (речи, словесного мышления). Например: «развитие научного понятия» начинается «со словесного определения понятия» [87], при этом «слово» [88] выступает «в роли средства образования понятия» [89]. Для регуляции поведения учеников учителя применяют слово (предложение), но уже не бытовой речи, а учебной (точнее, учебно-воспитательной). Она отличается от бытовой речи и словарем, и грамматикой. Схема здесь тоже человек – слово – человек, как и в «раннем возрасте», но теперь слово принадлежит к другому виду речи (не бытовой, а учебной) [90].

Средство внешней регуляции в «школьном возрасте» – учебно-воспитательное слово. Для краткости будем называть его учебным словом.